Показатели продукции сельского хозяйства

Под продукцией сельского хозяйства понимается результат сельскохозяйственной деятельности специализированных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйст населения, а также подсобных, научно-опытных и других хозяйств, находящихся в составе несельскохозяйственных предприятий. В общее производство продукции включается продукция растениеводства и животноводства и не входят результаты переработки сырых сельскохозяйственных продуктов (помол зерна в муку, производство1 сыра, масла растительного и животного), продукты убоя скота (мясо» кожи), несмотря на то, что они могут быть произведены на.сельскохозяйственных предприятиях. Не учитывается также выращивание лесных насаждений, сборы дикорастущих плодов, ягод, сырые продукты, полученные в результате рыбной ловли и охоты.По степени готовности различают готовую продукцию и незавершенное производство. Первая может быть реализована или использована в самом хозяйстве. Незавершенное производство — это затраты, которые в текущем году продукции не дали, однако она будет получена в последующем.Продукцию растениеводства составляют:

— стоимость сырых продуктов, полученных от урожая данного года. Это валовой сбор зерновых, картофеля, технических, плодово-ягодных, кормовых, овощебахчевых и прочих сельскохозяйственных культур, семян и посадочного материала;

— продукция выращивания молодых многолетних насаждений. Она выражается в стоимости закладки и выращивания растений до плодоносящего возраста;

— изменение стоимости незавершенного производства к концу года. Сюда включаются затраты на подготовку и посев озимых культур и обработку почвы и другие работы, произведенные в отчетном году под урожай будущего года.

Продукция животноводства определяется стоимостью сырых продуктов, полученных в результате выращивания и хозяйственного использования сельскохозяйственных животных, а также стоимостью выращивания скота и птицы и прочих сельскохозяйственных животных, продукция пчеловодства, продукция рыборазведения.К продукции животноводства относятся: молоко (коровье, овечье, козье и т.д.), яйца (куриные, утиные и т.д.), шерсть (овечья, козья и т.д.), мед и другие продукты нормальной жизнедеятельности животных. Объем продукции выращивания скота в натуре определяются в живом весе полученного за год приплода, прироста молодняка и привеса взрослого скота на откорме и нагуле.Натуральные показатели отдельных видов произведенных продуктов переводятся в денежные. Расчет ведется в текущих и сопоставимых ценах, которые используются для оценки динамики физического объема производства. Объем производства определяется по методу валового оборота — как сумма продукции отдельных отраслей растениеводства и животноводства. Особенность исчисления заключается в том, что в расчет включается оборот внутри предприятия (например, зерно озимых культур, используемое на семена в этом же году; корма, полученные и израсходованные в отчетном периоде в животноводстве; молоко на корм молодняку и т.д.). Такой порядок оценки связан со спецификой отрасли и дает представление об объеме сельскохозяйственного производства.Показатель продукции сельского хозяйства в систем национальных счетов является основным элементом валово; выпуска отрасли «Сельское хозяйство». Валовой выпуск включае стоимость продукции растениеводства и животноводства и стоимость1 сельскохозяйственных услуг, оказываемых сельскохозяйственными предприятиями и организациями (предприятиями), обслужи, вающими отрасль. Это работы по улучшению земель, агротехник ческие мероприятия, зоотехническое и ветеринарное обслуживание.Общий объем продукции сельского хозяйства (валовой выпуск); состоит из рыночного и нерыночного выпуска. Рыночный выпуск можно назвать товарной частью, а соответствующую) часть продукции сельского хозяйства — товарной продукцией. Она,. как правило, оценивается по фактическим ценам реализации и характеризует объем производства, используемый вне сельско-: хозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, хозяйств населения, т.е. измеряет продукцию, поступающую в народно- хозяйственный оборот. Нерыночный выпуск представляет ( нетоварную часть продукции (внутрихозяйственное потребление), j Она оценивается на практике по себестоимости.Уровень товарности определяется как отношение товарной продукции к общему объему продукции сельского хозяйства. Прир расчете из каждого из этих показателей можно вычесть так называемые малотоварные виды продукции (солома, навоз и т.д.) из-за ограниченных возможностей их продажи. Кроме того, из;) общего объема продукции следует исключить стоимость закладки» и выращивания многолетних насаждений и стоимость незавер-* шенного производства, так как они не могут быть реализованы

