Аудиторский риск и ответственность аудитора.

Аудиторский риск представляет риск, когда аудитор может дать положительное заключение по финансовой отчетности и бухгалтер­скому балансу, содержащим существенную недостоверную инфор­мацию. Аудиторский риск — это опасение, что аудитор может выра­зить свое мнение о финансовой отчетности и бухгалтерском балансе, не соответствующее действительности. Например, аудитор может дать положительное заключение о финансовой отчетности без зна­ния того, что в ней имеется недостоверная информация. В процессе аудита имеется неизбежный риск того, что некоторая существенная недостоверная информация может остаться невыявленной.

Следует различать три компонента аудиторского риска:

• собственный риск (риск того, что бухгалтерский учет и финан­
совая отчетность контролируемого предприятия содержат недосто­
верную информацию);

• риск контроля (риск того, что система внутреннего контроля кли­
ента не сможет предупредить или исправить допущенные ошибки);

• риск выявления (риск того, что допущенные ошибки или нару­
шения не будут выявлены аудитором).

Уголовная ответственность может наступить за: несоблюдение профессиональной тайны; преднамеренное сообщение ложной ин­формации; несообщение о фактах правонарушений в случаях, преду­смотренных действующим законодательством; нарушения правил запрета аудиторской деятельностью.

Административная ответственность наступает при совершении административного правонарушения и влечет за собой применение к виновному лицу административных взысканий.

38. Информация, предоставляемая аудитору субъектом хозяйствования.

Информация, предоставляемая аудитору руководством субъекта хозяйствования, определяет процедуры оценки и документирования сведений и действий, которые необходимо произвести в случае, когда администрация субъекта хозяйствования отказывается предоста­вить сведения, необходимые для достижения целей аудита.

Аудитору следует получить письменные доказательства по пово­ду достоверности всех существенных аспектов бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности, когда других доказательств предположитель­но не существует. Вероятность возникновения непонимания между аудитором и руководством субъекта хозяйствования снижается, ког­да устные беседы подтверждены документально.

Во время аудиторской проверки аудитор может получать разно­образную информацию от руководства субъекта хозяйствования, предоставленную как по собственному желанию руководства, так и по требованию аудитора. Если такая информация касается сущес­твенных положений бухгалтерской (финансовой) отчетности, от ау­дитора потребуется: получить проверенные доказательства из источ­ника внутри субъекта проверки или вне его; решить, являются ли данные, предоставленные руководством субъекта хозяйствования, разумными и соответствующими другим полученным аудиторским доказательствам, в том числе сведениям, полученным от руководства субъекта хозяйствования; решить для себя, являются ли предоста­вившие информацию лица достаточно информированными по су­ществу бухгалтерской (финансовой) отчетности.

39.Использование результатов работы других аудиторов. Основному аудитору при использовании результатов работы другого аудитора необходимо определить, как работа другого аудитора повлияет на проведение аудита. Основной аудитор отвечает за подготовку аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в случае, если такая финансовая (бухгалтерская) отчетность включает финансовую информацию по одному или нескольким подразделениям, которые проверяются другим аудитором. Другой аудитор не является основным и несет ответственность за подготовку аудиторского заключения по финансовой информации подразделения, включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проверяемую основным аудитором. При планировании использования работы другого аудитора основной аудитор должен оценить профессиональную компетентность другого аудитора в зависимости от конкретного поручения. Соответствующую информацию основной аудитор может получить, используя совместное членство в профессиональном аудиторском объединении, совместное участие в другой аудиторской организации, а также обращение к профессиональному аудиторскому объединению, в котором состоит другой аудитор. Эти источники можно при необходимости пополнить, используя опрос иных аудиторов, сотрудников кредитных организаций или получив информацию непосредственно от другого аудитора. Основной аудитор указывает в рабочих документах аудита те подразделения, финансовая (бухгалтерская) информация которых была проверена другими аудиторами, их значимость для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в целом, наименования (фамилии, имена и отчества, если другими аудиторами являются индивидуальные аудиторы) других аудиторов и любые выводы о том, что отчетность отдельных подразделений является несущественной. Если основной аудитор формирует мнение о финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица в целом только исключительно на основе аудиторских заключенийдругого аудитора по одному или нескольким подразделениям, то в его аудиторском заключении указывается этот факт, а также указывается значимость той части финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая была проверена другим аудитором.

