Понятие и сущность антикризисного управления
Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России огромную часть предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисного управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран.
Антикризисное управление стало одним из самых “популярных” терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в предверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства. Некоторые авторы считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства – реальной. Некоторые же авторы, напротив, обращают внимание только на меры по диагностике кризиса и механизмах банкротства и абсолютно забывают про методы антикризисного управления. Однако, верным является системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Исходя из этого, Антикризисным управлением является такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы".
Отличие антикризисного управления от управления в обычном режиме заключается в том, что весь арсенал подходов и методов последнего направлен на развитие и выживание предприятия в долгосрочном аспекте (что включает в себя, в том числе, и недопущение кризиса), то методы первого нацелены исключительно на преодоление уже назревшего кризиса, обеспечение выживания в краткосрочном аспекте. В рамках “нормального” управления критерии принятия решений можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние долгосрочный аспект теряет свою актуальность (“будущего может не быть”), а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств. При этом максимизация денежных средств может и должна осуществляться мерами, не приемлемыми с позиций обычного управления. Антикризисное управление допускает любые потери (в том числе и будущие), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня.
Понятие и сущность кризиса
Кризис в широком смысле, как смена повышательной тенденции понижательной неотъемлемая характеристика рыночной экономики. Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы:
1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).
Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:
1. Социально-экономические факторы общего развития страны
o Рост инфляции;
o Нестабильность налоговой системы;
o Нестабильность регулирующего законодательства;
o Снижение уровня реальных доходов населения;
o Рост безработицы.
2. Рыночные факторы
o Снижение емкости внутреннего рынка;
o Усиление монополизма на рынке;
o Нестабильность валютного рынка;
o Рост предложения товаров-субститутов.
3. Прочие внешние факторы
o Политическая нестабильность
o Стихийные бедствия
o Ухудшение криминогенной ситуации
Внутренние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на::
1. Управленческие
a. высокий уровень коммерческого риска;
b. недостаточное знание конъюнктуры рынка;
c. неэффективный финансовый менеджмент
d. плохое управление издержками производства;
e. отсутствие гибкости в управлении;
f. недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
2. Производственные
a. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
b. Устаревшие и изношенные основные фонды;
c. Низкая производительность труда;
d. Высокие энергозатраты;
e. Перегруженность объектами социальной сферы.
3. Рыночные
a. Низкая конкурентоспособность продукции;
b. Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.
Фазы кризиса
Фазы кризиса, отличающиеся содержанием, последствиями и необходимыми мерами по их устранению.
Первая – снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле). Следствием этого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития. Решение проблемы может лежать как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация предприятия), так и тактического (снижение издержек, повышение производительности).
Вторая – убыточность производства. Следствием служит уменьшение резервных фондов предприятия (если таковые имеются – в противном случае сразу наступает третья фаза). Решение проблемы находится в области стратегического управления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия.
Третья – истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация уже не может быть использована для решения проблемы, так как отсутствуют средства на ее проведение. Нужны оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия и изысканию средств на проведение реструктуризации. В случае непринятия таких мер или их неудачи кризис переходит в четвертую фазу.
Четвертая – неплатежеспособность. Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращенное воспроизводство и (или) платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и (или) банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса.
Для каждой фазы кризиса характерны свои антикризисные мероприятия. Таким образом, для третьей и четвертой фаз характерны нестандартные, экстремальные условия функционирования предприятия, требующие срочных вынужденных мер. Ключевым моментом здесь является наступление или приближение неплатежеспособности. В таких условиях необходимо в кратчайшие сроки обеспечить устранение возникшей неплатежеспособности и не допустить обращение кредиторов в суд для возбуждения дела о несостоятельности и банкротстве предприятия. На первой и второй фазах кризиса, характеризующихся снижением рентабельности и объемов прибыли, ухудшением финансового положения предприятия, сокращением источников и резервов развития, уменьшением резервных фондов предприятия, убыточностью производства, рекомендуются более «мягкие» антикризисные мероприятия, направленные на восстановление финансовой устойчивости и обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Однако, если мероприятия, предложенные антикризисным управляющим, не дадут желаемого эффекта, или не будет предпринято ни каких действий, то предприятие может перейти в более глубокие фазы кризиса (третья и четвертая фаза). Характеристика фаз экономического кризиса и мероприятия, рекомендованные к применению на каждой из фаз, представлены на рисунке.