Структура имущества и источники его формирования
Таблица 1. Структура имущества и источники его формирования и их доля в валюте баланса.
АКТИВЫ | в тыс руб | Отклонение в %% к итогу | |||||||
на начало 2009 | на конец 2009 | на конец 2010 | на конец 2011 | на начало 2009 | на конец 2009 | на конец 2010 | на конец 2011 | ||
Иммобилизованные активы | 16868680,00 | 16949425,00 | 22656317,00 | 36696056,00 | 33,93% | 35,60% | 31,38% | 37,99% | |
Запасы | 2897272,00 | 2688251,00 | 2547772,00 | 3012540,00 | 5,83% | 5,65% | 3,53% | 3,12% | |
Дебиторская задолженность | 26737015,00 | 25067569,00 | 26654207,00 | 45079811,00 | 53,78% | 52,65% | 36,92% | 46,66% | |
Денежные средства | 3195850,00 | 2889518,00 | 20310733,00 | 11635958,00 | 6,43% | 6,07% | 28,13% | 12,05% | |
Баланс | 49712715,00 | 47609801,00 | 72192271,00 | 96603502,00 | 100,00% | 100,00% | 100,00% | 100,00% | |
ПАССИВЫ | |||||||||
Собственный капитал | 32627118,00 | 31025572,00 | 42910671,00 | 52266755,00 | 65,63% | 65,17% | 59,44% | 54,10% | |
Долгосрочные пассивы | 12000000,00 | 14556625,00 | 0,00% | 0,00% | 16,62% | 15,07% | |||
Краткосрочные пассивы | 1820409,00 | 2460981,00 | 4304902,00 | 3,66% | 5,17% | 0,00% | 4,46% | ||
Кредиторская задолженность | 15265188,00 | 14123248,00 | 17281600,00 | 25475220,00 | 30,71% | 29,66% | 23,94% | 26,37% | |
Баланс | 49712715,00 | 47609801,00 | 72192271,00 | 96603502,00 | 100% | 100% | 100% | 100% | |
Таблица 2. Структура имущества и источники его формирования и их абсолютное изменение.
АКТИВЫ | в тыс руб | Абсолютное отклонение | |||||
на начало 2009 | на конец 2009 | на конец 2010 | на конец 2011 | ||||
Иммобилизованный активы | 16868680,00 | 16949425,00 | 22656317,00 | 36696056,00 | 80745,00 | 5787637,00 | 19827376,00 |
Запасы | 2897272,00 | 2688251,00 | 2547772,00 | 3012540,00 | -209021,00 | -349500,00 | 115268,00 |
Дебиторская задолженность | 26737015,00 | 25067569,00 | 26654207,00 | 45079811,00 | -1669446,00 | -82808,00 | 18342796,00 |
Денежные средства | 3195850,00 | 2889518,00 | 20310733,00 | 11635958,00 | -306332,00 | 17114883,00 | 8440108,00 |
Баланс | 49712715,00 | 47609801,00 | 72192271,00 | 96603502,00 | -2102914,00 | 22479556,00 | 46890787,00 |
ПАССИВЫ | |||||||
Собственный капитал | 32627118,00 | 31025572,00 | 42910671,00 | 52266755,00 | -1601546,00 | 10283553,00 | 19639637,00 |
Долгосрочные пассивы | 12000000,00 | 14556625,00 | 0,00 | 12000000,00 | 14556625,00 | ||
Краткосрочные пассивы | 1820409,00 | 2460981,00 | 4304902,00 | 640572,00 | -1820409,00 | 2484493,00 | |
Кредиторская задолженность | 15265188,00 | 14123248,00 | 17281600,00 | 25475220,00 | -1141940,00 | 2016412,00 | 10210032,00 |
Баланс | 49712715,00 | 47609801,00 | 72192271,00 | 96603502,00 | -2102914,00 | 22479556,00 | 46890787,00 |
Таблица 3. Структура имущества и источники его формирования и темп роста.
