Тема№1. Понятия, сущность кризиса и антикризисного

СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Антикризисное управление

Кондратьев В.Н.

Сочи 2016

УДК 338.1

Содержание:

Тема№1. Понятия, сущность кризиса и антикризисного

управления. 4 1.1 Понятие и сущность антикризисного управления 4

Понятие и сущность кризиса 5

Фазы кризиса 7

Тема№2.Возможные последствия наступления

Кризисного состояния организации 11

Тема№3. Классификация факторов, оказывающих

Влияние на кризисное состояние 13

Тема№4. Основы антикризисного управления

Организации 18

Принципы антикризисного финансового управления организацией 18 4.2. Финансовая отчетность как информационная база анализа финансового состояния организации 21

Тема№5. Финансовое оздоровление несостоятельных

Организаций 26

Причины ухудшения финансового состояния организации 26

Классификатор причин неплатежеспособности организации 31

Этапы и меры возможной стабилизации финансового состояния организации 36

5.4. Типичные варианты управленческих воздействий в целях

Финансового оздоровления деятельности организации 42

Реструктуризация долгов и обязательств организации 51

Реструктуризация дебиторской задолженности

(инкассации, взыскание, сокращение) 52

Реструктуризация кредиторской задолженности 63

Меры по оптимизации имущественного комплекса организации 78

Финансовое оздоровление организации за счет использования

Внешней помощи 81

Санация организации-должника 81

Реорганизация юридического лица 90

Тема№6. Основы праворегулирования порядка предупреждения и проведения процедур банкротства организации. 93

Понятия и виды правовых процедур 93

Предупреждение банкротства 97

Арбитражные процедуры 99

Наблюдение 100

Финансовое оздоровление 106

Внешнее управление 110

Конкурсное производство 122

Мировое соглашение 131

Тема№7. Особенности проведения процедур банкротства отдельных важных категорий организаций-должников 137

Банкротство градообразующих организаций 137

Банкротство сельскохозяйственных организаций 141

Банкротство стратегических предприятий и организаций 142

Банкротство субъектов естественных монополий 152

Тема№8. Государственное регулирование экономических систем в условиях кризиса 156

Государственное регулирование экономических процессов

В условиях рыночной и переходной систем хозяйствования 156

Формы воздействия государства на экономическую систему 166

Обеспечение экономической безопасности государства и бизнеса 177

Институт банкротства предприятий в переходный период

Развития экономики России 189

Государственное регулирование отношений несостоятельности

И процессов финансового оздоровления 204

Тема№1. Понятия,сущность кризиса и антикризисного

Управления.

Понятие и сущность кризиса

Кризис в широком смысле, как смена повышательной тенденции понижательной неотъемлемая характеристика рыночной экономики. Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы:

1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);

2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:

1. Социально-экономические факторы общего развития страны

o Рост инфляции;

o Нестабильность налоговой системы;

o Нестабильность регулирующего законодательства;

o Снижение уровня реальных доходов населения;

o Рост безработицы.

2. Рыночные факторы

o Снижение емкости внутреннего рынка;

o Усиление монополизма на рынке;

o Нестабильность валютного рынка;

o Рост предложения товаров-субститутов.

3. Прочие внешние факторы

o Политическая нестабильность

o Стихийные бедствия

o Ухудшение криминогенной ситуации

Внутренние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на::

1. Управленческие

a. высокий уровень коммерческого риска;

b. недостаточное знание конъюнктуры рынка;

c. неэффективный финансовый менеджмент

d. плохое управление издержками производства;

e. отсутствие гибкости в управлении;

f. недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности

2. Производственные

a. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;

b. Устаревшие и изношенные основные фонды;

c. Низкая производительность труда;

d. Высокие энергозатраты;

e. Перегруженность объектами социальной сферы.

3. Рыночные

a. Низкая конкурентоспособность продукции;

b. Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Фазы кризиса

Фазы кризиса, отличающиеся содержанием, последствиями и необходимыми мерами по их устранению.

Первая – снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле). Следствием этого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития. Решение проблемы может лежать как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация предприятия), так и тактического (снижение издержек, повышение производительности).