25. Отрасль "торговля и общественное питание" включает внутреннюю и внешнюю торговлю. Она охватывает организации оптовой торговли средствами производства и предметами потребления, розничной торговли, общественного питания, проката, биржи, брокерские, маклерские, дилерские конторы, агентства, торговые дома, коммерческие центры. Деятельность предприятий и организаций торговли направлена на доведение товаров до потребителя посредством организации товарно-денежного обмена. Общественное питание, кроме того, осуществляет собственно производственную деятельность, состоящую в приготовлении пищевой продукции, готовой к немедленному потреблению, полуфабрикатов, предназначенных для дальнейшей обработки или реализации населению, кулинарных и кондитерских изделий.Отрасль "заготовки" включает рыночную деятельность по закупке, хранению, сортировке, сушке, переработке сельскохозяйственной продукции. Она охватывает заготовительные организации, базы, элеваторы, семяочистительные и зерносушильные фабрики, организации по заготовке лекарственного сырья, товарно-сырьевые биржи, брокерские конторы и агентства, оказывающие посреднические услуги по закупке и продаже продукции сельского хозяйства в процессе ее движения от производителей до потребителей (производственных пред-
приятии, торговых организаций, населения).Выполнение функций по доведению товаров до потребителя связано с определенными материальными и трудовыми затратами, которые приводят к увеличению стоимости ранее созданных товаров. Это увеличение стоимости товаров рассматривается как денежное выражение результата деятельности предприятий торговли, общественного питания, заготовок и используется в качестве стоимостной оценки продукции этих отраслей.Выпуск организаций рассматриваемых отраслей измеряется величиной реализованного наложения (валового дохода), представляющего собой разность между стоимостью реализованных товаров в оценке oпо продажным и покупным ценам (за вычетом налога на добавленную стоимость, акциза и налога с продаж и включая субсидии на продукты). Реализованное наложение равно сумме торговых наценок, включаемых торговыми и заготовительными организациями в цены реализации товаров, и используется на покрытие издержек обращения и образование прибыли.Выпуск предприятий общественного питания в основных ценах принимается равным их товарообороту (включающему помимо реализованного наложения стоимость продуктов, использованных при приготовлении пищи или реализованных без обработки), за вычетом НДС и других налогов на продукты плюс субсидии на продукты.Основные макроэкономические показатели СНС и методы их расчетаСоциально-экономические преобразования в нашей стране, связанные с развитием новых форм хозяйствования, процесс создания многоукладной экономики требуют совершенствования статистической методологии, разработки качественно новых показателей статистики, приемов и методов изучения общих закономерностей и специфических особенностей формирования и развития российской рыночной экономики, а также сравнительного анализа ее показателей с показателями зарубежных стран.Наша статистика, как и все наше общество и экономика страны, переживают трансформационный период. Приходится разбираться в тяжелом наследстве, апеллировать к международным стандартам, перестраивать и строить заново многие экономические показатели, отказываясь от неоправдавшей себя методологии и порой первичных данных.
Переход от директивной экономики к рыночной требует создания принципиально новой статистики - рыночной, обеспечивающей возможность регулярного построения системы национальных счетов (СНС).
СНС - это адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимоувязанных статистических показателей (которые принято называть макроэкономическими показателями), позволяющих получать обобщающую информацию о состоянии и динамике развития экономики страны в целом и в разрезе ее секторов и отраслей, являющихся базой для разработки моделей и прогнозирования переходной экономики.
Границы производства определяются в СНС как деятельность единиц-резидентов национальной экономики по производству товаров и услуг.
В СНС применяется группировка экономических единиц по секторам.
Сектор национальной экономики представляет собой совокупность институциональных единиц (т.е. хозяйствующих субъектов), имеющих сходные цели, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, что обусловливает их сходное экономическое поведение.
Выделяются следующие сектора национальной экономики:
национальные предприятия;
финансовые учреждения;
государственные учреждения;
некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
домашние хозяйства.
Институциональная единица считается резидентом экономики страны, если она имеет на ее территории центр экономического интереса, т.е. если она занимается или собирается заниматься какими-либо видами экономической деятельности или операциями в течение длительного периода времени, обычно приравниваемого к одному году.
Измеряемые на макроуровне экономические процессы характеризуются следующими показателями.
Выпуск товаров и услуг (В) представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов экономики в отчетном периоде и имеющих рыночный и нерыночный характер.
Выпуск товаров и услуг в отраслевом разрезе исчисляется в основных ценах.
Промежуточное потребление (ПП) состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в отчетном периоде в процессе производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в состав промежуточного потребления.
В состав промежуточного потребления включается отдельной позицией потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества (банков).
