Управление прибылью и рентабельностью предприятий.

Прибыль является конечным финансовым результатом пред­принимательской деятельности и пред­ставляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений вы­полняет ряд важнейших функций:

Во-первых, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия.

Во-вторых, прибыль является основным источником прироста собственного капитала. В-третьих, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива.

В-четвертых, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различ­ного уровня.

Таким образом, прибыль предприятия – основной фактор его экономического и социального развития. Поэтому важно опре­делить механизм формирования прибыли на предприятии, ее ве­личину в натуральном выражении, рассмотреть различные виды прибыли и сферу их применения.

Определяются следующие виды прибыли, используемые в настоящее время:

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров( услуг) и полной производственной себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль от продаж определяется как разница между валовой прибылью и управленческими расходами. Прибыль от продаж можно вычислить и путем вычитания из выручки от продажи полной себестоимости реали­зованной продукции.

Прибыль до налогообложения рассчитывается следу­ющим образом: к прибыли от продаж прибавляются (вычитаются) сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.

Прибыль от обычной деятельности определяется путем вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль.

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль), определяется с учетом сальдо чрезвычайных доходов и расходов.

Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью.

Величина прибыли зависит от:

- правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции;

- от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг;

-от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);

-от снижения издержек производства.

Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.

Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периодах. Это означает обеспечение:

- максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации;

-высокого качества формируемой прибыли;

- выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;

- роста рыночной стоимости организации;

Для оценки эффективности работы организаций недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо.

Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности.

Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам.

Рентабельность определяется как:

1) прибыльность;

2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат;

3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами.

В основном рентабельность активов (имущества) организации зависит от двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов.

Рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: уровня рентабельности продаж, скорости оборота активов и структуры авансированного капитала организации.

Эффективное управление всеми факторами, определяющими рентабельность предприятия, должно являться составной частью единой комплексной политики управления предприятием в целом.

Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование.

Наши рекомендации