Вторая – убыточность производства. Следствием служит уменьшение резервных фондов предприятия (если таковые имеются – в противном случае сразу наступает третья фаза). Решение проблемы находится в области стратегического управления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия.

Третья – истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация уже не может быть использована для решения проблемы, так как отсутствуют средства на ее проведение. Нужны оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия и изысканию средств на проведение реструктуризации. В случае непринятия таких мер или их неудачи кризис переходит в четвертую фазу.

Четвертая – неплатежеспособность. Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращенное воспроизводство и (или) платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и (или) банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса.

Для каждой фазы кризиса характерны свои антикризисные мероприятия. Таким образом, для третьей и четвертой фаз характерны нестандартные, экстремальные условия функционирования предприятия, требующие срочных вынужденных мер. Ключевым моментом здесь является наступление или приближение неплатежеспособности. В таких условиях необходимо в кратчайшие сроки обеспечить устранение возникшей неплатежеспособности и не допустить обращение кредиторов в суд для возбуждения дела о несостоятельности и банкротстве предприятия. На первой и второй фазах кризиса, характеризующихся снижением рентабельности и объемов прибыли, ухудшением финансового положения предприятия, сокращением источников и резервов развития, уменьшением резервных фондов предприятия, убыточностью производства, рекомендуются более «мягкие» антикризисные мероприятия, направленные на восстановление финансовой устойчивости и обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Однако, если мероприятия, предложенные антикризисным управляющим, не дадут желаемого эффекта, или не будет предпринято ни каких действий, то предприятие может перейти в более глубокие фазы кризиса (третья и четвертая фаза). Характеристика фаз экономического кризиса и мероприятия, рекомендованные к применению на каждой из фаз, представлены на рисунке.

Тема№1. Понятия, сущность кризиса и антикризисного - student2.ru



Предупреждение банкротства

В случае возникновения первых признаков несостоятельности руководитель организации должника обязан направить собственнику имущества, учредителям должника сведения о наличии признаков банкротства у организации.

Руководитель предприятия-должника, учредители организации-должника, собственник имущества должника, органы исполнительной власти на различных уровнях управления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

В целях предупреждения банкротства необходимо систематически силами аппарата управления проводить анализ финансовой устойчивости и при появлении первых признаков ухудшения финансового положения предприятия выявлять причины такого положения и устранять их, такую работу проводят до полного восстановления финансовой устойчивости предприятия.

Для этого руководство разрабатывает программу вывода из кризиса (краткосрочную и среднесрочную), по крайней мере, план мероприятий. Меры по предупреждению ухудшения финансового положения предприятия следует принимать до момента просрочки платежей кредиторам свыше трех месяцев, т. е. до возможного момента подачи кредиторами в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть также приняты кредиторами или иными лицами по соглашению с организацией должника. Эти меры должны приниматься (разрабатываться) как только у предприятия появляются случаи просроченной кредиторской задолженности.

В качестве примера к таким мерам можно отнести:

1) оказание временной финансовой помощи собственником предприятия, кредитором по соглашению с должником, третьим лицом с согласия должника или под залог и гарантию указанных лиц;

2) укрепление руководства предприятием;

3) сокращение различного рода затрат;

4) улучшение производственного процесса.

Учредителями организации-должника, собственником имущества и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности.

Предоставление финансовой помощи, как правило, сопровождается принятием на себя организации-должника или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Однако финансовая либо другая помощь от сторонних лиц может иметь место лишь с согласия организации-должника.

Оказание финансовой помощи должнику может быть как на возмездной, так и на безвозмездной основе, в виде предоставления необходимых денежных средств под различные гарантии: залог, поручительство, банковская гарантия, может быть даже отсрочка по уплате налогов по соглашению с налоговой инспекцией и др.

В целях результативного проведения досудебной санации организация-должник осуществляет разработку программы (плана) мер по выходу из неустойчивого финансового состояния, в которой должны быть четко прописаны действия должника по мобилизации внутренних ресурсов и резервов, по рациональному использованию получаемых финансовых средств, а также по устранению негативных причин, повлекших возникновение первых признаков несостоятельности организации. Без такой программы (плана) финансовая помощь не предоставляется.

В рамках этой программы могут быть заключены соглашения о временной отсрочке погашения долгов, о возможном погашении долгов предыдущей организацией, услугами (арендой своих цехов), материальными запасами и другими мерами.

