Использование результатов работы внутреннего аудита.

Внутренний аудит представляет собой деятельность структурного подразделения субъекта, которое в той или иной степени занимается проверкой и контролем за деятельностью предприятия и его руководства. Эффективность деятельности таких подразделений во многом зависит от организации системы внутреннего контроля на предприятии. В этих целях рекомендуется применять МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита».

Цель МСА 610 – установление стандартов и предоставление руководства для внешних аудиторов при рассмотрении работы внутреннего аудита (применимой к аудиту финансовой отчетности). Такая оговорка связана с тем, что внутренние аудиторы занимаются не только проблемами финансового учета, но и управленческого учета и анализа.

Внешний аудитор должен рассмотреть деятельность внутреннего аудита и ее влияние на процедуры внешнего аудита.

К работам внутреннего аудита относятся:

• обзорная проверка действующих систем бухгалтерского учета и СВК, которые действуют на предприятии субъекта;

• установление адекватных систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля и их мониторинг;

• исследование и анализ финансово-хозяйственной информации;

• проведение обзорных проверок, затрагивающих разные стороны деятельности субъекта;

• проверка соблюдения законодательства.

Между внутренним и внешним аудитом имеется взаимосвязь. Она проявляется в том, что методы и средства, которые используются в ходе этих проверок, одинаковы. Использование данных внутреннего аудита помогает на стадии планирования внешнего аудита, определении его характера, сроков и объема.

Предварительная оценка функций внутреннего аудита помогает скорректировать действия внешнего аудитора.

При этом должны учитываться:

• статус службы внутреннего аудита в структуре управления субъекта;

• объем функций, выполняемых подразделением внутреннего аудита;

• техническая укомплектованность и тщательность в проведении работы внутренних аудиторов.

Если внешний аудитор использует результаты работы внутреннего аудитора, он должен ее оценить и протестировать

32.Планирование аудита.

Аудиторская организация должна планировать свою работу так, чтобы аудит был проведен наиболее эффективным образом. Процесс планирования неотделим от процесса проведения аудита и включает в себя:предварительное планирование; разработку общей стратегии аудита; составление плана аудита; внесение изменений в план в ходе аудита; осуществление руководства и контроля; документирование действий, связанных с составлением и изменениями стратегии и плана аудита. До заключения договора оказания аудиторских услуг аудиторская организация должна: убедиться в том, что сохраняет независимость по отношению к аудируемому лицу; обсудить с заказчиком объект и цель аудита, а также этапы его проведения; получить с согласия аудируемого лица информацию, которая необходима для понимания его финансовой и хозяйственной деятельности и оказывает влияние на данные его бухгалтерской (финансовой) отчетности; оценить возможность проведения аудита у данного аудируемого лица и по результатам такой оценки принять решение о его проведении либо обоснованно отказаться. Аудиторская организация должна разработать и документально оформить общую стратегию аудита, которая будет определять его объем, сроки проведения и направления работы, а также содержать указания по разработке детального плана аудита. После определения общей стратегии аудита аудиторская организация должна разработать и документально оформить план аудитаДокументально оформленная общая стратегия аудита должна отражать основные решения, на основании которых разрабатывался план аудита (общий объем, сроки и порядок проведения аудита). Документально оформленный план аудита должен раскрывать характер, сроки и объем запланированных процедур оценки рисков, а также объем запланированных на основе оценки рисков аудиторских процедур проверки по существу по каждому существенному классу операций, сальдо счетов и раскрытию информации. При внесении изменений и дополнений в общую стратегию и (или) план аудита необходимо документировать причины таких изменений и дополнений, а также последующие действия аудиторской организации.

33.Организация начальной стадии аудиторской проверки.

Начальная стадия аудиторской проверки 1. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита 2. Понимание деятельности аудируемого лица 3. Согласование условий по проведению аудита 4. Оценка стоимости аудиторских услуг 1)Субъекты самостоятельно выбирают аудитора (аудиторскую группу). Для этого организация составляет и направляет аудитору (аудиторской фирме) письмо-предложение о проведении аудита. Официальным ответом, который устанавливает взаимоотношения между клиентом и аудитором является письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита. В содержании письма должны быть раскрыты объекты аудита, его масштабы, сроки проведения, ответственность аудитора перед клиентом, обязательства клиента о предоставлении информации, обязательства по сохранности коммерческой тайны, условия оплаты выполненной работы. После подписания письма-обязательства о согласии на проведение аудита может быть составлен договор на проведение аудиторской проверки. 2)Договор на оказание аудиторских услугрегулирует взаимоотношения аудитора с клиентом. По договору исполнитель- аудитор обязуется оказывать услуги (совершать определенные действия), а заказчик- клиент оплатить эти услуги. 3)По результатам проведенной проверки аудиторская фирма должна выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации. Мнение может быть выражено в форме:1) безусловно положительного, т.е аудиторское заключение подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности.2) Условно положительное – означает, что бухгалтерская отчетность подготовлена и достоверна в целом, но при ее составлении были допущены незначительные нарушения, которые указаны в заключении.3) Отрицательное аудиторское заключение- которое выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность не обеспечивает достоверного отражения финансового состояния. В ряде случае если предприятие не предоставит всех необходимых для проверки документов, аудиторская фирма может отказаться от выражения собственного мнения по результатам проверки. 4) Важным моментом при заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Необходимо стремиться к тому, что бы не завышать и не занижать стоимость услуг.

Этапы аудиторской проверки.

Аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность по проведению аудиторами или аудиторскими организациями независимой внешней аудиторской проверки бухгалтерской отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей в целях оценки достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь. С учетом сложившейся практики осуществления аудиторской деятельности в Республике Беларусь и ее нормативно-правового регулирования следует выделить технологические этапы аудита в следующей последовательности: 1. определение объема аудита (составление письма-обязательства о согласии на проведение аудита, договора оказания аудиторских услуг); 2. подготовка и планирование аудита (составление общего плана и программы аудита); 3. оценка организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля на аудируемом предприятии; внесение, при необходимости, изменений в общий план и программу аудита; 4. проведение аудита в соответствии с программой проверки и сбор аудиторских доказательств; 5. подготовка рабочей документации аудитора; 6. составление и представление заказчику аудиторского заключения (результатов аудиторской проверки).

Наши рекомендации