Понятия, цели и задачи антикризисного менеджмента

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………....3

1 Понятия, цели и задачи антикризисного менеджмента.…………. ....………...6

1.1 Сущность антикризисного менеджмента …………….……………………..6

1.2 Причины экономического кризиса субъектов деятельности……...............10

1.3 Эффективность антикризисного менеджмента……………………………..13

2 Пути совершенствования выхода организации из кризиса ………………..15

2.1Разработка мер, способствующих преодолению кризисных явлений в организации……………………………………………………………………………...15

2.2 Расчет эффективности мероприятий по выходу организации из кризиса.17

Заключение………………………………………………………………………...21

Список использованных источников…………………………………………….23

Введение

Понятия «антикризисный менеджмент», «антикризисное управление» являются сравнительно новыми в экономической литературе. В определенной степени это связано с бытующими представлениями о производственном характере кризисов, их сложной прогнозируемостью и сравнительно коротком времени протекания. Причем, если на уровне национальной экономики кризис представляет собой сильно ощутимое явление, то кризисы отдельных фирм обращают на себя внимание, как правило, лишь у специалистов

Актуальность и практическая значимость данной темы исследования курсовой работы обусловлена рядом причин:

1)Они порождены непродуманностью экономической концепции и стратегии развития хозяйства в условиях рыночных отношений;

2)низким качественным потенциалом управленческих кадров;

3)разрывом экономических связей между странами СНГ;

4)замедленного формирования организационно-правовых основ развития экономики;

5)наличие социально-психологических стереотипов, не воспринимающих необходимость перехода к рыночным отношениям;

6)экономическая нестабильность.

Вопросы управления наиболее остро стоят в условиях общественно-экономических трансформаций, что характерно для Республики Беларусь в последние годы. Смена способов производства, изменение границ хозяйства, сдвиг экономических приоритетов кардинальным образом проявились в белорусской экономике на макро- и микроуровнях. Кризисное состояние всей её структуры на протяжении нескольких лет выдвинуло на первое место проблему формирования и развития антикризисного управления как на уровне государства, так и на уровне предприятий.

При написании данной курсовой работы я руководствовалась тем, что антикризисный менеджмент является одной из отраслей общего управления организацией. При этом огромную помощь в написании курсовой работы оказали следующие литературные источники: Попов Р.А. «Антикризисный менеджмент», Коротков Э.М « Антикризисное управление», Беляев А.А. «Антикризисное управление», Грязнова А.Г. «Антикризисный менеджмент», а также многие учебные пособия и учебники других авторов.

Основной акцент курсовой работы сделан на вопросы преодоления кризисных ситуаций, т.к. в настоящее время проблема «самовыживаемости» особенно остро стоит перед многими предприятиями, затрагивает белорусскую управленческую науку и практику. В сжатом виде излагаются вопросы банкротства и постбанкротных мероприятий, которые достаточно подробно освещены в вышеперечисленной литературе.

В соответствии с планом курсовой работы весь материал разделён на три главы. Целям общего комплексного информирования по всем проблемам антикризисного менеджмента посвящена первая глава курсовой работы. В ней определяется вся сущность антикризисного менеджмента, причины экономического кризиса субъектов деятельности, факторы, влияющие на его развитие, а также рассматриваются особенности антикризисного управления в зарубежных странах на примерах США, Японии,Германии.

Вторая глава курсовой работы посвящена анализу системы управления организацией на примере конкретной организации. В данной главе рассматривается организационно-экономическая характеристика организации, проводится анализ внутренних факторов, влияющих на состояние организации, а также внешних факторов деятельности организации.

В третьей главе рассматриваются пути совершенствования выхода организации из кризиса: разработка мер, способствующих преодолению кризисных явлений в организации, а также рассчитывается эффективность мероприятий по выходу из кризиса.

Предметом исследования курсовой работы является антикризисный менеджмент.

Объектом исследования выступает реальное коммунальное жилищное унитарное предприятие «ААА».

Целью курсовой работы является анализ антикризисного менеджмента предприятия на основе проведения финансового анализа на примере КЖУП «ААА».

Для достижения данной цели рассматриваются следующие задачи:

-провести анализ состава и структуры механизма банкротства;

-изучить нормативно-провавую базу, регулирующую процедуры банкротства;

-исследовать общие и специфические факторы и признаки возникновения кризисных ситуаций на предприятии;

-раскрыть цели, задачи и методы антикризисного менеджмента, а так же их практическое применение;

-провести диагностику финансового состояния конкретного предприятия;

-разработать мероприятия по выходу из кризиса.

Из кризиса

В условиях кризисного положения менеджеры высшего уровня управления могут взять на вооружение различные формы и методы выхода из данной ситуации.

1. Сокращение издержек. В условиях кризиса сокращение издержек - один из наиболее действенных инструментов, которым предприятие может воспользоваться для стабилизации финансового положения. Для этого нужно выполнить следующие процедуры:

· Формирование бюджета предприятия. Планирование затрат и передача полномочий по их правлению менеджерам подразделений позволят значительно снизить издержки предприятия. Это позволит оптимизировать движение денежных потоков и удержать затраты на заданном уровне.

