Тема 9.2. Оценка стоимости организации с учётом налогового фактора
Справедливая стоимость бизнеса – это цена гипотетической сделки по приобретению бизнеса или его доли, когда обе стороны заинтересованы в сделке, действуют не по принуждению, обладают достаточной информацией об условиях сделки и считают их справедливыми[1].
Рассмотрим данные виды стоимости бизнеса более подробно.
Под рыночной стоимостьюкомпании понимается наиболее вероятная цена, по которой данная компания может быть отчуждена на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда[2]:
1) одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
2) стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
3) объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
4) цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки не было;
5) платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Рыночная стоимость бизнеса в целях продажи основывается на следующих предположениях:
– покупатели и продавцы являются гипотетическими, типичными для рынка и действуют в своих собственных интересах;
– покупатель «финансовый», а не «стратегический», вносит только капитал и менеджмент, чья компетенция эквивалентна текущему менеджменту;
– покупатель не является акционером, кредитором, зависимым или контролирующим лицом;
– продавец также является гипотетическим и обладает знанием существенных фактов, влияющих на ценность и стоимость бизнеса;
– бизнес продолжит свою деятельность и не будет ликвидирован;
– гипотетическая продажа осуществляется за денежные средства.
Из этих предположений следует, что для продавца ценность продажи бизнеса и стоимость продолжения владения собственностью равны между собой. Также для покупателя, ценность владения бизнесом и стоимость отказа от других альтернатив также одинакова.
Отнесение рыночной стоимости бизнеса к основному критерию эффективности сделки продажи произрастает из следующих основных положений:
1. При оценке рыночной стоимости необходима самая полная информация. Оценка рыночной стоимости опирается на более объективные данные, чем простой коэффициентный анализ бухгалтерской отчетности. Показатели бухгалтерской отчетности в силу сложности и многовариантности методологии бухгалтерского учета часто подвержены искажениям, что затрудняет сравнение данных и принятие обоснованных экономических решений. Независимая аудиторская проверка не решает всех проблем, так как финансовая отчетность может быть достоверна, соответствовать требованиям бухгалтерских стандартов, однако не давать истинную картину о финансовом состоянии предприятия.
2. Рыночная стоимость учитывает долгосрочные перспективы деятельности компании, так как в основе оценки стоимости – прогнозирование денежных потоков, которые в будущем принесут активы компании. Постановка во главу угла краткосрочных показателей (прибыль на акцию, рентабельность собственного капитала) может привести к финансовой несостоятельности компании в будущем.
3. Рыночная стоимость позволяет учесть рискованность бизнеса, в том числе операционный и финансовый риски компании.
4. Рыночная стоимость – это интегральный показатель, в формировании которого участвуют все компоненты хозяйственной деятельности предприятия. В основе зависимости между разными аспектами хозяйственной деятельности – реальные экономические связи. Этим стоимость отличается от рейтинговых оценок, использующих искусственные взаимосвязи между разными показателями хозяйственной деятельности компании.
5. Рыночная стоимость – наиболее понятный и наглядный показатель для будущих инвесторов, покупателей бизнеса.
Инвестиционная стоимость в соответствии с действующими российскими стандартами оценки – «стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях».
Инвестиционная стоимость – стоимость для определенного стратегического покупателя, учитывающая качественные характеристики и синергии покупателя, а также другие характерные для него выгоды, которые могут быть достигнуты через сделку купли-продажи.
Инвестиционная стоимость не может быть ниже рыночной стоимости. Если использование объекта каким-либо инвестором, в т.ч. приобретающей компанией, в конкретных инвестиционных целях дает величину стоимости меньшую, чем рыночная стоимость, разумный инвестор не будет использовать данный объект в подобных инвестиционных целях.
Таким образом, инвестиционная стоимость, по определению, должна быть больше рыночной стоимости, что возможно в т.ч. и за счет появления синергии между данной компанией и другими бизнес-активами данного инвестора.
Ликвидационная стоимость – это стоимость, которую можно получить при продаже оцениваемого объекта за ограниченный срок времени. Данная стоимость всегда ниже или равна рыночной.
Использовать ликвидационную стоимость как базовую для расчета стоимости бизнеса на первый взгляд логично. Однако следует учесть, что применяемые и описанные в литературе подходы к оценке ликвидационной стоимости основаны, как правило, на построении теоретических моделей, отражающих в той или иной степени представления авторов о механизмах формирования величин необходимых скидок от рыночной стоимости[3].
При рассмотрении ликвидационной стоимости детерминированным признаком, отличающим ее от рыночной, является ограниченное время продажи, которое должно быть меньше маркетингового времени или времени экспозиции объекта на рынке, необходимого для продажи имущества по рыночной стоимости.