Оценка финансовых результатов деятельности предприятия.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и менеджера может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа.
Оценка финансовой деятельности предприятия осуществляется на основе бухгалтерской отчетности.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов — это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных факторов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Практика финансового анализа выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов.
Среди них можно выделить 6 основных методов:
-Горизонтальный анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
-Вертикальный анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
-Трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
-Анализ относительных показателей — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
-Сравнительный анализ — это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, так и межхозяйственных анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
-Факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа и производственного управленческого анализа.
5.1. Ценообразование, прибыль и рентабельность.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости продукции. Цены являются важным экономическим рычагом, с помощью которого государство воздействует на развитие экономики в целом, экономики отдельных предприятий, конкуренцию товаропроизводителей, конкурентоспособность продукции и на НТП.
Цены выполняют ряд функций:
Учетная. С помощью цены можно определить сколько стоит обществу производство данной продукции.
Стимулирующая. Цены заинтересовывают предприятия к выпуску продукции, либо к снятию ее с производства, если нет прибыли и не покрываются издержки.
Регулирующая. На основе цен регулируются спрос на виды продукции.
Распределительная.Часть валового дохода общества распределяется между предприятиями бюджетом и вне бюджетными фондами.
В зависимости от объектов обслуживания различают следующие виды цен:
Отпускная цена предприятия;
Оптовые цены;
Розничные цены.
Отпускная цена включает в себя себестоимость производства и реализации продукции, налоги и отчисления, которые увеличивают цену и прибыль предприятия. К указанным налогам относятся: НДС, акциз.
Оптовая цена состоит из отпускной цены предприятия, сбытовых наценок, которые используются оптовыми организациями для покрытия собственных расходов и прибыли оптовых организаций. Предприятие реализует свою продукцию по отпускным ценам оптовым организациям, которые, в свою очередь, по оптовым ценам реализуют продукцию организациям розничной торговли.
Розничная цена состоит из оптовой цены, торговой наценки и прибыли розничных организаций. По розничным ценам продукция реализуется населению, процентное соотношение перечисленных элементов в составе цены составляют ее структуру.
Прибыль является единственным источником создания социальных благ для работников предприятия (строительство жилья, детских садов, объектов здравоохранения и т. д.).
Всю сумму прибыли предприятия называют прибылью, подлежащей налогообложению. Она включает в себя:
Прибыль от реализации продукции;
Прибыль от реализации материальных ценностей;
Прибыль от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции определяется:
,
где В – выручка от реализации продукции;
С – полная себестоимость реализованной продукции;
Н – налоги (НДС, акциз и т. д.).
Прибыль от реализации материальных ценностей – прибыль от продажи излишков ресурсов, основных фондов.
Прибыль от внереализационных операций – прибыль, которую получают от долевого участия в СП, дивиденды по акциям, прибыль от сдачи имущества в аренду и т. д.
Распределение прибыли предприятия:
Прибыль подлежащая налогообложению
«минус»
Налог на недвижимость (1% от остаточной стоимости основных фондов)
«минус»
Льготируемая прибыль (может быть, а может не быть)
(прибыль предприятия, не облагаемая налогом а прибыль: средства на мероприятия по ООС, на строительство детских дошкольных учреждений и т. д.)
«равно»
Налогооблагаемая прибыль
«минус»
Сумма налога на прибыль (24% от налогооблагаемой прибыли)
«равно»
Чистая прибыль.
Прибыль характеризует абсолютный доход предприятия, но не отвечает на вопрос, с какими затратами этот доход был получен.
Прибыль не отвечает на вопрос: на сколько эффективно предприятие использует ресурсы и оборудование.
Для оценки эффективности работы предприятия на ряду с суммой прибыли используется показатель рентабельности.
Существует 2 основных показателя рентабельности:
-Общая рентабельность (рентабельность производства) – характеризует общую эффективность работы предприятия:
где П – суммарная прибыль предприятия;
ОПФ – стоимость ОПФ;
НОС – стоимость нормируемых оборотных средств.
-Рентабельность продукции – характеризует эффективность производства конкретного вида продукции:
где Пр – прибыль от реализации продукции;
С – полная себестоимость продукции.
На рост пибыли и рентабельности оказывают влияние 3 фактора:
Снижение себестоимости продукции;
Повышение качества продукции и связанной с качеством цены продукции;
Увеличение объемов производства.
Все предприятия разрабатывают мероприятия, которые воздействуют на указанные факторы.
Мероприятия:
- внутрипроизводственные (контролируемые);
- внешние (неконтролируемые).