Усовершенствование ценовой политики предприятия.
Прямостанова Т.О.,
бакалавр факультета экономики
РГУ имени С.А.Есенина
Ключевые слова: ценовая политика, стимулирование сбыта, ценообразование, продвижение товара, цена.
Ценовая политика предприятия – это исключительно важный инструмент фирмы – товаропроизводителя, однако его использование сопряжено с риском, поскольку при неумелом обращении с ним могут быть получены самые непредсказуемые и отрицательные по своим экономическим последствиям результаты и совершено недопустимо для предприятия отсутствие ценовой политики как таковой [2,74].
Под ценовой политикой предприятия понимают систему представлений, концептуальных положений о том, какие принципы должны составлять основу ценовой политики и как маневрировать ценами для достижения конечного генеральных целей фирмы и решения соответствующих маркетинговых задач. Рассмотрим как можно усовершенствовать ценообразование на продукцию промышленного предприятия на котором используется метод ценообразования с ориентацией на конкурентов, а точнее метод следования за рыночными. Данный метод предусматривает следующее: каждый продавец, реализующий данный товар на рынке или предлагающий услугу, устанавливает цены, учитывая обычаи ценообразования и уровень цен, сложившиеся на рынке, исходя из реально существующего уровня рыночных цен и, при этом, значительно не нарушая его. Если фирма повышает дифференциацию своих услуг и товаров по отношению к услугам и товарам фирм - конкурентов, то она вправе принять цены на более высоком уровне по сравнению c обычными. Поэтому, такой традиционный метод определения цен, как метод следования обычному уровню цен, применяется, как правило, если товары труднодифференцируемы на рынке.
Предприятие должно проводить постоянные выставки, где покупатели смогут убедиться в преимуществах данных приборов, увидеть принцип работы, их компактность и удобство использования.
Но проводить их не просто демонстрируя прибор на столе и сухо рассказывая о технических характеристиках товаров, как это делается сейчас, а используя психотехники для эффективного проведения продажи – аргументации.
Любой товар имеет достоинства и может принести выгоду его будущему владельцу, но у каждого клиента свои цели и вкусы. Поэтому, именно продажа - аргументация дает возможность продавцу удовлетворить пожелания и запросы покупателя.
Представляя свою продукцию, важнейшей целью является убеждение покупателя в том, что данный товар «создан именно для него» и именно этот товар отвечает всем запросам этого клиента.
Индивидуальная подготовка и учебные программы для продавцов должны уделять особо пристальное внимание умению представлять достоинства товаров.
Многие продавцы совершают такую ошибку: описывают свойства товара и его предназначение, в то время как речь должна идти о выгоде для покупателя в случае, если он приобретет данный товар.
В процессе продажи - аргументации для соединения выгод от приобретения с техническими данными можно применять языковые клише типа:
- «что означает следующее»;
- «что имеет следствием»;
- «что предоставляет возможность» и т.п.
Специально обученный продавец должен понять, что конкретно ищет данный покупатель, и профессионально и грамотно преподнести ему товар с точки зрения полезности и необходимости именно тому покупателю, что находится в данный момент перед ним.
Мероприятия по продвижению товаров имеют три главнейшие цели: информировать, убеждать и напоминать.
Информирование - это первостепенная цель продвижения, т. к. люди не могут купить товар до того момента, пока не узнают о его существовании или не поймут, для чего он может им понадобиться. Потенциальным потребителям необходимо знать, где можно найти тот или иной товар, какова будет его цена и как им пользоваться. Для этого просто необходима активная рекламная политика, где на телевидении, в печатных изданиях, на брошюрах и листовках, раздаваемых в медицинских учреждениях, потенциальные покупатели будут проинформированы обо всех необходимых сведениях для продвижения данных товаров.
Убеждение - тоже крайне важный элемент продвижения, т. к. большая часть людей нуждается в мотивировании своего выбора того или иного метода удовлетворения своих потребностей. Если потребители ранее никогда не пользовались данным товаром, то их необходимо убедить в его достоинствах и необходимости его приобретения. В том случае, если же они привыкли пользоваться товарами марки конкурента, то их нужно уговорить сменить ее.
