Коммерческие риски продвижения продукции сельского хозяйства

Ревенко А.,

студентка факультета экономики

РГУ имени С.А. Есенина

Научный руководитель – Мишакова Н.А.,

Ключевые слова: риски, продвижение, фермерская продукция, позиционирование, конкуренция, сертификация, собственная лаборатория, аутсорсинг, установленные правила.

Основной трудностью развития крестьянских (фермерских) хозяйств по всей стране является обеспечение доставки фермерской продукции к рынкам сбыта. Это достаточно серьезная проблема, требующая незамедлительного решения. Актуальность изучения данного аспекта обуславливается также тем, что при выходе на рынок фермерская продукция сталкивается с массой сложностей. Низкая конкурентоспособность из-за высоких цен на фермерскую продукцию, недоступность реализации продукции в сетевых гипермаркетах из-за недостаточного объема. Это не единственные проблемы. Подробно рассмотрим несколько проблемных вопросов.

В качестве примера рассмотрим деятельность организации ООО «Та Еда». Она позиционирует себя на розничном рынке Рязани как магазин фермерской продукции. Компания является специализированной и ориентирована в основном на продажу не только продукции фермерских хозяйств, но и натуральных товаров, которые произведены без использования химических удобрений, контаминатов (загрязнителей), пестицидов и гербицидов в растениеводстве и антибиотиков в животноводстве. Ассортимент магазина широк и разнообразен. Продукция поставляется в магазин со всей России.[3] И конечно же есть Рязанские партнеры: в магазин и ресторан «Та Еда» поставляется козье и коровье молоко, молодой сыр и яйца из Долгинино; у Пощуповского монастыря, закупают творог, молоко, сметану, а также ржаной и пшеничный хлеб, калачи, булки; яблочный сок прямого отжима поставляют с подворья Данилова монастыря из села Михеи.[9]

Однако, среди преимуществ розничной сети ООО «Та Еда» таких как: исключительный ассортимент продукции, индивидуальное обслуживание и ценные поставщики, возникают ряд проблем:

1.Проблема выхода на рынок фермерской продукции со стороны фермера и со стороны магазина.

2.Проблема сомнения покупателей в качестве и безопасности продукции, предлагаемой данным магазином.

В.Я. Иохин в своих работах дает следующее определение рынка: «Рынок – это система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг». [5]

Рынок является, прежде всего, категорией товарного и денежного обмена. Без него невозможно достичь главной предпринимательской цели - получение прибыли. Рынок и рыночные отношения совершенствуются на фундаменте рыночного механизма, который в свою очередь, регулирует спрос, предложение и производство, повышает экономическую заинтересованность производителей к выбранной сфере, «протягивает коммуникативную нить» между производителем и потребителем. В Рязани, как и в целом по стране, рынок еще не совсем сформирован, в большинстве случаев непонятно как отреагирует потенциальный покупатель на фермерский продукт: кого-то пугают высокие цены, а для кого-то сам продукт является непривычным. Затронув вопрос о выходе фермеров на розничный рынок, следует учитывать нынешнюю экономическую ситуацию, именно она диктует объем и формы реализации сельскохозяйственной продукции, которая определяется сложившейся на рынке ситуацией. По данным министерства сельского хозяйства рост закупочных цен в 2015 году у сельхоз товаропроизводителей составил 7%.

Рост на продукцию АПК (агропромышленный комплекс) происходит не в производстве, а в сфере переработки и обращения, в результате чего значительная доля прибыли, которая создавалась трудом фермеров и сельхозпроизводителей, перераспределяется в другие сферы. Так, производство продукции растениеводства имеет низкий уровень рентабельности. В то же время переработка сельскохозяйственного сырья является очень выгодным делом, так как монопольное положение переработчиков приводит к занижению его стоимости. Поскольку многие сельхозпроизводители не имеют соответствующей МТБ (материально-техническая база) для переработки и длительного хранения своей продукции, они вынуждены продавать ее заготовительным и перерабатывающим предприятиям на диктуемых ими условиях. [7]

Другой момент продвижения фермерами своей продукции является получение сертификатов, без которых ни одна розничная сеть не будет иметь с ними дело. Покупатели в настоящее время с серьезностью не относятся к таким надписям на упаковке, как: «ЭКО», «100% натуральный продукт», «БИО», «Органик» и другим подобным «заманиловкам», так как понимают, что написать на упаковке не так сложно, и сделать это может кто угодно, и к тому же, это хороший маркетинговый прием. В России до сих пор нет закона об экологической сертификации, и если российский фермер хочет получить уверенность в собственном продукте и предоставить ее посредникам и клиентам, то у него есть следующие способы:

1. Обратиться за помощью к аккредитованному международному сертификатору. Инспекция при этом будет стоить от 5 тыс. евро, что очень дорого.

