Методические указания к составлению и содержанию отчета о прохождении практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
1. В ходе практики студент составляет итоговый письменный отчет. Цель отчета – показать степень полноты выполнения студентом программы практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. В отчете отражаются итоги деятельности студента во время прохождения практики в соответствии с разделами и позициями рабочей программы, соответствующие расчеты, анализ, обоснования, выводы и предложения.
2. Объем отчета (основной текст) – зависит от типа предприятия и объемов его производства. Таблицы, схемы, диаграммы, чертежи можно поместить в приложения, в этом случае в основной объем отчета они не входят. Список документов, нормативных и инструктивных материалов и литературы в основной объем отчета не включаются.
3. Отчет о практике должен содержать:
· титульный лист
· дневник практики
· отзыв-характеристику с базы практики;
· оглавление (содержание);
· основную часть;
· приложения;
· список использованных источников (отчетные материалы организации, результаты исследований, нормативные документы, специальная литература, интернет-ресурсы и т.п.).
В отчете о практике необходимо отразить следующие позиции:
1. Общая характеристика предприятия
Студент должен представить информацию и проанализировать:
- цели и задачи предприятия;
- масштаб деятельности предприятия;
- миссию и имидж предприятия;
-географическое положение и природно-климатические условия предприятия;
- организационно-производственную структуру предприятия;
- уровень специализации и концентрации производства;
- стратегию и тактику управления предприятием;
- уровень организационной культуры;
- основные показатели деятельности предприятия.
2. Правовое обеспечение производства
Данный раздел предполагает изучение студентом следующих вопросов:
- организационно-правовая форма предприятия;
- Устав предприятия, его основное содержание;
- Коллективный договор, его основное содержание;
- практика правового регулирования труда в организации (прием на работу, дисциплинарная и материальная ответственность, трудовые споры и их разрешение);
-правовые вопросы управления предприятием, в частности, необходимо проанализировать договорную практику с поставщиками и потребителями продукции. При этом определить, сколько договоров не выполнено в срок, по чьей вине, величину понесенных убытков.
3. Организационная структура управления
По данному разделу студент должен изучить:
- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;
- характер организационных отношений между структурными подразделениями;
- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия);
- функции аппарата управления предприятия;
- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру;
- эффективность структуры управления предприятия.
Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемой организационной структуры управления предприятия и обосновать основные мероприятия по ее совершенствованию.
4. Управление производством
Предметом изучения по данному разделу в зависимости от размеров предприятия может быть производственная деятельность организации в целом или отдельного производственного подразделения основного производства. Основными направлениями изучения производственного менеджмента являются:
- производственная функция предприятия;
- структура организационной системы, включающая подсистемы обеспечения, планирования и контроля;
- оперативное планирование выпуска продукции;
- нормирование труда;
- диспетчеризация производства;
- мотивация и стимулирование труда в целях активизации человеческого фактора;
- управление производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низового звена.
Студенту необходимо:
- ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо, базовому производственному подразделению;
- проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность.
В этом разделе необходимо представить данные анализа использования производственных ресурсов предприятия.
5. Управление персоналом
Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:
- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);
- планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);
- процесс подбора кадров руководителей и специалистов;
- систему материального и морального стимулирования управленческого персонала;
- требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;
- систему ротации кадров, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров:
- формирование резерва кадров на выдвижение;
- методы повышения эффективности управленческого труда.
6. Информационное обеспечение системы управления
По данному разделу студенты должны изучить:
- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);
- характеристику общей схемы информационных потоков в организации;
- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);
- средства передачи и преобразования информации;
- документооборот предприятия и его характеристику;
- организацию делопроизводства.
7. Управление маркетингом
Студент должен отразить в отчете:
- задачи службы маркетинга и систему ее организации;
- товарную политику и направления ассортиментной стратегии;
- управление качеством товара;
- инновационную политику;
- планирование продвижения товара на рынке;
- стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность;
- инструменты стимулирования сбыта;
- ценовую политику (факторы, определяющие решения по ценам; стратегию ценообразования, модификацию цен) и конкуренцию;
- систему оценки эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия;
- предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Приложение 2
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Факультет дистанционного обучения
Кафедра ресторанного бизнеса
Направление подготовки 38.03.02 «Менеджмент»
Профиль подготовки «Менеджмент на предприятиях ресторанно-гостиничного бизнеса»
ДНЕВНИК