Управление прибылью и рентабельностью предприятий.
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности и представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций:
Во-первых, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия.
Во-вторых, прибыль является основным источником прироста собственного капитала. В-третьих, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива.
В-четвертых, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различного уровня.
Таким образом, прибыль предприятия – основной фактор его экономического и социального развития. Поэтому важно определить механизм формирования прибыли на предприятии, ее величину в натуральном выражении, рассмотреть различные виды прибыли и сферу их применения.
Определяются следующие виды прибыли, используемые в настоящее время:
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров( услуг) и полной производственной себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль от продаж определяется как разница между валовой прибылью и управленческими расходами. Прибыль от продаж можно вычислить и путем вычитания из выручки от продажи полной себестоимости реализованной продукции.
Прибыль до налогообложения рассчитывается следующим образом: к прибыли от продаж прибавляются (вычитаются) сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов.
Прибыль от обычной деятельности определяется путем вычитания из прибыли до налогообложения налога на прибыль.
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль), определяется с учетом сальдо чрезвычайных доходов и расходов.
Для большинства предприятий основной источник прибыли связан с его производственной и предпринимательской деятельностью.
Величина прибыли зависит от:
- правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции;
- от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг;
-от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
-от снижения издержек производства.
Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.
Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периодах. Это означает обеспечение:
- максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации;
-высокого качества формируемой прибыли;
- выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;
- роста рыночной стоимости организации;
Для оценки эффективности работы организаций недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо.
Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности.
Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам.
Рентабельность определяется как:
1) прибыльность;
2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат;
3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами.
В основном рентабельность активов (имущества) организации зависит от двух факторов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов.
Рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: уровня рентабельности продаж, скорости оборота активов и структуры авансированного капитала организации.
Эффективное управление всеми факторами, определяющими рентабельность предприятия, должно являться составной частью единой комплексной политики управления предприятием в целом.
Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование.