Критерии оценивания, определяемые в соответствии с шкалами оценивания компетенций
Процедура оценивания знаний, умений и навыков, характеризующие этапы формирования компетенций осуществляется в форме промежуточного контроля в соответствии с Балльно-рейтинговой системой ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Положением «О проведении контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов» в ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».
Показателями оценивания компетенций являются наиболее значимые знания, умения и владения, которые сформированы в ходе освоения дисциплины. В качестве шкалы оценивания в ходе промежуточной аттестации используются три уровня освоения компетенций (высокий, продвинутый, пороговый), каждый из которых описывается посредством критериев оценивания:
– высокий уровень – оценка «отлично»: глубокое освоение программного материала, логически стройное его изложение, дискуссионность данной проблематики, умение связать теорию с возможностями ее применения на практике, свободное решение задач и обоснование принятого решения, владение методологией и методиками исследований, методами моделирования;
– продвинутый уровень - оценка «хорошо»: твердые знания программного материала, допустимы несущественные неточности в ответе на вопрос, правильное применение теоретических положений при решении вопросов и задач, умение выбирать конкретные методы решения сложных задач, используя методы сбора, расчета, анализа, классификации, интерпретации данных, самостоятельно применяя математический и статистический аппарат;
– пороговый уровень – оценка «удовлетворительно»: знание только основного материала, допустимы неточности в ответе на вопросы, нарушение логической последовательности в изложении программного материала, умение решать простые задачи на основе базовых знаний и заданных алгоритмов действий, испытывать затруднения при решении практических задач;
Оценка «неудовлетворительно»: незнание значительной части программного материала, неумение даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы назадаваемые вопросы, невыполнение практических заданий.
Результаты промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости в семестре оцениваются по 100-балльной шкале. Перевод в пятибалльную систему оценивания результатов освоения образовательной программы происходит с учетом следующей градации:
Количество набранных баллов по каждому виду итоговых испытаний | Оценка |
86 – 100 баллов | «отлично» |
70 - 85 баллов | «хорошо» |
50 – 69 баллов | «удовлетворительно» |
менее 50 баллов | «неудовлетворительно» |
8. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Нормативные правовые акты
1. Гражданский кодекс РФ .-[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 (ред. 03.07.2016).- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденаая Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Указание Банка России от 30.04.2008 г. № 2005-У «Об оценке экономического положения банков». - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Основная литература
1. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В., Кушлин В.И. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. – М.: Экономика, 2011. - 604 с.
2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 260 с. - [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=136702
3. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=407700
4. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, Г.Г. Фетисов, Н.И. Валенцева и др.; под ред. О.И. Лаврушина – 12 изд.,. – М.: Кнорус, 2016
5. Банковский менеджмент: коллектив авторов, под ред. О.И. Лаврушина. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016
Дополнительная литература
1. Куницына Н.Н., Малеева А.В., Ушвицкий Л.И. Бизнес-планирование в коммерческом банке. – М.: Магистр, 2009
2. Бутакова, М. М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие / М. М. Бутакова. - М. : КНОРУС, 2008. - 168 с.
3. Федосеев, В. В. Экономико-математические модели и прогнозирование рынка труда: учеб. пособие / В. В. Федосеев. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2011. - 144 с.
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
1. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: www.consultant.ru
2. Справочная правовая система «Гарант».- Режим доступа: www.garant.ru
3. Федеральные целевые программы России //Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title/
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Обучение по дисциплине «Стратегия развития коммерческого банка» предполагает изучение курса на аудиторных занятиях (лекции и семинары) и самостоятельной работы. Практические занятия по дисциплине предполагают их проведение в различных формах с целью выявления полученных знаний, умений, навыков и компетенций.
На лекциях изучаются методологические и методические основы финансового менеджмента. В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к семинарским занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы.
Самостоятельная работапо освоению дисциплины заключается в изучении и конспектировании дополнительной литературы, изучении законодательных и нормативных актов, выполнении задач по исходным данным, предложенным преподавателем. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Кроме того, предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материалов данной дисциплины.
При подготовке к семинарскому (практическому) занятиюиспользуется лекционный материал. На лекциях изучаются методологические и методические основы финансового менеджмента. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к семинарским занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы. В соответствии с п.5.3студентам необходимо осуществлять подготовку к семинарским занятиям. Быть готовыми к опросу, решению задач, тестовых заданий.
При подготовке к практическим занятиям следует использовать не только лекции, но и рекомендованные литературные источники. Изучение и конспектированиезаключается в кратком письменном изложении содержания дополнительной литературы, статей, книг, включающем в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами и т.д. Конспектирование способствует более глубокому освоению программного материала, позволяет подготовится к опросу, дискуссии, решению задач и тестовых заданий.
По заданию преподавателя осуществляется подготовка докладов с презентациями по вопросам темы, с целью представления материала к дискуссии.
Подготовка к дискуссии.Дискуссия может проводится в форме групповой дискуссии, анализа ситуации и мозгового штурма. Для активного участия в дискуссии, в соответствии с темой занятия необходимо изучить рекомендуемые материалы
Дискуссия– это обмен мнениями. Занятия с использованием этого метода строятся таким образом, что участники дискуссии говорят больше, чем преподаватель. Участники дискуссии получают групповые задания. Метод групповой дискуссиипредоставляет каждому участнику возможность активно участвовать в обсуждении проблемы. Для того чтобы этот метод был эффективным, группы должны быть небольшими, их внимание должно быть сконцентрировано на одном вопросе, и на обсуждение выделяется немного времени (20 мин. максимум).
Практические занятия по дисциплине «Стратегия развития коммерческого банка» проводятся в активной и интерактивной формах обучения. Это предполагает, что каждый студент должен быть способен не только применить методы финансового анализа, планирования и прогнозирования, но и принять активное участие в групповом обсуждении алгоритма решения задач, хода выполнения практического задания.
Домашнее творческое заданиеявляется одной из форм внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине реализуемой в письменном виде, предусмотренных учебным планом. Предлагаемый перечень тем отражен в п.6.2.
Студентам следует использовать при выполнении заданий нормативный документ Финансового университета «Положение о реферате, эссе, контрольной работе, домашнем творческом задании студента по дисциплине (модулю)», утвержденный приказом № 611/0 от 01 апреля 2014 года.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
1. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» www.consultant.ru
2. Справочная правовая система «Гарант» - http://www.garant.ru/
3. Система профессионального анализа рынка и компаний СПАРК - http://www.spark-interfax.ru/
4. Система комплексного раскрытия информации «СКРИН» - http://www.skrin.ru/
5. Портал «Технологии корпоративного управления ITeam» - http://www.iteam.ru
6. Финансовый анализ онлайн - www.itfinans.ru
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Для обеспечения обучения по дисциплине «Финансовый менеджмент» необходима следующая материально-техническая база:
- аудитории для проведения лекционных и практических занятий, оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном;
- библиотеку, имеющую рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и сети Интернет.