Напоминание о возможности стать обладателем того или иного товара и его достоинств также необходимо, т. к. это стимулирует дополнительный спрос.
Информирование, убеждение и напоминание - это основные цели продвижения в целом, тогда как каждое отдельное мероприятие в области продвижения направлено на решение конкретных задач. К последним относятся привлечение новых покупателей, повышение спроса со стороны уже существующих покупателей, помощь торговым агентам, поддержание устойчивого уровня сбыта, создание известности товарному знаку фирмы, формирование "портфеля продаж" и оказание влияния на потребителей, принимающих решения о покупках[3,176].
Рассмотрим четыре элемента продвижения товаров на рынке.
Для достижения целей продвижения специалисты по маркетингу прибегают к четырем типам средств: личным продажам, рекламе, установлению связей с общественностью и стимулированию сбыта. Они применяются в различных сочетаниях и образуют структуру продвижения конкретного товара или идеи.
Личная продажа предполагает прямое общение покупателя с продавцом, "лицом к лицу" или по телефону. Это единственная форма продвижения, которая позволяет заключать сделки немедленно; кроме того, только с помощью личной продажи продавец может точно подобрать товар, отвечающий индивидуальным потребностям и интересам конкретного покупателя. Главным недостатком личной продажи являются ее относительно высокие издержки.
Реклама - это платные сообщения, распространяемые через средства массовой информации и финансируемые теми, от кого они исходят (спонсорами). Реклама может принимать разнообразные формы. Ее главное достоинство заключается в способности охватить широкую аудиторию при невысоких удельных издержках. Реклама, однако, имеет и некоторые недостатки. Во-первых, единовременные расходы на организацию рекламной кампании. Во-вторых, реклама не обеспечивает непосредственной обратной связи, какую может дать прямой контакт с покупателем, и к тому же рекламу трудно персонифицировать. Наконец, с помощью рекламы вовсе не всегда можно подтолкнуть клиентов к действию настолько же эффективно, как посредством личной продажи.
Понятие общественные связи охватывает любые формы общения с самой разной аудиторией, не имеющие непосредственного отношения к продажам. Некоторые мероприятия по связям с общественностью носят общий характер: например, предоставление журналистам интересующей их информации или помощь местным медицинским учреждениям в проведении проектов здравоохранения. С другой стороны, поддержание благоприятных отношений с общественностью предусматривает конкретное освещение деятельности компании и ее продукции и создание условий для появления благожелательных отзывов о товарах компании в газетах и журналах, а также в радио- и телепрограммах.
Стимулирование сбыта - заключительный этап продвижения. Его функции поддаются определению с наибольшим трудом. Оно включает в себя широкий набор видов деятельности и мероприятий, цель которых - заинтересовать покупателей. Предоставление купонов, скидок, бесплатных образцов, проведение непосредственно в торговых помещениях показов и демонстраций, организация торговых шоу и другие специальные мероприятия - все это относится к данному способу продвижения товаров[1,204].
Таким образом, для повышения уровня цен рекомендуется проводить следующие мероприятия:
- Наем профессиональных продавцов или обучение имеющихся психотехникам для стимулирования продаж выпускаемой продукции;
- Проведение качественных и информативных презентаций и выставок среди потенциальных покупателей для демонстрации преимущества товаров предприятия перед другими аналогичными товарами;
- Активная рекламная политика предприятия для поиска новых покупателей;
- Проведение акций, установление скидок для активного продвижения товара.
Безусловно, все эти действия требуют определенных затрат, но для того, чтобы выйти на новый уровень, предприятию требуется установление цены на уровне его качественных характеристик. Но если резкий скачок цены отпугнет клиентов, то постепенное повышение цены с активным продвижением товара на рынке способно дать положительные результаты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Якорева А. С. «Ценообразование», издательство «Научная книга», Москва, 2013г.;
2. Шим Дж. К., Сигел Дж. Г. Управление предприятием. Экономика для практиков / Перевод с англ. М., Филинъ, 2013;
3. Васильева Н. Э., Козлова Л. И. «Формирование цены в рыночных условиях», Москва, АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005 г.