· Ужесточение контроля всех видов издержек.

· Централизация принятий всех решений, которые влияют на движение материальных активов предприятия

· Сокращение (замораживание) расходов, связанные с развитием существующих долгосрочных проектов: НИОКР, капитального строительства и других вложений, окупаемость которых превышает один год. [5]

2. Разработка и внедрение новой структуры управления предприятием

3. Увеличение поступления денежных средств в организацию.

Привлечение денежных средств в организацию в условиях кризиса осуществляется в основном по трем главным направлениям — во-первых: продажа и сдача в аренду активов компании; во-вторых: оптимизация продаж; в-третьих: изменение кредитной политики для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.

Ускоренная ликвидность оборотных активов, обеспечивающая рост положительного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:

· ликвидации портфеля краткосрочных финансовых вложений;

· ускорения инкассации дебиторской задолженности;

· снижения периода предоставления товарного (коммерческого) кредита;

· увеличения размера ценовой скидки при осуществлении наличного расчета за реализуемые услуги;

· снижения размера страховых запасов товарно-материальных ценностей;

· уценки трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации у других.

Ускоренное частичное дезинвестирование внеоборотных активов, обеспечивающее рост положительного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:

· реализации высоликвидной части долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля;

· проведение операций возвратного лизинга, в процессе которых ранее приобретенные в собственность основные средства продаются лизингодателю с одновременным оформлением договора их финансового лизинга;

· ускоренной продажи неиспользуемого оборудования по ценам спроса на соответствующем рынке;

· аренды оборудования, ранее намечаемого к приобретению в процессе обновления основных средств и других.

Ускоренное сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств, обеспечивающее снижение объема отрицательного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:

· реструктуризации портфеля краткосрочных финансовых кредитов с переводом отдельных из них в долгосрочные;

· увеличения периода предоставляемого поставщиками товарного (коммерческого) кредита;

· отсрочки расчетов по отдельным формам внутренней кредиторской задолженности предприятия и других.

4. Проведение реструктуризации кредиторской задолженности;

5. Поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь;

6. Ресурсосбережение: внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использования вторичного сырья, организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов, изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь;

7. Реинжиниринг бизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбора и расстановки персонала, систему управления качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции и услуг, инвестиционную и ценовую политику и др.[6]

Заключение

В данной курсовой работе рассматривается важность антикризисного менеджмента на предприятии. Был также проведен анализ финансового состояния реально существующего предприятия – КЖУП «ААА».Основной целью проведенного анализа хозяйственной деятельности предприятия является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре трудовых показателях.

Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин. Во-первых, в настоящее время, в белорусской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину белорусских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению белорусского рынка. Во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности белорусских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния.

В теоретической части рассматривается основания для признания предприятия неплатежеспособным. Приводится методика анализа деятельности предприятия, рассчет показателей ликвидности и платежеспособности.

Во второй части анализируется деятельность КЖУП «Светочь», основываясь на методику приведенную в первой части курсовой работы. Разбираются причины создавшие сложившуюся ситуацию на предприятии.

В III части приводятся разработка мер, способствующих преодолений кризисных явлений в организации и рассчет эффективности мероприятий по выходу организации из кризиса.

В результате, можно сделать следующие выводы:

1.одним из важных этапов формирования антикризисной стратегии предприятия является стратегический анализ отрасли, в которой предприятия существует, либо открывается; сегмента рынка, в котором будет, либо уже позиционируется продукция предприятия; анализ опыта конкурентов – их ошибок и успехов; а также, многих других факторов, которые в той или иной степени могут повлиять на работу и прибыльность предприятия.

2.Одним из наиболее удобных, на мой взгляд, методов анализа является так называемый SWOT-анализ. Несмотря на то, что его принципы были разработаны достаточно давно, в 60-х годах двадцатого века, они не потеряли актуальности и объективности по сей день. SWOT-анализ удобен, прежде всего, тем, что в рамках одной матрицы аналитик может рассмотреть как внутренний потенциал предприятия, его ресурсы и резервы, так и влияние внешней среды на работу предприятия и его успешность на рынке и в отрасли.

3.Полноценный, грамотный и качественный стратегический анализ предприятия помогает менеджменту предприятия определить стратегические цели и ориентиры на разные периоды времени – от краткосрочных (до 1 года) до средне- и долгосрочных прогнозов и планов.

Список использованной литературы

1. Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000 г. №423-3. – Мн.: Амалфея, 2201. – 208 с

2. Антикризисное управление: Учеб. пособие для слушателей программы Master of Business Administration / А.А.Быков, Т.Н. Беляцкая. – Мн.: изд. Центр БГУ,2003. – 256с.

