Характеристика направлений снижения затрат на производство продукции организации.

Шаршуева Д.,

бакалавр факультета экономики

РГУ им. С.А Есенина,

Научный руководитель – Ухов И.Р.

Ключевые слова: затраты, себестоимость, издержки, резервы.

Смета затрат на производство составляется на основании планируемого количества продукции (товаров, работ, услуг) по номенклатуре и плановых калькуляций себестоимости единицы продукции (товара, работы, услуги).В приложении 3 приведена сравнительная характеристика сметы затрат на производство и калькуляции себестоимости единицы продукции (товара, работы, услуги).

Снижение затрат (расходов, издержек) может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии.

Уменьшаются затраты (расходы, издержки) в результате комплексного использования сырья, материалов применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве.

Одним из резервов является совершенствование продукции (товаров, работ, услуг), снижение материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.

Снижение текущих затрат (расходов, издержек) происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства, например, развития поточного производства, урегулирование подсобно - технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством продукции (товаров, работ, услуг).

Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления экономическим субъектом (предприятием, организацией, учреждением, фирмой). Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии оплаты труда и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.

При улучшении использования основных средств снижение затрат (расходов, издержек) происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных средств.

Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение: в уменьшении норм расхода сырья и материалов; снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат (расходов, издержек) на доставку сырья и материалов, на транспортировку готовой продукции (товаров).

Определенные резервы сокращения затрат (расходов, издержек) заложены в устранении или сокращении затрат (расходов, издержек), которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.), потери от брака. Обнаружение лишних, бесполезных затрат (расходы, издержки) требует особых методов и внимания собственников, учредителей, руководителей, сотрудников экономического субъекта (предприятия, организации, учреждения, фирмы). Устранение этих потерь является существенным резервов сокращения затрат (расходов, издержек).

Сокращение затрат (расходов, издержек) определяется правильным соотношением темпов роста производительности труда и роста оплаты труда. Рост производительности труда должен опережать рост оплаты труда, обеспечивая тем самым сокращение затрат (расходов, издержек).

Увеличение выработки продукции (товаров, работ, услуг) на одного рабочего достигается за счет осуществления организационно - технических мероприятий, благодаря чему изменяются нормы выработки и расценки за выполняемые работы и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно - технических мероприятий.

За счет осуществления организационно - технических мероприятий экономический субъект (предприятие, организация, учреждение, фирма) получает экономию по оплате труда рабочих. В связи со снижением расценок доля оплаты труда в затратах (расходах, издержек) уменьшается. Но это не приводит к сокращению средней оплаты труда рабочих, так как проводимые организационно - технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции (товаров, работ, услуг).

Сокращение затрат (расходов, издержек) за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно - технических мероприятий величина затрат (расходов, издержек) на оплату труда рабочих не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям затрат (расходов, издержек), в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению.

Цеховые и общезаводские затраты (расходы, издержки) сокращаются за счет: упрощения и удешевления аппарата управления; экономии на управленческих расходах; сокращении затрат (расходов, издержек) на оплату труда вспомогательных и подсобных рабочих. Изменение объема и структуры продукции (товаров, работ, услуг) приводит к относительному: уменьшению условно - постоянных расходов (кроме амортизации); амортизационных отчислений; изменению номенклатуры и ассортимента продукции (товаров, работ, услуг); повышению качества.

Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции (товаров, работ, услуг) является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат (расходов, издержек) на производство. При различной рентабельности отдельной продукции (товара, работы, услуги) (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции (товаров, работ, услуг), связанные с совершенствованием структуры и повышением эффективности производства, приводят или к уменьшению, или к увеличению затрат (расходов, издержек) на производство.

Улучшение использования природных ресурсов: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений; объемов подготовительных работ при добыче; способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат (расходов, издержек).

Значительные резервы сокращения затрат (расходов, издержек) заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции (товаров, работ, услуг) и технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам.

При расчетах влияния на себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) изменения затраты (расходов, издержек) в связи с внедрением новой техники, новых технологий изготовления и т.д. учитывается экономия от снижения технологической трудоемкости, материальных и других переменных затрат (расходов, издержек) на производство. Под экономией понимают прямое абсолютное снижение затрат (расходов, издержек) на единицу продукции (товара, работы, услуги) или на объем работ в плановом году. Экономия определяется с учетом времени действия соответствующего мероприятия в плановом году. Одновременно в расчетах затрат (расходов, издержек) по перечисленным факторам должна быть учтена переходящая на планируемый год экономия от проведения мероприятий в предплановом году.

Экономия затрат (расходов, издержек), связанная с применением новых технологий и заменой потребляемых сырья, материалов, топлива и энергии, а также улучшением их использования, определяется путем умножения экономии соответствующих ресурсов в натуральном выражении на средние цены, сложившиеся в базисном году.