2. Обратиться в российскую компанию по сертификации.

На вопрос в чем польза от сертификации для покупателя и для фермера даст ответ таблица 1.

Таблица 1

Преимущества сертификации для фермера и покупателя .

Покупатель получает: Фермер обеспечивает себе:
1. Уверенность в том, что продукт действительно произведен качественно, является чистым от химикатов и не нанесет вред здоровью и окружающей среде. 1. Конкурентное преимущество на рынке.
2. Покупка сертифицированного продукта – это вложение денег в хорошее дело, т.е помощь фермерам, которые создают безопасные продукты с пользой для социальной среды. 2. Новый рынок сбыта.
3. Поддержка рублем сельскохозяйственное разнообразие. 3. Возможность более эффективно вести свое хозяйство.
4. Очень вкусный и безопасный для здоровья продукт. 4. Новые знания в сфере экологического сельского хозяйства.
  5. Обмен опытом, контактами с коллегами-фермерами.

Переходя к другой проблеме можно сказать что, сама компания-посредник, в данном случае «Та Еда», дабы быть признанной среди покупателей и мотивировать фермеров реализовывать свою продукцию в набирающем популярность фермерском магазине, могла бы прибегнуть к созданию собственной лаборатории по проверке фермерской продукции, или передать эти функции на аутсорсинг. Но все это приведет к увеличению себестоимости продукции, что не приветствуется населением, и в целом делает продукцию не конкурентоспособной. Для того чтобы воплотить все изменения внутри компании, нужно для начала оценить какие факторы влияют на деятельность компании с внешней стороны, чтобы представлять какие угрозы могут воздействовать на работу компании после создания лаборатории и какие в связи с этим стратегические действия руководству следует предпринять.

Таблица 2

Факторы, влияющие на деятельность компании «Та Еда».

1. Тенденции рынка. Никогда не угадаешь точно, как будет развиваться спрос на натуральные продукты и в целом на продукты питания. 2. Появление подобных фермерских магазинов, усиление конкуренции, товаров-субститутов. 3. Изменение поведения покупателей. 4. Законодательные изменения, например, увеличение таможенных пошлин. 5. Экономический кризис в стране. Уменьшаются доходы населения, уменьшение покупательской способности, рубль теряет свои позиции, отсюда вытекает инфляция. 6. Экологический и природный фактор. Например, засушливое лето приведет к усыханию и гибели многих овощных культур, или же надой молока сократится в разы.

В завершении можно сказать, что компании не обязательно создавать собственную лабораторию, что экономически не эффективно для данной продукции и в настоящей экономической ситуации. Видится необходимым разработать правила, по которым продукция должна быть изготовлена для данного магазина, например, для выращивания овощных культур, необходимо использовать природные удобрения: древесную золу, навоз, компост и другие. Или же, не использовать искусственных удобрений. А вот поверять выполнение этих правил должен будет либо «собственный» специалист, либо привлеченный. Конечно же, о нарушении нашего законодательства речь не идет. Продукты сельского хозяйства включены в Единый перечень продукции подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). [6] В связи с этим, оформление экспертного заключения Роспотребнадзора, а так же оформлению декларации о соответствии ГОСТ Р никто не отменял. Функции специалиста компании, или назову его инспектор, будут сводиться к проверке наличия у фермеров деклараций на продукцию, периодическое проведение выездов на территорию фермеров, для проверки выполнения установленных правил и помощи фермеру в правильной организации работы.

литература

1. Федеральный Закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов (с последними изменениями от 31 марта 2006 г.)»

2. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (с изменениями от 10 ноября 2015 года).

3. Балакина. Н. Почему «Та Еда»? // Рязанский городской сайт. 2015. 24 июля.

4. Копосова. Д. Мода на ту еду. // Рязанский деловой портал. 2014. 29 октября.

5. Николаева И.П. Экономическая теория – М.: Юнити, 2008.

6. Сертификация продукции сельского хозяйства. URL: http://rostexnadzor.msk.ru/otrasli/selskoe_hozyajstvo/.

7. Современные проблемы развития сельского хозяйства. URL: http://pandia.ru/.

8. Экономика и бизнес. ТАСС: Информационное агентство России. 2016. 4 марта.

9. REST-PORTAL.RU. «Та Еда», та подача! // 2015. 10 сентября. URL: REST-PORTAL.RU.

Наши рекомендации