Восстановление платежеспособности может требовать структурной перестройки организации, замены руководящих кадров.

Арбитражные процедуры

Процедуры банкротства — наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление имуществом организации-должника, конкурсное производство, мировое соглашение — применяются по решению и под контролем арбитражного суда. Организация-должник на любом этапе арбитражного производства по делу о банкротстве может заключить с кредиторами при их согласии мировое соглашение.

Особенностью применения указанных арбитражных процедур состоит в том, что правовое положение юридического лица организации-должника не изменяется: сохраняется как сама организация в качестве субъекта права, так и единый имущественный комплекс.

Использование процедур направлено на улучшение экономического положения организации-должника, является последними попытками со стороны арбитражного суда помочь организации ликвидировать неудовлетворительную структуру ее баланса, устранить неплатежеспособность организации, повысить ее финансовую устойчивость в краткосрочном и долгосрочном временном периоде.

Рассмотрим каждую процедуру в отдельности.

Наблюдение

Определение арбитражного суда о введении наблюдения в организации-должника производится на основе рассмотрения судом обоснованности заявлений должника, либо кредитора, либо уполномоченных органов о признании организации-должника банкротом.

Заявление должника подается в суд в письменной форме и подписывается руководителем предприятия. В заявлении должно быть указано:

Ø наименование арбитражного суда;

Ø сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;

Ø сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам предприятия;

Ø обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

Ø сведения о принятых к производству исковых заявлений в судах, исполнительных документов, предъявленных к бесспорному списанию;

Ø сведения об имеющемся имуществе, денежных средствах, дебиторской задолженности;

Ø номера счетов в разных банках;

Ø сведения о наличии имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве.

К заявлению прилагаются:

Ø список кредиторов и должников и размеров их задолженности;

Ø бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;

Ø протокол собрания акционеров (учредителей) предприятия;

Ø обосновывающие документы о неспособности предприятия удовлетворить требование кредиторов в полном объеме;

Ø отчет о стоимости имущества должника, подготовленный независимым оценщиком;

Ø протокол собрания работников предприятия о выборе представителя работников для участия в суде.

Заявление конкурсного кредитора о признании организации-должника банкротом подается в арбитражный суд в письменной форме, подписывается его руководителем.

В заявлении должны быть указаны следующие основные данные:

Ø наименование арбитражного суда:

Ø наименование должника и его почтовый и юридический адрес;

Ø размер требований кредиторов к должнику и обязательство должника, из которого возникло требование, просроченность долга;

Ø доказательства обоснованности требований кредитора; и др.

К заявлению прилагаются:

Ø обязательства должника перед конкурсным кредитором;

Ø доказательства оснований возникновения задолженности;

Ø исполнительный лист, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и т. д.;

Ø переписка.

Заявление уполномоченного органа о признании организации-должника банкротом должно отвечать содержанию, аналогичному заявлению кредитора.

К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должно быть приложено решение налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника, сведения о размере задолженности по обязательным платежам.

По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит определение (если требования к должнику признаны обоснованными), в котором указывается о введении наблюдений, об утверждении временного управляющего, размера его вознаграждения и источника его выплаты.

Временный арбитражный управляющий выбирается на основе трех кандидатур, составленных заявленной саморегулируемой организацией и удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом.

Наблюдение является процедурой, направленной в первую очередь на обеспечение сохранности имущества должника и проведение тщательного анализа его финансового состояния с целью выявления возможности восстановить платежеспособность предприятия.

Наблюдение — обязательная стадия разбирательства дела о банкротстве. Данная процедура вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом на срок до 7 месяцев.

Наблюдение осуществляет назначенный арбитражным судом арбитражный управляющий, который не подменяет органы управления предприятия-должника.

Однако требуется согласие временного управляющего на сделки, за исключением случаев, связанных с:

Ø передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением имущества в качестве вклада в уставный капитал других обществ;

Ø получением и выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав, переводом долга, с учреждением доверительного управления имуществом должника;

Ø распоряжением иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника.

