Эволюция налоговой политики россии, направленной на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов

Зубакова К.,

студентка факультета экономики

РГУ им. С.А. Есенина

Научный руководитель – Зайцев В.М.

Ключевые слова: эволюция, налоговая политика, налоги, сборы, модель, система, тип, меры, совершенствование.

На сегодняшнем этапе налоговая политика выступает одним из наиболее важных звеньев экономической политики в целом, регулирующим экономические процессы в обществе.

Каждое правительство отличается оригинальностью и неповторимостью налоговой политики. Она различается по двум основным измерениям: в пространстве и во времени. Многообразие обусловливает целый комплекс объективных и субъективных факторов. Налоговая политика России принципиальным образом отличается, например, от политики Швейцарии в первую очередь в силу различающегося федеративного устройства.

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика считается лишь только частью стратегии развития государства. Она не может существовать обособленно от других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ [6].

Одной из главных задач налоговой политики является создание благоприятных условий для стимулирования экономического роста и средствами, активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики. Условно выделяют три возможных модели налоговой политики:

Модель налоговой политики — вид налоговой политики, что способен применять иным государствам в качестве аналога и образец доказавший личную эффективность.

1.Модель политики максимальных налогов. Характеризуется путем определения максимальной части налогов, значительных широких налоговых баз, прогрессивных ставок, уменьшения количества льгот, что приводит к увеличению налогового бремени на экономику и население.

Исходную модель формируют 2 типа налоговой политики:

1)Фискальный тип. Характеризуется сочетанием следующих условий: высокой долей государства в экономике и значительным уровнем государственных инвестиций высокого налогового бремени. Суть данного типа заключается в значимой части средств экономических агентов, какие могли бы являться истрачены ими на потребление.

2)Фискально-перераспределительный тип. Суть данного вида заключается в значительной доли за счет средств высоко-прогрессивных подоходных и поимущественных налогов, и переориентации этих средств посредством бюджетных механизмов в доходы менее обеспеченной части населения.

2.Модель политики минимальных налогов. Характеризует установления наименьшей налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается уменьшением государственных инвестиций и существенно уменьшением социальных расходов. Эту модель можно так же разделить на два типа налоговой политики:

1)Регулирующий тип, стимулирует национальное экономическое развитие в целом. Непосредственно по этой причине этот тип нередко именуют политикой экономического развития.

Схожей модели придерживалась Япония в период послевоенного восстановления экономики. В 80-х годах XX века модель эффективно использовалась в США администрацией Р. Рейгана

2)Фискально-конкурирующий тип, стимулирует не столько национальное развитие производства, хотя и это, конечно, присутствует, сколько размещение юрисдикции органов управления зарубежных экономических агентов.

К подобным агентам можно отнести транснациональные компании, за размещение органов управления которых и за превращение их в конечном итоге в национальных налоговых резидентов конкурируют ряд фискальных юрисдикций.

3.Модель политики разумных налогов. Эта модель является фискально – регулирующей, нацеленной на компромиссную реализацию фискальной, регулирующей и распределительной (социальной) функций. Поиском компромисса между этими функциями определяется сущностью данного типа политики. Модель считается компромиссом между моделями максимальных и минимальных налогов. Она характеризуется довольно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики, хотя при этом поддерживать значимый объем социальных расходов [2,с.75].

До появления части I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31 июля 1998 года часть I НК РФ стала первым документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала часть II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. В него вносятся изменения при смене налоговой политики[1].

Ключевые направления налоговой политики сделан анализ принятых решений в области налоговой политики и их последствий.

При этом, по словам министра финансов РФ Антоном Силуановым основными задачами станут создание налоговых стимулов для экономического роста и повышение справедливости российской налоговой системы.

Минфин предлагает ввести существенные налоговые льготы для инвесторов. Например, для новых инвестиционных проектов – возможность уменьшить уплачиваемый налог на прибыль на суммы капитальных вложений.

