Экономико-математические методы при проведении анализа инвестиционной привлекательности

Вознесенский Е.Ю,

бакалавр факультета экономики

РГУ имени С.А.Есенина

Научный руководитель – Булеков О.Е.

Ключевые слова: экономико-математические методы, инвестиционная привлекательность, факторный анализ, удельный вес, финансовое состояние.

В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты вынуждены быстро адаптироваться к любым изменениям. В свете последних событий, экономическая ситуация в мире весьма нестабильна. Все организации были вынуждены перестроить свою деятельность в «новое русло». Поэтому для каждого хозяйствующего субъекта всегда были важны результаты анализа инвестиционной привлекательности, чтобы своевременно применить управленческие решения для поддержания финансового состояния.

Многочисленными исследования уставлено, что процессы долгосрочного бизнес-планирования включают в себя составление текущих и перспективных прогнозов, которые предназначены для того, чтобы обозначить важность ключевых задач предприятия для всего рабочего коллектива, понять стратегию и тактику их выполнения, а также оптимизировать использование ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Такие прогнозы помогут определить направления поиска для расширения сфер деятельности хозяйствующего субъекта, а также позволят увеличить сегмент рынка, которым владеет организация. Проведение анализа инвестиционной привлекательности способствуют повышению экономической стабильности хозяйствующего субъекта, что в свою очередь, является основой развития национальной экономики, а это, следовательно, обеспечивает рост благосостояния всех граждан страны. [1]

Следует отметить, что математика как основа теории принятия решений широко применяется для планирования и прогнозирования результатов деятельности организаций. Многие прогнозы основаны на математическом анализе ретроспективных показателей и строятся с применением разделов эконометрики и прикладной статистики, одним из которых является факторный анализ.[2]

Для оценки инвестиционной привлекательности всегда были необходимы показатели платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности. Но также для наиболее полного представления часто используется факторный анализ чистой прибыли организации, чтобы выяснить за счет каких факторов происходят изменения в финансовом результате. Для рассмотрения данного анализа выберем методику, представленную Донцовой Л.В. и Никифоровой Н.А. Данный анализ должен проводиться при наличии данных за 3 отчетных периода, чтобы корректно проследить динамику показателей.

Факторный анализ чистой прибыли, согласно методике Донцовой Н.В. и Никифоровой Н.А., проводят в несколько этапов:

1. Определяется влияние фактора «Выручка», которая раскладывается на 2 составные части: цена и количество:

1.1.Определяют индекс цены по формуле (1):

Iц = (100% + Уровень инфляции)/100 (1)

1.2. Рассчитывают выручку в сопоставимых ценах по формуле (2):

В’ = Вотч/Iц, (2)

1.3. Определяют изменение выручки за счет изменения цены по формуле (3):

/\Вц = Вотч – В’, (3)

1.4.Определяют изменение выручки за счет изменения количества выпущенной продукции по формуле (4):

/\Вкол-во = В’ – Вбаз, (4)

1.5. Определяют изменение прибыли за счет изменения цены по формуле (5):

/\Пц = (/\Вцпр.баз)/100, (5)

где Рпр.баз – рентабельности продукции в базисном периоде, определяется по формуле (6):

Рпр.баз = (Прибыль от продажбаз/Выручкабаз)*100%. (6)

1.6. Определяют изменение прибыли за счет изменения количества выпускаемой продукции по формуле (7):

/\Пкол-во = (/\Вкол-во* Рпр.баз)/100, (7)

2. Определяют влияние фактора «Себестоимость» по формуле (8):

/\Пс/с = (Вотч*(УРС1-УРС0)), (8)

где УРС1 и УРС0 – уровни себестоимости к выручке в отчетном и базисном году соответственно.

3. Определяется влияние фактора «Коммерческие расходы» по формуле (9):

/\Пкр = (Вотч*(УРКР1-УРКР0)), (9)

где УРКР1 и УРКР0 – уровни коммерческих расходов к выручке в отчетном и базисном году соответственно.

4. Определяется влияние фактора «Управленческие расходы» по формуле (10):

/\Пкр = (Вотч*(УРУР1-УРУР0)), (10)

где УРУР1 и УРУР0 – уровни управленческих расходов к выручке в отчетном и базисном году соответственно.

5.Все остальные факторы не оказывают столь существенного влияния на сумму прибыли, но их влияние определяют методом балансовой увязки, а именно: все показатели делят на 2 группы:

- факторы прямого влияния: на какую сумму увеличивается фактор прямого действия, на такую же сумму увеличивается сумма прибыли и наоборот;

- факторы обратного влияния: на какую сумму увеличивается факторы обратного действия, на такую же сумму уменьшается сумма прибыли и наоборот.

Среди таких факторов могут быть: доходы от участия в других организациях, проценты к получению, проценты к уплате, прочие доходы, прочие расходы, налог на прибыл, прочее.

6. Определятся совокупное влияние факторов. Полученные данные фиксируются в таблице 1. По полученным данным в результате проведения факторного анализа необходимо сделать выводы и предположить причины выявленных изменений.

Таблица 1. Совокупное влияние факторов на финансовый результат

Показатель Изменение показателей второго года исследования по сравнению с первым Изменение показателей третьего года исследования по сравнению со вторым
Цена    
Количество    
Себестоимость продаж    
Коммерческие расходы    
Управленческие расходы    
Доходы от участия в других организациях    
Проценты к получению    
Проценты к уплате    
Прочие доходы    
Прочие расходы    
Налог на прибыль    
Прочее    
Совокупное влияние факторов    

Однако данный анализ стоит расширить показателями, отражающими удельный вес показателя в размере совокупного влияния факторов, чтобы наиболее полно отразить влияние рассматриваемых факторов на результативный показатель. Общая схема расчета данного показателя представлена в формуле (11):

Уд.весАП = (/\АПотч/баз)/(Совокупное влияние факторов)*100%, (11)

где Уд.весАП – удельный вес анализируемого показателя,

/\АПотч/баз – изменение величины анализируемого показателя в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Полученные данные необходимо добавить в таблицу 1, предварительно дополнив ее двумя дополнительными столбцами. Расширенная таблица 1 имеет следующий вид: столбцы «Изменение удельного веса показателей второго года исследования по сравнению с первым» и «Изменение удельного веса показателей третьего года исследования по сравнению со вторым», где будут указаны в процентном соотношении величины изменений в составе совокупного влияния факторов.

Таким образом, используя предложенную методику, расширив ее несколькими показателями, можно наиболее полно оценить инвестиционную привлекательность хозяйствующего субъекта, используя при анализе такой экономико-математический метод, как факторный анализ. Данная расширенная методика позволит определить не только величины в абсолютном измерении, но также поможет в определении причин изменений показателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ендовицкий, Д.А. Анализ инвестиционной привлекательности компании-цели / Д.А. Ендовицкий, В.Е. Соболева/ Аудит и финансовый анализ: электронный журнал. 12.02.07. Режим доступа: http://www.auditfin.com/fin/2007/2/Endovitskiy/Endovitskiy%20.pdf (дата обращения 01.11.15);

2. Попов, А. М. Экономико-математические методы и модели/ А. М. Попов, В. Н. Сотников; под ред. А. М. Попова. — 2-е изд., испр. и доп.- М, Юрайт, 2015.

Наши рекомендации