Конкурентоспособность регионов России.
В условиях бурного развития качественно новых интеграционных процессов и глобализации в рамках мирового хозяйства становится актуальным анализ конкурентоспособности национальной экономики. Как показывает практика, экономика страны конкурентоспособна, если устойчиво и динамично развиваются ее регионы. Поэтому роль региона как места сосредоточения конкурентоспособных хозяйствующих субъектов значительно усиливается в современных условиях.
Конкуренция регионов– многомерное понятие. Оно включает конкуренцию между регионами одной страны, конкуренцию с регионами других стран, конкуренцию макрорегионов – объединений ряда стран.
Конкурентоспособность региона – необходимое условие достижения его успехов как экономической системы, выражает совокупность множественных отношений между регионами по поводу экономических ресурсов и потребителей в условиях конкурентного взаимодействия с другими регионами и понимается как способность обеспечивать благосостояние проживающего в регионе населения за счет совокупности факторов производства, институтов и мер экономической политики, определяющих уровень производительности региональной экономики.
Следовательно, важнейшими критериями, характеризующими конкурентоспособность региона, стали уровень благосостояния населения (среднедушевые доходы, отнесенные к прожиточному минимуму) и скорость роста производства в базовых отраслях (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве).
Конкурентоспособность является не только свойством региона как экономической системы, но и сама выступает системой свойств, позволяющих региону эффективно вести конкуренцию для достижения целей региона.
Описание системы конкурентоспособности региона включает:
− цели, достигаемые с помощью конкурентоспособности;
− отношения с внешней средой;
− состав элементов, обеспечивающих конкурентоспособность региона (источники, факторы, конкурентные преимущества, критерий и оценка конкурентоспособности);
− взаимосвязи между элементами, входящими в систему конкурентоспособности региона.
В системе конкурентоспособности необходимо также выделять ее факторы, которые можно разбить на три группы:
− региональные кластеры – совокупность взаимосвязанных отраслей;
− инновационная система региона;
− другие факторы (экономико-географическое положение региона, имидж региона, система социального взаимодействия и социальный капитал региона и др.).
Конкурентоспособность реализуется через конкурентные преимущества, которые можно сгруппировать в два признака: базовые и обеспечивающие.
К базовым признакам можно отнести обладание регионом развитой системой производительных сил, включающей в себя природные богатства (разведанные и используемые), уровень применения достижений технического прогресса на предприятиях региона, степень развитости интеллекта жителей определенной территории и другие аналогичные показатели.
Обеспечивающие признаки конкурентоспособности региона определяются как система хозяйствования в нем, что формируется в виде эффективности управления экономикой, скорости и простоты протекания процессов, в том числе финансовых, товарных и других.
На конкурентные позиции регионов также влияют тип специализации и место региона в системе территориального разделения труда (центр, периферия, полупериферия). Отнесение регионов к центру и периферии определяется не географическим положением, а отраслевой структурой региона. К представителям центра относят регионы, где преобладают прогрессивные отрасли с высокой добавленной стоимостью, регионы с высокой долей услуг, хорошо развитой инфраструктурой. К периферии – с преобладанием добывающих отраслей.
Оценка конкурентоспособности является одним из способов оценки регионального развития, назначение которой состоит в выявлении тенденции и перспективы экономического роста региона в сравнении с другими.
Для анализа конкуренции применяют категории внешней и внутренней конкурентоспособности региона. Причем внешнюю конкурентоспособность понимают как способность продавать товары и услуги на национальном и мировом рынках, а внутреннюю – как способность продавать товары и услуги на внутрирегиональном рынке при конкуренции с импортом и ввозом из других регионов.
Межрегиональная конкуренция выступает в формах вертикальной и горизонтальной конкуренции.
Вертикальная конкуренция – это конкуренция между разными уровнями власти – центральной и региональной, областной властью и муниципалитетом – за объем властных полномочий, за большую долю независимости и перераспределяемых ресурсов. Положительной стороной вертикальной конкуренции является развитие конкурентных начал, реализация возможностей экспериментирования, ограничение монопольного положения центра при определении экономической политики. Отрицательная ее сторона состоит в формировании тенденции вытеснения конституционных норм договорным правом. Формирования модели переговорного федерализма, ущемлении интересов одних регионов за счет предоставления особых условий или льготных режимов другим регионам.
Горизонтальной конкуренцией называется конкуренция между регионами одного ранга, например, между областями, между городами, между муниципалитетами за доступ к ресурсам и привлечение мобильных ресурсов. Позитивом горизонтальной конкуренции является поиск внутренних источников и создание стимулов к развитию регионов. Расширение и совершенствование инфраструктуры регионов, стимулирование привлечения инвестиций. Негативом – стремление «прокатиться на чужой спине», т.е. когда особые условия в одних регионах создаются в ущерб условиям для других.