Субъекты РФ получат право снижать налоговые ставки по УСН с 6% до 1% от доходов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

В свою очередь муниципалитетам будет предоставлена возможность снижать ставки ЕНВД с 15% до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

Введение патентов для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников. Расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения.

Упрощение порядка возмещения НДС при экспорте, а также принятия к вычету НДС в составе аванса. Кроме того, от НДС освобождается выполнение НИОКР не за счет средств бюджета, а за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно федеральному закону от 23.07.2013 г. №216-ФЗ «О внесении изменений в ст. 83 ч. 1 и гл. 21 ч. 2 НК РФ.

Законами субъектов РФ может быть предусмотрена пониженная ставка налога на прибыль, перечисляемого в региональный бюджет (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Сейчас в России уровень налоговой нагрузки с учетом расходных обязательств государства является минимально допустимым, в связи с чем дефицит консолидированного бюджета составляет 3,5% ВВП. Поэтому особое внимание будет уделяться борьбе с недобросовестными налогоплательщиками, уклонением от уплаты налогов [3].

Поскольку Правительство Российской Федерации не планирует выходить с предложениями о повышении налоговой нагрузки и осуществлении каких-либо масштабных изменений в налоговой системе в текущем 2016 году. Это – Основные направления налоговой политики на очередной год и плановый период, утвержденные в предыдущие годы, послания и поручения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации [4].

При проведении налоговой политики основное внимание будет уделяться проведению антикризисных налоговых мер, совершенствованию налогового администрирования и вопросам предоставления льгот.

Так, среди основных мер в области налоговой политики указаны, в частности:

- Совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков;

- Налоговые льготы вновь создаваемым предприятиям промышленности;

- Совершенствование системы специальных налоговых режимов (расширение перечня видов деятельности, подпадающих под ПСН, распространение 2-летних "налоговых каникул" на деятельность в сфере бытовых услуг; снижение ставок налога по УСН и ЕНВД);

- Упрощение порядка начисления и принятия к вычету НДС, уплаченного в составе аванса, а также подтверждения обоснованности освобождения от уплаты НДС и акциза при экспорте;

- Распространение на операции, облагаемые по ставке НДС в размере 0 процентов, общего порядка применения налоговых вычетов по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур;

- Уточнение механизма осуществления контроля за трансфертным ценообразованием ( с 1 млрд руб. до 2 - 3 млрд руб);

- Сохранение размеров ставок акцизов на 2016 и 2017 годы, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен;

- Постепенная отмена федеральных льгот по региональным и местным налогам [5].

Одним из важных вопросов налоговой политики должна стать разработка и внедрение мер, противодействующих уклонению недобросовестных налогоплательщиков от уплаты налогов. Проведенное исследование показало, что налоговая политика на современном этапе развития налоговой системы пока не в состоянии противодействовать негативным последствиям финансового кризиса и росту масштабов уклонения плательщиков от уплаты обязательных налоговых платежей. Необходимо пересмотреть процедуры налогового администрирования. Особый акцент необходимо сделать на совершенствовании предпроверочного анализа, способного качественно повлиять на эффективность и результативность выездных и камеральных налоговых проверок. Это позволит улучшить налоговую дисциплину среди налогоплательщиков, тем самым обеспечив полноту и своевременность уплаты ими всех налоговых платежей в бюджет страны.

Таким образом, налоговая политика — это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут её оптимальный уровень.

Подведя итог вышесказанному, следует отметить, что приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики останутся прежними и нацелены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ

2. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 544 с

3. Интернет–интервью с Министром финансов РФ АнтонГерманович Силуанов / Информ. агенство «ГАРАНТ».2 июня 2015 г. URL: http://www.garant.ru/

4. Официальный сайт Министерства финансов РФ. URL: http://minfin.ru/

5. Правовая информационная система Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/

6. Официальный сайт налоговой политики государства. URL: http://nalog-nalog.ru/

Наши рекомендации