Проблемы развития муниципальных бюджетных учреждений социокультурной сферы (на примере Рязанского района Рязанской области)
Пчелинцева О.,
студентка факультета экономики
Научный руководитель – Сычева О.В.
Ключевые слова: муниципальное образование, социокультурная сфера, учреждение, источники финансирование, предпринимательская деятельность.
Социокультурную деятельность можно рассматриваться как самостоятельную подсистему общей системы социализации, социального воспитания и образования людей.
Социокультурная сфера является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целях социально – экономического развития и духовного обновления своей жизни. [1]
Субъектами социально – культурной деятельности являются социально – культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляется накопление и передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний. [2]
К целям и задачам учреждений социокультурной сферы относятся:
· Целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей.
· Стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования
· Создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.
Однако реализация данных задач в значительной степени затруднена в связи с существованием в настоящее время ряда проблем:
1. Высокая степень износа основных фондов учреждений социокультурной сферы.
2. Недоукомплектование необходимым оборудованием и материалами для реализации профессиональной деятельности (музыкальных инструментов, костюмов, книг и проч.)
3. Низкая финансовая обеспеченность развития ее объектов.
4. Недостаток квалифицированных кадров специалистов.
5. Закрытие или объединение социокультурных учреждений
Основная часть культурно – досуговых и социально – воспитательных учреждений располагается в зданиях, построенных еще до начала перестройки и нуждается в серьезном обновлении и капитальном ремонте. Особо тяжелая ситуация с материально-технической базой учреждений культурно – досуговой сферы складывается в небольших муниципальных образованиях районного и поселкового типа.
Так, в Рязанской районе Рязанской области располагается 79 культурно-досуговых учреждений. В клубах ветшают и не приобретаются взамен новые музыкальные инструменты, сценические костюмы, современное клубное оборудование и мебель. Библиотеки недоукомплектованы книжным фондом. Ежегодное списание книг превышает их поступление.
В то же время аудитория пользователей услугами учреждений социально-культурной сферы весьма обширна и охватывает население практически всех возрастных групп – от малышей до стариков. В 2014 году в Рязанском районе было проведено 4856 культурно-досуговых мероприятий, на которых присутствовало 407384 человек, организовано и проведено 127 районных праздников и фестивалей, обслуживающие 35 151 человек, работало 251 клубное формирование, с числом участников 3 984 человек, проведено 703 платных мероприятия, посетили платные мероприятия -14 015 человек.
Качественное оказание услуг в значительной степени связано с финансовой обеспеченностью культурно-досуговых учреждений. Основным источником финансирования каждого из направлений культурно – досуговой деятельности является бюджетное финансирование и лишь незначительная доля принадлежит иным источникам в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 29.12.2015). [3] Основная часть культурно – досуговых учреждений финансируется из местных бюджетов. Особо ценные объекты культуры могут относиться к совместному ведению органов власти федерального и регионального уровней и соответствующим образом финансироваться.
В 2014 году в Рязанском районе на развитие учреждений СКС поступили денежные средства в размере 14 448 983 рублей из следующих источников:
1. Федеральный бюджет: 330 666 руб.
2. Областной бюджет: 6 796 807 руб.
3. Районный бюджет: 2 050 801 руб.
4. Бюджет сельских поселений: 3 491 732 руб.
5. Средства предпринимательской деятельности: 326 369 руб.
6. Пожертвования: 671 608 руб.
7. Спонсорские средства: 781 000 руб. [4]
Эти финансовые ресурсы были использованы, в частности на: Капитальный ремонт Турлатовского ПДК в объеме 600 тыс. руб (спонсорская помощь Нефтезавода); Приобретение школьной мебели в Искровской ДШИ– 53 937 руб. (пожертвования); Приобретение строительных материалов в Мурминскую ДМШ– 35 070 руб.(бюджет 30 000 руб., пожертвования – 5 070 руб.); Приобретение звукоусилительной аппаратуры в Турлатовскую ПДК - 273 тыс. руб.; Подключение Кораблинской, Ровновской,Тюшевской сельских библиотек Рязанского муниципального района к ИКТС Интернет в широкополосном режиме - предоставление доступа к сети Интернет – 228 571 руб.; (Федеральные средства); Приобретение цифрового фортепиано Celviano - 34 990-00(Бюджет) и цифрового фортепиано Celviano - 34 990-00(пожертвования) для Полянской ДШИ и другие.