40.Использование результатов работы внутреннего аудита. Под внутренним аудитом понимается система контроля за со- блюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля, которая: • организуется экономическим субъектом; • регламентируется внутренними документами; Если на предприятии есть служба внутреннего аудита, то аудиторская организация при проведении проверки может использовать результаты работы внутренних аудиторов, однако ей следует получить дополнительные доказательства эффективности функционирования службы внутреннего аудита. Объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. Обычно функции службы внутреннего аудита включают один или несколько следующих элементов:а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию); б) исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур); в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица; г) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства. Роль службы внутреннего аудита определяется руководством аудируемого лица. Цели внутреннего аудита отличаются от целей внешнего аудитора. Цели службы внутреннего аудита меняются в зависимости от требований руководства. В свою очередь, основная цель внешнего аудитора — получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

41.Содержание и порядок составления аудиторского заключения. Аудиторским заключением называется документ, основное значение которого состоит в том, чтобы довести до пользователей информацию о достоверности финансовой отчетности субъекта хозяйствования. Аудиторское заключение состоит из трех частей: вводной; части, описывающей объем аудита; итоговой части с выражением аудиторского мнения. Вводная часть аудиторского заключения, согласно правилу аудиторской деятельности Республики Беларусь, содержит перечень проверенной отчетности с указанием отчетного периода, а также заявлении о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление отчетности несет аудируемое лицо, а обязанность аудиторской организации заключается в выражении аудиторского мнения о достоверности этой отчетности. В части, описывающей объем аудита, дается ссылка на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводился аудит, информацию о подходах к его планированию, способы проведения (выборочная или сплошная проверка), методы сбора доказательств об определении уровня существенности. Далее дается оценка принципов и методов бухгалтерского учета и порядка составления отчетности. Завершает эту часть заявление о том, что аудиторской организацией в результате аудита получены достаточные основания для выражения аудиторского мнения. Итоговая часть содержит аудиторское мнение. Здесь дается оценка соответствия порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности законодательству и достоверности отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности финансового положения и результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица за проверяемый период. Аудиторское заключение должно иметь дату его подписания, после которой в него не могут быть внесены изменения, не оговоренные с аудируемым лицом. До этой даты необходимо завершить исследование и сбор аудиторских доказательств о событиях, предшествующих дате подписания аудиторского заключения. Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудиторской организации и лицом, возглавлявшим проверку К аудиторскому заключению прилагается подписанная и скрепленная печатью аудируемого лица бухгалтерская (финансовая) отчетность, в отношении которой выражается аудиторское мнение. Пакет указанных документов должен быть прошнурован, пронумерован полистно, скреплен печатью аудиторской организации