3. Антикризисный менеджмент// grandars.ru [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/

4. Новичихина М. Е. Принципы ведения переговоров / А. Е. Богоявленский, Е. Б. Курганова и др. // Связи с общественностью: теория и практика. - Воронеж, 2010. С. 281 - 299.

5. Антикризисное управление// moluch.ru [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/63/9931/

6. Стратегический менеджмент: теория и практика: учеб. пособие /А.Т.Зуб. – М.: Аспект-пресс,2002. – 415с.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………....3

1 Понятия, цели и задачи антикризисного менеджмента.…………. ....………...6

1.1 Сущность антикризисного менеджмента …………….……………………..6

1.2 Причины экономического кризиса субъектов деятельности……...............10

1.3 Эффективность антикризисного менеджмента……………………………..13

2 Пути совершенствования выхода организации из кризиса ………………..15

2.1Разработка мер, способствующих преодолению кризисных явлений в организации……………………………………………………………………………...15

2.2 Расчет эффективности мероприятий по выходу организации из кризиса.17

Заключение………………………………………………………………………...21

Список использованных источников…………………………………………….23

Введение

Понятия «антикризисный менеджмент», «антикризисное управление» являются сравнительно новыми в экономической литературе. В определенной степени это связано с бытующими представлениями о производственном характере кризисов, их сложной прогнозируемостью и сравнительно коротком времени протекания. Причем, если на уровне национальной экономики кризис представляет собой сильно ощутимое явление, то кризисы отдельных фирм обращают на себя внимание, как правило, лишь у специалистов

Актуальность и практическая значимость данной темы исследования курсовой работы обусловлена рядом причин:

1)Они порождены непродуманностью экономической концепции и стратегии развития хозяйства в условиях рыночных отношений;

2)низким качественным потенциалом управленческих кадров;

3)разрывом экономических связей между странами СНГ;

4)замедленного формирования организационно-правовых основ развития экономики;

5)наличие социально-психологических стереотипов, не воспринимающих необходимость перехода к рыночным отношениям;

6)экономическая нестабильность.

Вопросы управления наиболее остро стоят в условиях общественно-экономических трансформаций, что характерно для Республики Беларусь в последние годы. Смена способов производства, изменение границ хозяйства, сдвиг экономических приоритетов кардинальным образом проявились в белорусской экономике на макро- и микроуровнях. Кризисное состояние всей её структуры на протяжении нескольких лет выдвинуло на первое место проблему формирования и развития антикризисного управления как на уровне государства, так и на уровне предприятий.

При написании данной курсовой работы я руководствовалась тем, что антикризисный менеджмент является одной из отраслей общего управления организацией. При этом огромную помощь в написании курсовой работы оказали следующие литературные источники: Попов Р.А. «Антикризисный менеджмент», Коротков Э.М « Антикризисное управление», Беляев А.А. «Антикризисное управление», Грязнова А.Г. «Антикризисный менеджмент», а также многие учебные пособия и учебники других авторов.

Основной акцент курсовой работы сделан на вопросы преодоления кризисных ситуаций, т.к. в настоящее время проблема «самовыживаемости» особенно остро стоит перед многими предприятиями, затрагивает белорусскую управленческую науку и практику. В сжатом виде излагаются вопросы банкротства и постбанкротных мероприятий, которые достаточно подробно освещены в вышеперечисленной литературе.

В соответствии с планом курсовой работы весь материал разделён на три главы. Целям общего комплексного информирования по всем проблемам антикризисного менеджмента посвящена первая глава курсовой работы. В ней определяется вся сущность антикризисного менеджмента, причины экономического кризиса субъектов деятельности, факторы, влияющие на его развитие, а также рассматриваются особенности антикризисного управления в зарубежных странах на примерах США, Японии,Германии.

Вторая глава курсовой работы посвящена анализу системы управления организацией на примере конкретной организации. В данной главе рассматривается организационно-экономическая характеристика организации, проводится анализ внутренних факторов, влияющих на состояние организации, а также внешних факторов деятельности организации.

В третьей главе рассматриваются пути совершенствования выхода организации из кризиса: разработка мер, способствующих преодолению кризисных явлений в организации, а также рассчитывается эффективность мероприятий по выходу из кризиса.

Предметом исследования курсовой работы является антикризисный менеджмент.

Объектом исследования выступает реальное коммунальное жилищное унитарное предприятие «ААА».

Целью курсовой работы является анализ антикризисного менеджмента предприятия на основе проведения финансового анализа на примере КЖУП «ААА».

Для достижения данной цели рассматриваются следующие задачи:

-провести анализ состава и структуры механизма банкротства;

-изучить нормативно-провавую базу, регулирующую процедуры банкротства;

-исследовать общие и специфические факторы и признаки возникновения кризисных ситуаций на предприятии;

-раскрыть цели, задачи и методы антикризисного менеджмента, а так же их практическое применение;

-провести диагностику финансового состояния конкретного предприятия;

-разработать мероприятия по выходу из кризиса.

Понятия, цели и задачи антикризисного менеджмента

Наши рекомендации