При расчете влияния на затраты (расходы, издержки) факторов повышения качества выпускаемой продукции (товаров, работ, услуг), улучшения их характеристик учитываются прямые и дополнительные затраты (расходы, издержки) текущего характера, связанные с совершенствованием конструкций и улучшением потребительских свойств продукции (товаров, работ, услуг), выпускаемых в соответствии с утвержденными стандартами и технологическими условиями. Учитывается изменение затрат (расходов, издержек) на гарантийное обслуживание продукции (товаров, работ, услуг).

Величина дополнительных затрат (расходов, издержек) определяется на основе изменения прямых затрат (расходов, издержек) на единицу продукции (товара, работы, услуги) и общего объема продукции (товаров, работ, услуг) улучшенного качества в плановом периоде.

Таким образом, можно сделать вывод, что при внедрении направлений снижения затрат (расходов, издержек) на производство продукции (товаров, работ, услуг) экономического субъекта (предприятия, организации, учреждения, фирмы) изменение затрат (расходов, издержек) определяется применительно к каждому отдельному фактору независимо от его влияния (положительного или отрицательного) на снижение себестоимости продукции (товара, работы, услуги).

Современные экономические отношения требуют совершенствования практики управления затратами (расходами, издержками) производства с учетом особенностей экономики РФ и международного опыта. Это позволит экономическим субъектам (предприятиям, организациям, учреждениям, фирмам) выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать затраты (расходы, издержки), обеспечить рентабельную производственную, финансовую, инвестиционную деятельность.

Смета затрат на производство продукции (товаров, работ, услуг) составляется без внутризаводского оборота на основе расчета по каждому элементу и является основным документом для разработки финансового плана. Она составляется на год с распределением всей суммы расходов по кварталам. Для внутрипроизводственного планирования и выявления резервов снижения себестоимости продукции (товара, работы, услуги) необходимо знать не только общую сумму затрат (расходов, издержек) каждого экономического субъекта (предприятия, организации, учреждения, фирмы) по тому или другому экономическому элементу, но и величину затрат (расходов, издержек) в зависимости от места их возникновения. Взаимосвязи затрат (расходов, издержек) на производство, объемов реализации и конечных результатов определяет производственныйлевередж, который является показателем, помогающим руководителям выбрать оптимальную стратегию в управлении затратами (расходами, издержками) и прибылью.

При внедрении направлений снижения затрат (расходов, издержек) на производство продукции (товаров, работ, услуг) экономического субъекта (предприятия, организации, учреждения, фирмы) изменение затрат (расходов, издержек) определяется применительно к каждому отдельному фактору независимо от его влияния (положительного или отрицательного) на снижение себестоимости продукции (товара, работы, услуги).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бариленко В. Комплексный анализ хозяйственнойдея-тельности. Учебник и практикум. [Текст] / В. Бариленко и другие/ – М.: Юрайт .- 2014. - 456 с.

2. Леонгардт В., Учет и анализ (финансовый и управленческий учет и анализ). [Текст] / В. Леонгардт/ – М.: Феникс. - 2015. - 448 с.

3. Розанова Н.М. Микроэкономика. [Текст] / Н.М. Розанова/ – М.: Юрайт. - 2014. - 713 с.

4. Толпегина О., Толпегина Н., Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. [Текст] /О. Толпегина, Н. Толпегина/ – М.: Юрайт. - 2013. - 672 с.

5. Экономический анализ / Под ред. Войтоловского Н., Калининой А. [Текст]/ – М.: Юрайт. - 2013. - 560 с.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Шашкина О.Ю.,

бакалавр факультета экономики

РГУ имени С.А.Есенина

Ключевые слова: планирование, финансовое планирование, план финансово-хозяйственной деятельности, бюджетное учреждение, доход, расход.

В условиях рыночной экономики возрастает значение финансового планирования. Если организация не обеспечена качественными финансовыми планами, то ее работа не может быть успешной.

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения.

Своей целью финансовое планирование ставит определить соответствие доходов организации на прогнозируемый период расходам за этот же период.

Финансовое планирование – это многоуровневая система расчетов, которые затем консолидируются в балансе доходов и расходов (финансовом плане). [2; с.128]

Как составная часть планирования в организации финансовое планирование является процессом разработки системы финансовых планов и плановых показателей с целью обеспечения организации необходимыми финансовыми ресурсами и повышения эффективности ее финансово-хозяйственной деятельности в предстоящем периоде.

Финансовое планирование в организации осуществляется по следующим направлениям: долгосрочное финансовое планирование – его основу составляет финансовая политика организации; текущее финансовое планирование – отражает финансовые показатели деятельности организации в отчетном году и необходимые для этого меры и мероприятия; оперативное финансовое планирование строится на основании разработанных финансовых планах и дополняет их, контроль проведения всех расчетно-платежных операций, которые осуществляются в наличной и безналичной денежной форме.

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7–ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О некоммерческих организациях» «бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах». [1]

Основная деятельность некоммерческих организаций не связана с извлечением прибыли, а полученная прибыль не распределяется среди участников, т.е. прибыль для некоммерческой организации является не целью, а средством для достижения уставных задач – в этом состоит финансовая особенность некоммерческих организаций.