42. Планирование, учет и отчетность ведомственного контроля. Осн. док., регулир. общие вопросы контр.-ревиз. деят. в РБ, явл-ся Положение о порядке организации и проведения проверок. Выбор методов и способов осущ. проверки производится проверяющим с учетом характера деят. проверяемого субъекта, темы проверки и перечня вопр., подлежащих проверке. Контр.-ревиз. служба составляет перспективные и тек. планы, которые различаются продолжит. периода. Перспект. планы составл. на 3 и более лет. Они вкл. в себя мероприятия по орг-ции контр.-ревиз. работы, ее совершенств., по внедрению передовых форм и методов контроля, по разработке нормат.- справ. материалов. Тек. планы составл. на предстоящий календ. год. Они отличаются большей детализацией и вкл. перечень работ по осущ. контр. функции. Годовой план контр.-ревиз.работы состоит: 1 раздел - документальные ревизии; 2 раздел - тематические проверки. В годовом плане указывают даты, сроки исполнения контр.-ревиз.работы и их исполнителей. К годовому плану прилагаются сведения о предыдущей ревизии, список работников, график отпусков, планы проведения совещаний. Годовые планы утверждаются руковод. областных управлений. На основании годовых планов контр.-ревиз. раб. каждый работник контр.-ревиз. отделения разрабатывает индивид. план на предстоящий год. Контр.-ревиз. отделение осущ. учет проводимой ревиз. работы. Такой учет осущ. в журнале учета проведения ревизии, принятия решений и контроля за их исполнениям. В этом журнале на основании актов ревизии отражается: -наимен. ревизуемого предприятия;период ревизии;вид ревизии;дата провед. ревизии;ФИО исполнителя;Дата и № приказа;Дата предоставления акта; Перечень недостач, излишков, хищений и т.д. Постановлением Нац. стат. комитета утверждена форма гос.стат. отчетности 2-проверка (Минфин) «Отчет о ведомственном контроле». Она распространяется на юр. лица, осущ. ведомств. контроль за фин.-хоз. деят. организаций. Отчет заполн. нараст. итогом с начала года. Контр.-ревиз. отделения предоставляют за 1-ое полугодие и за год отчеты о контр.-ревиз. работе. В них указывается количество ревизий по плану и по факту проведенных, отражается сумма недостач, хищений, число дел переданных в суд. К отчету прилагается объяснительная записка, которая состоит из: 1 раздел – «Проведено ревизий и проверок»;2 раздел – «Выявлено ущерба»; 3 раздел – «Меры по результатом ревизии»;4 раздел – «Мероприятия по работе с кадрами и совершенствование контрольной деятельности».

43. Характеристика основных этапов ревизионного процесса.

Ревизион. работа состоит из след. этапов: 1 этап: издание приказа о назначении ревизии в КРО. В нем указыв. период проведения, вид ревизии, срок проведения, состав ревизион. группы и ее рук-ль. Подготовка начинается с изучения материалов по объекту. В рез-те сост. программа, в которой указано содержание объектов ревизии, ФИО исполнителей, способы ревизии, время начала и окончания ревизии, дата предоставления результатов. Программу утверждает рук-ль контр.-ревизион. подразделения. По прибытию на объект руководитель КРС предъявляет рук-лю пред-тия приказ на проведение ревизии и представляет членов. Сразу проводится инвентаризация кассовой наличности 2 этап: проверка первич. док-тов, регистров бух. учета, отчетности. 3 этап: составление актов, справок, приложений. Этап завершается подписанием акта ревизии и приложений к нему. 4 этап: реализация материалов ревизии. 5 этап: контроль за решениями, принятыми в ходе проверок. Осущ. периодическим запросом вышестоящих органов.

44. Задачи, обязанности и права ревизионных комиссией.

Общие правовые нормы избрания и функционирования ревизионных комиссий ОАО закреплены в примерном уставе и в основных положениях о ревизионной комиссии АО. Ревизионная комиссия ОАО избирается открытым или тайным голосованием на общем собрании членов ОАО или собранием уполномоченных сроком на 3 года. В ревизионной комиссию могут быть избраны только члены данного АО , которые не являются членами правления, их близкими родственниками, кассирами, кладовщиками, и др. лицами, служебная деятельность которых подвергается проверке ревизионной комиссией. Ревизионная комиссия проводит ежегодно не менее 2-х ревизий хозяйственно-финансовой деятельности АО. Ревизионная комиссия имеет право: - проверять правильность использования и сохранности с/х продукции, ТМЦ, денежных средств, основных средств и др. имущества; - требовать необходимые для проверки документы от должностных лиц; - привлекать для участия в ревизии специалистов; - принимать жалобы и заявления от работников ОАО на неправильные действия членов правления и должностных лиц, принимать по ним необходимые меры; - при выявлении хищений, растрат и др. злоупотреблений принимать меры по взысканию ущерба и привлечения виновных лиц к ответственности; - вносить по результатом ревизии предложения на рассмотрение общего собрания и правления ОАО. Акты ревизии подлежат утверждению только общим собранием ОАО или собранием уполномоченных. Ревизионной комиссии представлено право присутствовать на заседаниях правления ОАО с правом совещательного голоса.

Наши рекомендации