Однако средств, выделяемых из бюджетных источников явно не достаточно. Их объем от общей потребности составляет лишь ….%.
В этой связи важным дополнительным источником развития данных учреждений являются – платные услуги.
В Рязанском районе из 32 культурно-досуговых учреждений, платные услуги оказывают 16 учреждений, т.е. - 50%. Доля платных мероприятий от их общего количества составила - 14%. В 2014 году в Рязанском районе, платные услуги Домов культуры включали в себя такие формы работы, как платные концерты, вечера отдыха, детские утренники, дискотеки, аренда помещений сторонним организациям и проч., среди которых основной доход приносят прежде всего дискотеки. Полученный доход направлялся на развитие материально – технической базы.
Анализируя деятельность учреждений культуры Рязанского района по оказанию платных услуг населению, можно сделать вывод, что перспективы развития платных услуг возможны в каждом поселении. Однако эти услуги развиваются очень слабо из-за плохой материально-технической базы учреждений. Например, устаревшая звукоусилительная аппаратура ограничивает возможности клубных учреждений в проведении платных культурно-досуговых мерприятий.
Слабая материально-техническая база и недостаточное финансирование учреждений социокультурной сферы увеличивают разрыв между культурными потребностями населения района и возможностями их удовлетворения.
Укрепление материально-технической базы клубных учреждений Рязанского муниципального района и создание условий для удовлетворения культурно- досуговых запросов и потребностей населения района было и есть одно из важнейших направлений работы Управления культуры.
Системный подход к разработке более эффективного механизма финансирования учреждений социокультурной сферы может превратить ее в самодостаточную отрасль.
Еще одной проблемой социокультурной сферы небольших муниципальных образований является проблема оптимизации структуры ее учреждений. В связи с уменьшением межбюджетных трансфертов на организацию библиотечного обслуживания в Мурминском сельском поселении в апреле 2014 г. была закрыта Мурминская сельская библиотека №2. Кораблинская сельская библиотека переведена в отремонтированное помещение в Доме культуры. В арендованных помещениях находятся Хиринская и Стенькинская сельские библиотеки.
В 2014 году уволено восемь библиотечных работников из Долгининской сельской библиотеки, Дубровической сельской библиотеки, Екимовской сельской библиотеки, Насуровской сельской библиотеки, Полянской сельской библиотеки, Реткинской сельской библиотеки, на их место приняты новые работники (кроме Полянской и Реткинской). [4]
Из-за низкой оплаты труда в учреждения социокультурной сферы не идут работать молодые специалисты. В то же время именно молодые могли бы внести новые идеи в работу, способствовать повышению качества оказания услуг в соответствии с требованиями времени.
Таким образом, на наш взгляд, основной проблемой функционирования учреждений КДС является проблема недостатка денежных средств для своего развития.
В сложившихся условиях требуется серьезное переосмысление механизма финансирования учреждений социокультурной сферы.
Решение этой проблемы требует системного подхода и должно осуществляться по следующим направлениям:
укрепление доходной базы местных бюджетов и увеличение доли средств, выделяемых на развитие учреждений социокультурной сферы муниципалитета;
развитие направлений деятельности на коммерческой основе в рамках самих учреждений, которые наиболее интересны населению и в последующем смогут себя окупить.
Перспективным может быть и направление привлечения инвесторов к развитию объектов социокультурной сферы на коммерческой основе со связанными условиями, например, по оказанию соответствующих льготных услуг определенным группам населения.
Литература
1. Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. [электронный ресурс] //режим доступа: http://lektsii.net/3-63398.html
2. Основы законодательства РФ о культуре. (с изменениями на 28 ноября 2015 года) (редакция, действующая с 1 января 2016 года)
3. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 29.12.2015).
4. Информационный отчет отдела культуры и туризма Администрации Рязанского муниципального района за 2015 г.
5. Анализ финансирования расходов федерального бюджета на культуру, искусство и кинематограф [электронный ресурс] //режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=814263