Основными задачами анализа финансирования бюджетных учреждений являются:

- оценка использования по целевому назначению финансовых ресурсов учреждения и обеспеченность ими;

- определение состояния расчетов и запасов товарно-материальных ценностей;

- выявление причин финансовых нарушений и затруднения финансирования;

- определение резервов улучшения финансового состояния учреждений и разработка мероприятий по их реализации. [3; с.17]

Управление финансовой деятельностью бюджетной организации начинается с финансового планирования – определение необходимых расходов и доходов организации на определенный срок, согласование денежных потоков, поиск и оценка источников финансирования.

Финансирование некоммерческих организаций осуществляется через разнообразные источники: в виде вступительных взносов, федеральных и местных органов власти, пожертвований и т.д., а также от клиентов (например, от учащихся колледжа, в наркологических центрах – от пациентов) в форме оплаты предоставляемых услуг.

Финансовому механизму бюджетных учреждений свойственны следующие особенности:

1) операции по расходованию бюджетных средств бюджетным учреждением осуществляются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности;

2) бюджетное учреждение не имеет права самостоятельно выступать в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам и получать кредиты (займы);

3) бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. [6; с.37]

Расходование бюджетных средств допускается на следующие цели:

- оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами;

- оплату поставок товаров, оказания услуг, выполнения работ для государственных (муниципальных) нужд;

- уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

- возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности бюджетным учреждением.

Основная цель финансового плана – сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями.[5; с.261]

В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:

- определяются собственные финансовые ресурсы, их источники и размеры;

- решаются вопросы о привлечении внешних финансовых ресурсов за счет получения кредитов, займов, выпуска ценных бумаг ;

- устанавливаются пропорции распределения ресурсов по направлениям деятельности;

- уточняется экономическая эффективность и целесообразность использования инвестиций.

Так как уставная деятельность некоммерческих организаций не предполагает получения дохода, то основным документом является финансовый план, который регламентирует поступление и использование денежных средств. Всевозможные источники финансирования бюджетной организации, включая доходы от коммерческих видов деятельности, относятся к доходной части финансового плана. Расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации.

План финансово-хозяйственной деятельности является основным документом деятельности бюджетного учреждения. Целью его составления является:

- планирование общих объемов поступлений и выплат;

- определение сбалансированности финансовых показателей;

- планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение учреждения;

- планирование мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности учреждения;

- управление доходами и расходами учреждения.

Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

- анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;

- расчет плановых показателей;

- составление финансового плана как документа на текущий год.

Из положений Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следует, что «бюджетные учреждения составляют план финансово-хозяйственной деятельности, который утверждается учредителем». Общие положения к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности прописаны в Приказе Минфина России от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".

Анализ плана финансово-хозяйственной деятельности проводится на предмет:

- соответствия нормам законодательства цели деятельности учреждения;

- относящихся к уставной деятельности видов деятельности;

- относящихся к основным видам деятельности в соответствии с уставом перечня услуг;

- приобретенного имущества за счет выделенных собственником средств;

- выполнения задания учредителя;

- поступлений от оказания учреждением услуг, в соответствии с уставом учреждения относящихся к его основным видам деятельности, которые предоставляются физическим и юридическим лицам на платной основе, а также поступлений от приносящей доход деятельности.

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503721), отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 050377) и бухгалтерский баланс отражают показатели фактического расхода учреждения. [4; с.14]

План финансово-хозяйственной деятельности составляется сроком на один год и включает показатели финансового состояния учреждения и плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения. План и отчет о результатах деятельности бюджетного учреждения должны быть размещены на официальном сайте сети интернет.

В распоряжении бюджетных учреждений в полном объеме остаются только доходы, полученные отприносящей доход деятельности.

Таким образом, финансовое планирование - планомерное управление процессами создания, распҏеделения, пеҏераспҏеделения и использования денежных средств.

Основная цель формирования плана финансово-хозяйственной деятельности - получение объективной и достоверной информации, отражающей финансовое положение учреждения на очередной год, а также оценка и анализ направлений и перспектив развития учреждения на плановый период, в соответствии с утвержденным трехлетним бюджетом на очередной финансовый год и плановый период.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральной закон от 12.01.1996 №7–ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О некоммерческих организациях»

2. Бурмистова Л.М. Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 240с. –(Высшее образование)

3. Велижанская С.С. Как организовать финансы в бюджетных организациях? // Справочник экономиста - №5 (143) – 2015. – С. 14-27

4. Обухова Т. Анализ плана финансово-хозяйственной деятельности // "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, №12 – С.12-19

5. Перекрестова Л.В. Финансы и кредит: Учеб. для студ. учреждений сред. проф. Образования / Л.В. Перекрестова, Н,М, Романенко, С,П, Сазонов . -8-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336с.

6. Финансы бюджетных организаций: Учебник / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: Вузовский учебник, 2014. – с.363

Наши рекомендации