АКТИВЫ | в тыс руб | Темп роста | |||||
на начало 2009 | на конец 2009 | на конец 2010 | на конец 2011 | ||||
Иммобилизованный активы | 16868680,00 | 16949425,00 | 22656317,00 | 36696056,00 | 100% | 134% | 218% |
Запасы | 2897272,00 | 2688251,00 | 2547772,00 | 3012540,00 | 93% | 88% | 104% |
Дебиторская задолженность | 26737015,00 | 25067569,00 | 26654207,00 | 45079811,00 | 94% | 100% | 169% |
Денежные средства | 3195850,00 | 2889518,00 | 20310733,00 | 11635958,00 | 90% | 636% | 364% |
Баланс | 49712715,00 | 47609801,00 | 72192271,00 | 96603502,00 | 96% | 145% | 194% |
ПАССИВЫ | |||||||
Собственный капитал | 32627118,00 | 31025572,00 | 42910671,00 | 52266755,00 | 95% | 132% | 160% |
Долгосрочные пассивы | 12000000,00 | 14556625,00 | |||||
Краткосрочные пассивы | 1820409,00 | 2460981,00 | 4304902,00 | 135% | 0% | 236% | |
Кредиторская задолженность | 15265188,00 | 14123248,00 | 17281600,00 | 25475220,00 | 93% | 113% | 167% |
Баланс | 49712715,00 | 47609801,00 | 72192271,00 | 96603502,00 | 96% | 145% | 194% |
В структуре активов незначительную часть занимают запасы (доля варьируется от 3% до 6% в зависимости от периода), что связано с отраслевой спецификой деятельности компании (услуги по воздушным перевозкам пассажиров), а основными статьями являются иммобилизованные активы (доля варьируется от 31% до 38% в зависимости от периода) и дебиторская задолженность (занимает от 37% до 54%). Велика доля этих статей баланса, так как компания содержит значительный самолетный парк, владеет собственными аэропортами, все это необходимо ОАО «Аэрофлот» для реализации своей текущей деятельности и включается в статью иммобилизованные активы. Показатель дебиторской задолженности так же высокий, так как компания предоставляет свои услуг очень часто через посредников (туроператоры и т.д.), это может быть опасным для компании, так как существует риск невозврата денежных средств.
Если рассматривать динамику изменения долей групп активов в структуре агрегированного баланса, то наблюдался небольшой прирост внеоборотных активов относительно базисного периода - начала 2009 года (в 2009 году он составил 1.67%, в 2011 – 4.05% и лишь в 2010 году доля активов уменьшилась на 2.55%). Это может связано с развитием инфраструктуры компании, увеличением ее мощностей (закупкой новых самолетов и т.д.)
В целом же, активы «Аэрофлота» после небольшого сокращения в 2009 году (96%) стали постепенно возрастать, показав такие темпы роста как 145% в 2010 году и 194% в 2011. Такое изменение может быть обусловлено реализацией части запасов.
Пассивная часть баланса характеризуется преобладающим удельным весом собственных источников средств (доля варьируется от 54.1% до 65.63% в зависимости от периода) и кредиторской задолженности (от 23.94% до 30.71%), краткосрочные пассивы занимают незначительную часть (доля варьируется от 0% до 5.17% в зависимости от периода). Таким образом, можно заключить, что доля собственных средств в компании «Аэрофлот» выше, чем доля заемных, но превышает она ее незначительно, а значит компания достаточно устойчива.
О динамике изменения долей групп пассивов в структуре баланса можно сказать, что наблюдалось уменьшение собственных средств относительно начала 2009 года (базисного периода). Так, в конце 2009 года уменьшение составило 0.46%, в 2010: 6.19%, а в 2011 году 11.53%. Структура заемных средств в течение отчетного периода приобрела ряд изменений: возросла доля долгосрочных пассивов (доля варьировалась от 0% до 16.62% в разные периоды) и уменьшилась доля кредиторской задолженности (2009 год -1.04%, 2010 год - 6.77%, 2011 год - 4.34%). Доля краткосрочных пассивов изменялась незначительно.
Стоит отметить, что в компании уменьшается доля собственных средств, что негативно может сказаться на деятельности организации, на ее стабильности, так как увеличение доли заемного капитала несет в себе определенный риск. Но в случае компании «Аэрофлот» эти займы оправданны , так с 2010 года компания начала усиленно развивать свою дочернюю сеть и обновлять самолетный парк.
Темпы роста показывают, что доли собственного капитала и кредиторской задолженности возрастали на протяжении последних двух исследуемых лет: темпа роста собственного капитала в 2010 и 2011 годах равны 132% и 160% соответственно, а темпы роста кредиторской задолженности: 113% и 167% в тех же периодах, то есть компания увеличивала как собственный капитал, так и кредиторскую задолженность. Доля краткосрочных пассивов при этом увеличивалась в 2009 и 2011 годах (135% и 236% соответственно) и осталась неизменной в 2010 году (темп роста равен 0%). Темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности примерно уравновешивают друг друга (разница между показателями в 2009 и 2011 годах: 2-3%, в 2011 году: 13%), что является положительной тенденцией.
В целом, структура активов и пассивов компании «Аэрофлот» соответствует отраслевым нормативам, что говорит об эффективной структуре имущества и источников их финансирования.
1.2. Анализ финансовой устойчивости организации
1.2.1. Основные показатели финансовой устойчивости организации
Анализ финансовой устойчивостикомпании осуществляется на основании данных о наличии собственных и заемных средств. Таким образом, он отражает степень независимости ОАО «Аэрофлот» от внешних источников. Относительные показатели позволяют с разных точек зрения проанализировать финансовое состояние компании. Также, они предоставляют возможность сопоставить результаты деятельности различных организаций. Расчеты с 2009 по 2011 года, описания и нормативные значения относительных показателей представлены в таблице ниже:
Таблица 4. Относительные показатели финансовой устойчивости ОАО «Аэрофлот»
Показатель | Значение показателя | Изменение показателя (гр.4-гр.2) | Описание показателя и его нормативное значение | ||
на 31.12.2009 | на 31.12.20010 | на 31.12.2011 | |||
Общий коэффициент обеспеченности собственными средствами | 0,46 | 0,41 | 0,26 | -0,2 | Отношение рабочего капитала (узкого) к текущим активам. Нормальное значение: больше 0,2 |
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственных средств | 5,24 | 7,95 | 5,17 | -0,07 | Отношение рабочего капитала (узкого) к запасам. Нормальное значение: больше 1. |
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственных средств и приравненных к ним средств | 5,24 | 12,66 | +4,76 | Отношение рабочего капитала (традиционного) к запасам. Нормальное значение: 0,6-0,8 | |
Коэффициент автономии | 0,65 | 0,59 | 0,54 | -0,11 | Отношение собственного капитала к общей сумме капитала. Нормальное значение: 0,5-0,6 |
Коэффициент заемного капитала | 0,35 | 0,41 | 0,46 | +0,11 | Отношение заемного капитала к общей сумме капитала. Нормальное значение: 0,4-0,5 |
Коэффициент соотношения собственных средств и заемных средств | 0,53 | 0,68 | 0,85 | +0,32 | Отношение заемного капитала к собственному. Нормальное значение: меньше или равно 1. |
Коэффициент соотношения мобилизованных и иммобилизованных активов | 1,81 | 2,19 | 1,63 | -0,18 | Отношение мобилизованных активов к иммобилизованным. |
Коэффициент привлечения долгосрочных средств | 0,22 | 0,22 | +0,22 | Отношение долгосрочных средств к сумме собственного капитала и долгосрочных пассивов. | |
Коэффициент доли мобилизованных активов к собственному капиталу | 0,45 | 0,47 | 0,3 | -0,15 | Отношение рабочего капитала (узкого) к собственному капиталу. |
Коэффициенты обеспеченности собственными средствами характеризуют достаточность у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости. Общий коэффициент обеспеченности собственными средствами находится в пределах нормы, а следующие коэффициенты (коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными средствами, коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственных средств и приравненных к ним средств) значительно более высокие, во многом из-за того, что доля запасов в структуре активов компании «Аэрофлот» низкая. Из чего можно сделать вывод, что рассматриваемая компания с точки зрения этих показателей является финансово устойчивой.
Коэффициенты структуры капитала характеризуют степень возможного риска банкротства в связи с использованием заемных средств компанией. Так, коэффициент автономии на протяжении всего рассматриваемого периода находится в пределах нормы (0.5-0.6), но имеет тенденцию к снижению (совокупное изменение за рассматриваемый период- (-0.11). Во многом это связано с тем, что компании «Аэрофлот» были нужны дополнительные средства на обновление самолетного парка в 2010 году и в целом на обновление собственной инфраструктуры. Показатель коэффициента заемного капитала также находится в пределах нормальных значений, однако наблюдается увеличение этого показателя на 0,11, что обусловлено теме же причинами, что и снижение коэффициента автономии. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств, как следствие предыдущих двух, находится в пределах нормальных значений и в период с 2009 по 2011 увеличился на 0,32, что означает увеличение заемного капитала и уменьшение собственного капитала в валюте баланса. Итак, структура капитала компании «Аэрофлот» характеризуется тенденцией к увеличению доли заемного капитала, что обусловлено стратегией развития и модернизации компании, а на ее реализацию необходимы средства, которые привлекаются из внешних источников.
Коэффициент соотношения мобилизованных и иммобилизованных активов говорит о том, что структура активов разнонаправленно меняется, а доля иммобилизованных активов имеет тенденцию к увеличению, если последовательно рассматривать динамику изменения показателя (с 2010 по 2011гг.). Коэффициент привлечения долгосрочных средств увеличивается, что означает, что в 2010 году компания получила весомую кредитную поддержку из заемного источника. Коэффициент доли мобилизованных активов к собственному капиталу коэффициент уменьшился за период на 0,15, что говорит нам о росте мобилизованных активов.