С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом вводится наблюдение. С этого момента — имущественные требования к предприятию могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного законом о банкротстве:

Ø приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, возмещения вреда жизни и здоровья и т. д., вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании предприятия должником;

Ø запрещается удовлетворение требований учредителей (участника) должника о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников, вклада должником размещенных акций или выплаты стоимости пая;

Ø запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

Ø не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;

Ø определение арбитражного суда направляется в банки и иные кредитные учреждения, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Введение наблюдения не означает отстранение руководителя предприятия и иных органов управления предприятия, которые осуществляют свои полномочия с ограничениями.

Органы управления организации-должника не вправе принимать решения о:

Ø реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

Ø создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах;

Ø создании филиалов и представительств;

Ø выплате дивидендов;

Ø размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

Ø выходе из состава участников предприятия должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций. Решения об участии в ассоциациях и других объединениях могут приниматься только с согласия временного управляющего.

Если руководитель организации-должника не принимает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества должника, чинит препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей, то арбитражный суд вправе по заявлению управляющего отстранить руководителя организации от должности. В этом случае временный управляющий исполняет обязанности руководителя.

Временный управляющий обязан в первую очередь:

Ø принимать меры по обеспечению сохранности имущества;

Ø проводить анализ финансового состояния должника;

Ø определять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства организации;

Ø устанавливать списки кредиторов и размеров их требований;

Ø побуждать должника принимать меры по восстановлению платежеспособности организации;

Ø созывать первое собрание кредиторов;

Ø давать предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Не позднее, чем за 10 дней до даты окончания наблюдения должно состояться первое собрание кредиторов, созываемое временным управляющим. На первом собрании кредиторов принимаются решения о:

Ø введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством;

Ø введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством;

Ø открытии конкурсного производства по ходатайству о признании должника банкротом;

Ø образовании комитета кредиторов;

Ø определении требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющего;

Ø определении саморегулируемой организации;

Ø выборе реестродержателя.

Финансовое оздоровление

На основе сведений о финансовом состоянии должника и предложений временного управляющего (изложенных в его отчете) о возможности восстановления платежеспособности должника решение первого собрания кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать предлагаемый срок финансового оздоровления, план финансового оздоровления, график погашения задолженности и требования к кандидатуре административного управляющего.

С ходатайством о введении финансового оздоровления организации-должника и его обеспечении к первому собранию кредиторов могут обратиться учредители (участники) должника, собственники имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица.

Если такое ходатайство отсутствует, но есть основания для восстановления платежеспособности организации-должника, принимается решение о введении внешнего управления с обращением в арбитражный суд с соответствующим ходатайством.

К ходатайству о введении финансового оздоровления организации прилагаются:

Ø график погашения задолженности;

Ø документы о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством и иными способами. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой, имуществом и имущественными правами, принадлежащими должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Одновременно с введением финансового оздоровления арбитражным судом утверждается административный управляющий. Утверждение административного управляющего не означает отстранение от управления руководителя организации. В определении арбитражного суда о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления и содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

Важным документом по регулированию процедуры финансового оздоровления организации является план финансового оздоровления организации.

План финансового оздоровления подготавливается учредителями (участниками) должника, собственником имущества — унитарного предприятия, руководителем и аппаратом управления организации-должника при участии административного управляющего, утверждается собранием кредиторов и предусматривает способы получения денежных средств за счет мобилизации внутрипроизводственных резервов и за счет обеспечения, предоставленного третьими лицами. Получаемые по плану финансового оздоровления денежные средства будут использованы для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе проведения данной процедуры банкротства.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее, чем за месяц до даты окончания срока процедуры финансового оздоровления, погашение требований кредиторов первой и второй очереди (требования граждан — за причинение вреда жизни или здоровью, требования граждан по оплате труда и выходных пособий) не позднее чем через шесть месяцев с даты введения процедуры финансового оздоровления.

Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан;

Ø вести реестр требований кредиторов;

Ø созывать собрание кредиторов;

Ø рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности и докладывать собранию кредиторов;

Ø осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов.

Имеет право:

Ø согласовывать сделки и решения должника и представлять информацию кредиторам об этих сделках и решениях;

Ø обращаться в арбитражный суд с ходатайством об устранении руководителя должника, если он не принимает действенных мер по восстановлению платежеспособности организации;

Ø предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений.

Органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями.

Должник не имеет права без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки, которые:

Ø связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% в балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату;

Ø влекут за собой выдачу займов, поручительств и гарантий;

Ø принимать решения о своей реорганизации, также без согласия лица, предоставившего обеспечение;

Ø совершать сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств, превышающих в совокупности более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредитора.

Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки, которые:

Ø влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

Ø связаны с приобретением, отчуждением имущества должника, за исключением готовой продукции;

Ø влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

Ø влекут за собой получение займов, кредитов.

Не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления с приложениями: балансом на последнюю отчетную дату, отчетом о прибылях и убытках, документами, подтверждающими погашение требований кредиторов. Административный управляющий на основании полученного отчета должника составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. Данное заключение направляется в арбитражный суд и кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов. Если требования кредиторов не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которые помогут принять одно из решений об обращении с ходатайством в суд о:

Ø введении внешнего управления;

Ø признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Соответственно арбитражный суд выносит решение:

Ø при наличии оснований для восстановления платежеспособности должника — ввести внешнее управление;

Ø при отсутствии оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства — признать должника банкротом и открыть конкурсное производство.

Учитывая то обстоятельство, что совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двадцать четыре месяца, в случае, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления для должника прошло более чем восемнадцать месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления, а только о введении процедуры конкурсного производства.

Внешнее управление

Введение внешнего управления в организации-должника производится на основе определения арбитражного суда, в котором утверждается и кандидатура внешнего управляющего.

Внешнее управление имуществом организации-должника вводится в случае, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового положения явилось неудовлетворительное управление организацией и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность организации в целях продолжения ее деятельности путем осуществления производственных, организационных и экономических мероприятий.

Внешнее управление вводится на срок не более восемнадцати месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

В отличие от полномочий временного управляющего, административного управляющего внешний управляющий осуществляет руководство организацией-должником в полном объеме вместо отстраненных органов управления должника. С даты введения внешнего управления:

Ø отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

Ø вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления;

Ø приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнительных документов, вступивших в законную силу о взыскании задолженности по заработной плате, о возмещении вреда жизни и здоровью, а также по текущим платежам;

Ø не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России на дату введения внешнего управления.

С даты введения внешнего управления в организации-должника внешний управляющий имеет право:

Ø распоряжаться имуществом должника в соответствии с утвержденным собранием кредиторов планом внешнего управления, который должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы по их реализации и иные расходы должника;

Ø заявлять обоснованный отказ от исполнения договоров должника;

Ø заключать от имени должника мировое соглашение;

Ø заключать только с согласия собрания (комитета) кредиторов крупные сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника;

Ø заключать после согласования с собранием (комитетом) кредиторов сделки, влекущие за собой получение или выдачу займов, поручительств, гарантий, уступку прав требований;

Ø перевод долга, отчуждение или приобретение акций.

Если возможность и условия заключения вышеуказанных сделок предусмотрены планом внешнего управления, то внешний управляющий может заключать такие сделки без согласия собрания (комитета) кредиторов.

В случаях если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Решения внешнего управляющего, влекущие за собой увеличение расходов должника по фонду потребления, не предусмотренные планом внешнего управления, могут быть приняты только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Рассмотрим меры по восстановлению платежеспособности организации при проведении внешнего управления.

Планом внешнего управления согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должников:

Ø перепрофилирование производств;

Ø закрытие нерентабельных производств;

Ø взыскание дебиторской задолженности;

Ø продажа части имущества должника;

Ø уступка прав требования должника;

Ø исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

Ø увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

Ø размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

Ø продажа предприятия должника;

Ø замещение активов должника.

Наряду с указанными общими мерами по восстановлению платежеспособности организации на основе диагностики конкретной организации, ее специфики, используя классификатор процедур финансового оздоровления и блоки программы финансового оздоровления, разрабатываются конкретные мероприятия.

Рассмотрим более подробно отдельные меры по восстановлению платежеспособности должника (общего характера).

1. Продажа части имущества должника.

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества должника на открытых торгах.

Продажа имущества должника не должна приводить к невозможности осуществления должником св

Наши рекомендации