Проблема обеспеченности сбалансированности местных бюджетов
Швачка С.В.,
бакалавр факультета экономики
РГУ имени С.А.Есенина
Ключевые слова: местный бюджет, муниципальное образование, сбалансированность бюджета, устойчивость бюджета, дефицит, профицит, результативность бюджетного сектора.
Вопрос обеспеченности бюджетной сбалансированности в муниципальном образовании представляется крайне актуальным. Бюджетная сбалансированность является залогом эффективной деятельности органов местного самоуправления, а достаточный объём финансовых ресурсов даёт возможность муниципалитетам результативно осуществлять программы социально-экономического развития.
Термин «сбалансированность бюджета» представлен в виде принципа бюджетной системы в Бюджетном Кодексе РФ. Статья 33 Бюджетного Кодекса РФ даёт следующее определение принципу сбалансированности бюджета: «Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов». [1] Соответственно, несбалансированность бюджета имеет место, когда доходы превышают расходы (профицит бюджета) и, наоборот, когда расходы превышают доходы (дефицит бюджета).
Замятина Н.В. отмечает, что бюджетная сбалансированность неразрывно связана с устойчивостью бюджета, т.е. «таким его состоянием, при котором обеспечивается нормальное функционирование органов власти, появляется возможность выполнения ими своих обязательств, создаются условия для сбалансированного развития экономики и социальной сферы». [2, с.37]
Беря во внимание фундаментальные принципы реформирования бюджетного процесса, управление сбалансированностью местного бюджета можно свести к следующим этапам:
1) определение предпосылок к образованию дефицита бюджета;
2) расчёт величины бюджетного дефицита;
3) выбор источников покрытия дефицита бюджета;
4) расчет плановых величин источников финансирования бюджетного дефицита;
5) расчет расходов на обслуживание муниципального долга;
6) проведение мероприятий по привлечению источников покрытия дефицита бюджета (подача заявок на получение бюджетных кредитов, заключение кредитных соглашений и т.п.);
7) рациональное расходование поступивших денежных средств для покрытия дефицита бюджета;
8) оценка результативности привлечения источников финансирования бюджетного дефицита или оценка эффективности размещения средств при бюджетном профиците. [4]
Следует подчеркнуть, что наличие бюджетного профицита не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, явившийся следствием более эффективного и экономного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании всех запланированных бюджетом расходов, - явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической ситуации, явились следствием экономии и недофинансирования основных статей расходов, то нет оснований положительно оценивать бюджетный профицит.
Тем не менее, какой бы ни была причина образования профицита местного бюджета, местным органам власти необходимо принять меры для рационального и эффективного использования бюджетных средств, не планируемых ранее для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на увеличение расходов бюджета по основным статьям, на снижение налоговой нагрузки и т.д. [3]
Причины возникновения дефицита местного бюджета можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, возникновение дефицита связано с нерациональностью расходования средств местного бюджета и недостаточностью доходной базы, что является негативным фактором. С другой стороны, возникновение бюджетного дефицита на местном уровне вызвано большими вложениями бюджетных средств в развитие муниципального образования, что говорит о заинтересованности администрации в процветании района.
Согласно статье 92 Бюджетного Кодекса РФ «дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных настоящей статьей ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение предусмотренных настоящим Кодексом мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации». [1]
Финансирование дефицита местного бюджета осуществляется посредством муниципальных займов, бюджетных кредитов, кредитов от кредитных организаций, поступлений от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также остатков средств местного бюджета на начало текущего финансового года.
Выбор источников финансирования дефицита зависит от типа бюджетного дефицита (табл.1).
Таблица 1. Классификация типов дефицита местного бюджета [4]
Признак классификации | Тип дефицита бюджета | Характеристика дефицита бюджета | Источники финансирования дефицита бюджета |
Стадии бюджетного процесса | Плановый дефицит бюджета | Утвержден в бюджете на соответствующий финансовый год | -Муниципальные займы (муниципальные ценные бумаги); -кредиты кредитных организаций; -бюджетные кредиты |
Текущий (временный) дефицит бюджета | Возникает при исполнении бюджета в результате несоответствия расходных обязательств динамике поступающих доходов как кассовый разрыв | -Кредиты кредитных организаций; -бюджетные кредиты | |
Признак классификации | Тип дефицита бюджета | Характеристика дефицита бюджета | Источники финансирования дефицита бюджета |
Стадии бюджетного процесса | Фактический дефицит | Формируется по результатам исполнения бюджета в конце бюджетного года, утверждается в отчете об исполнении бюджета | Все источники покрытия дефицита, привлеченные в течение года |
Причины возникновения дефицита бюджета | Кризисный дефицит | Является следствием экономического кризиса | -Кредиты кредитных организаций; -бюджетные кредиты |
Активный дефицит | Создается искусственно в результате значительного увеличения бюджетных инвестиций в реальный сектор экономики | -Муниципальные займы (муниципальные ценные бумаги) | |
Межбюджетный дефицит | Является следствием несоответствия доходных и расходных полномочий органов власти различных уровней | -Дотации; -субвенции; -кредиты кредитных организаций; -бюджетные кредиты |
Следует отметить, что при соблюдении формальных требований бюджетного законодательства в части предельного размера дефицита бюджета, важно грамотно расставить приоритеты расходования бюджетных средств с учётом программно-целевых методов. Это обусловлено с тем, что сокращение расходов местных бюджетов вследствие режима жесткой экономии может привести к невозможности решения вопросов местного значения в полной мере, что, в свою очередь, скажется на показателях социально-экономического развития муниципального образования. [5]
Таким образом, сбалансированность местных бюджетов в значительной степени определяют такие факторы, как оптимизация бюджетных расходов и обеспеченность органов местного самоуправления собственными доходными источниками. Следовательно, решение проблемы достижения сбалансированности бюджета и повышения результативности функционирования бюджетного сектора требует со стороны местных органов власти рационального расходования бюджетных средств и создания стимулов для увеличения собственного доходного потенциала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
2. Замятина Н. В. О повышении устойчивости региональных и местных бюджетов // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 7.
3. Замятина Н. В. О повышении устойчивости региональных и местных бюджетов // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 7.
4. Скурихина Т.Г. Понятие местного бюджета и методы обеспечения его сбалансированности [Электронный ресурс] // Вопросы управления. - Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru.
5. Сорокина Т.В. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов в условиях реализации реформы бюджетного процесса [Электронный ресурс] // Baikal research Journal. - Режим доступа: http://eizvestia.isea.ru.