Теоретически услуги банков должны быть включены в промежуточное потребление тех отраслей, которые фактически потребляют эти услуги. Однако необходимая для такого расчета информация отсутствует. Поэтому для отражения использования услуг финансового посредничества введена условная отрасль, выпуск которой принимается равной нулю. Эта отрасль рассматривается как условный потребитель услуг финансового посредничества. Такой подход означает, что сумма валовой добавленной стоимости для экономики в целом уменьшается на величину выпуска услуг финансового посредничества.
Налоги на производство и импорт (НПИ) включают в себя налоги на продукты (НП) и другие налоги на производство (Др НП):
НПИ = НП +ДрНП.
Налоги на продукты (НП) - это налоги, которые напрямую зависят от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг. К ним относятся: налоги на добавленную стоимость, акцизы, налоги на импортируемые товары и услуги.
Другие налоги на производство (ДрНП) - это налоги, связанные с использованием факторов производства(труда, земли, капитала), а также платежи за лицензию и разрешение заниматься какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи. Они не включают любые налоги на прибыль или иные доходы, получаемые предприятием. К другим налогам на производство относятся: налог на имущество предприятий, отчисления в дорожные фонды(кроме налога на горючесмазочные материалы), плата за использование природных ресурсов, налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда, налог на землю, лицензионные и гербовые сборы и некоторые другие.
Чистые налоги на продукты и импорт (ЧНПИ):
ЧНПИ=НПИ - Сп.
Термин "чистые" означает, что налоги показаны за вычетом соответствующих субсидий.
Субсидии на продукты (Сп) - это текущие некомпенсируемые выплаты из Государственного бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида товаров или услуг.
Валовая добавленная стоимость (ВДС) - вновь созданная стоимость в процессе производства продуктов и услуг. Стоимость, добавленная к стоимости потребленных в этом процессе продуктов и услуг. Определяется по отраслям экономики как разность между стоимостью выпуска товаров и услуг (показатель счета производства в СНС) и промежуточным потреблением.
В целом по экономике сумма ВДС отраслей составляет валовой внутренний продукт.
Термин "валовая" указывает на то, что показатель включает потребленную в процессе производства стоимость основного капитала.
В системе национальных счетов показатель валовой добавленной стоимости оценивается как в текущих рыночных ценах, т.е. фактически используемых в операциях (она включает торгово-транспортные наценки, налоги на производство и импорт и не включает субсидии на производство и импорт), так и в основных ценах, т.е. ценах без налогов на продукты, но включающих субсидии на продукты.
Если выпуск оценен в основных ценах, то ВДС также исчисляется в основных ценах:
ВДС в основных ценах = В - ПП (включая косвенно измеряемые услуги финансовогопосредничества) Валовая добавленная стоимость в рыночных ценах будет равна сумме валовой добавленной стоимости в основных ценах и чистых (за вычетом субсидий) налогов на продукты:
ВДС в рыночных ценах = ВДС в основных ценах + ЧНП в текущих ценах,
где ЧНП = (НП - Сп) - чистые налоги на продукты;
НП - налоги на продукты;
Сп - субсидии на продукты.
Показатель ВДС называется валовой добавленной стоимостью, так как из него не исключены расходы на потребление основного капитала (ПОК).
Если из значения ВДС исключить расходы на потребление основного капитала, то можно будет исчислить показатель чистой добавленной стоимости (ЧДС).
Методы расчета валового внутреннего продукта
Валовой внутренний продукт (ВВП) - общий показатель экономической деятельности страны, центральный макроэкономический показатель системы национальных счетов, применяемый во всем мире для определения темпов развития производства, циклических колебаний деловой активности, характеристики структуры экономики и многих важных макроэкономических пропорций, исчисления производительности труда и определения уровня жизни населения. Он широко используется для международных сопоставлений относительных уровней экономического развития различных стран, групп стран, регионов мира.
ВВП характеризует стоимость произведенных на экономической территории данной страны (включая совместные предприятия) за тот или иной период (обычно год, квартал, месяц) товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. В отличие от ранее принятого в системе баланса народного хозяйства показателя валового общественного продукта (ВОП) ВВП не включает стоимость потребленных при его производстве предметов труда (материальных затрат на сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты и т.д.).
Валовой внутренний продукт отражает результаты экономической деятельности институциональных единиц, т.е. производителей только на территории данной страны (включая совместные предприятия), поэтому по своей сути он является отечественным.
В зависимости от направлений исследования показателя ВВП его оценка проводится в текущих и сопоставимых ценах, а также может рассчитываться в ценах базового периода.
Для сопоставительного и структурного анализа, обобщения различных характеристик социально-экономической ситуации за определенный период времени рассчитывается номинальный валовой внутренний продукт - объем ВВП в текущих ценах рассматриваемого периода.
Для анализа изменения валового внутреннего продукта за определенный период (в первую очередь - год) рассчитывается темп реального ВВП. При этом темп реального ВВП по отношению к предыдущему периоду (году) рассчитывается в сопоставимых ценах предыдущего периода (года).
ВВП может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.\

26.

Наши рекомендации