Практика на предприятиях различных организационно-правовых форм
Студент в ходе производственной практики должен овладеть методами управления движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями, возникающими у предприятия в процессе движения финансовых ресурсов. Для этого необходимо:
- изучить организационно-правовую форму предприятия, условия формирования уставного фонда предприятия;
- ознакомиться с особенностями хозяйственной деятельности организации, структурой и системой управления, структурой финансовых подразделений и служб, положениями об их деятельности, кадровым составом, с должностными инструкциями сотрудников финансовых служб организации;
- ознакомиться с маркетинговой службой и ее организацией, состоянием юридической службы, организацией делопроизводства и ее нормами;
- изучить учетную политику предприятия, рассмотреть порядок определения выручки от реализации, контроль финансистов за своевременной отгрузкой продукции и своевременным отражением выручки от реализации продукции;
- изучить порядок формирования отпускных цен на выпущенную продукцию;
- изучить порядок и организацию заключения договоров с покупателями и поставщиками;
- организацию оперативного финансового управления, финансовое прогнозирование и финансовое планирование.
Организация оперативного финансового управления
Во время прохождения практики необходимо изучить и осветить в отчете следующие вопросы:
1. Базовые условия оперативного финансового управления предприятием:
- наличие фирм и организаций, созданных предприятием и входящих в его структуру. Основные денежные потоки и взаимоотношения с такими организациями;
- вхождение предприятия (фирмы, организации) в холдинговые образования, наличие ведомственной подчиненности и возникающие в связи с этим основные денежные потоки;
- коммерческие банки, обслуживающие предприятие (фирму, организацию). Наличие расчетных, валютных, депозитных и иных видов счетов;
- заключение хозяйственных договоров поставки, ход их выполнения и обеспеченность договоров соответствующими ресурсами. Особое внимание при изучении этого вопроса следует обратить на предусматриваемые в договорах поставки финансовые санкции и их фактическое применение;
- состояние расчетов с покупателями за товары и услуги. Причины несвоевременной оплаты счетов покупателями и применяемые меры воздействия;
- формы расчетов, применяемые на предприятии, их эффективность, целесообразность дальнейшего использования и направления совершенствования;
- техника составления платежных документов и участие студента в подготовке и передаче документов в банк;
- очередность списания денежных средств со счетов предприятия;
- расчеты и оформление очередных налоговых платежей предприятия в бюджет и внебюджетные фонды;
- экспортно-импортные операции предприятия: осветить их текущее состояние, обороты, эффективность для предприятия и влияние на текущие финансовые результаты;
- операции с ценными бумагами: наличие соответствующей структуры, содержание операций с ценными бумагами, влияние на финансовые результаты предприятия;
- денежные потоки предприятия и их влияние на финансовое состояние;
2. Оперативное финансовое планирование
В случае отсутствия на предприятии (организации, фирме), где проходит практика, порядка составления оперативных финансовых планов, последние должны быть составлены студентом самостоятельно.
- кассовый план предприятия: изучить практику составления, целесообразность такого документа для данного предприятия и произвести самостоятельные расчеты на предстоящий период;
- платежный календарь: изучить практику составления платежного календаря, сделать самостоятельные расчеты на предстоящий период и показать роль в обеспечении платежеспособности предприятия;
- произвести расчеты плановой потребности предприятия (организации, фирмы) в краткосрочном финансировании на предстоящий период.
3.Контрольно-аналитическая работа по финансовому управлению предприятием
Студентом должны быть уяснены основные направления деятельности:
- работа финансовых служб предприятия по обеспечению контроля за выполнением плана выручки от реализации товарной продукции (объема продаж), других доходов, прибыли, текущих затрат;
- практика деления текущих затрат на постоянные и переменные, контроль за их уровнем;
- расчет точки безубыточности (порога рентабельности) для предприятия (организации, фирмы);
- контроль за уровнем операционного рычага на предприятии и влиянием на финансовые результаты;
- контроль за рентабельностью на предприятии: рассчитать уровень и динамику рентабельности производства, рентабельность товарного выпуска и рентабельность важнейших видов выпускаемой продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг);
- изучить возможность роста рентабельности важнейших видов продукции под влиянием роста цен, снижения затрат на производство и реализацию или других факторов;
- контроль за эффективностью использования оборотных средств на предприятии, рассчитать оборачиваемость оборотных средств, установить ее динамику, выявить причины изменения;
- особое внимание следует обратить на случай выявления недостатка собственных оборотных средств, изучить причины его появления и пути восполнения;
- контроль за доходностью краткосрочных финансовых вложений на предприятии.
Финансовое прогнозирование и финансовое планирование
Практика прогнозирования на предприятии форм финансовой отчетности и составления планового баланса доходов и расходов. В случае отсутствия на предприятии практики составления указанных документов, студент должен самостоятельно произвести необходимые расчеты. К таким расчетам относятся:
1. Расчет выручки от реализации продукции (работ, услуг).
2. Определение плановых затрат предприятия с учетом экономии затрат на производство и реализацию продукции в плановом году по основным факторам:
- за счет роста производительности труда более быстрыми темпами по сравнению с ростом заработной платы;
- за счет роста фондоотдачи и снижения амортизационных отчислений;
- за счет снижения норм расхода материальных ресурсов;
- ликвидации перерасхода материальных ресурсов;
- экономии условно-постоянных расходов и других факторов.
3. Определить изменение потребности предприятия в собственных оборотных средствах на планируемый год.
4. Рассчитать финансовые результаты на плановый год.
5. Распределить плановую прибыль.
6. Определить источники инвестиционной деятельности предприятия на плановый год.
7. Рассчитать другие статьи доходов и расходов предприятия на плановый год.
8. Проверить правильность расчетов к финансовому плану, составив шахматную проверочную таблицу.
9. Составить плановый баланс доходов и расходов предприятия (организации, фирмы) по сокращенной или развернутой форме.
При наличии на предприятии поставленной системы бюджетирования студент должен принять участие в разработке некоторых из них, а также уяснить их взаимосвязь и взаимообусловленность, ответственность отдельных структур за формированием доходов и расходов.
В результате прохождения производственной практики студент должен:
1. Охарактеризовать функции, выполнявшиеся им во время прохождения практики.
2. Отметить, какие теоретические знания и навыки, приобретенные во время обучения в Котласском филиале ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», были использованы.
3. Указать, какие новые знания и навыки были получены.
4. Охарактеризовать основные функции специалистов и их роль в системе финансового планирования и управления, контрольно-аналитической работы в соответствии с должностной инструкцией и с учетом специфики:
- их должности;
- структурного подразделения, в котором они работают;
- отраслевых особенностей предприятия.
5. Дать общую характеристику и проанализировать основные проблемы, решаемые структурным подразделением и его специалистами в сфере финансовых и кредитно-денежных отношений предприятия, дать предложения по решению данных проблем.
6. Сформулировать предложения по развитию и совершенствованию финансовых и кредитно-денежных отношений на предприятии (в организации).
1.2. Практика в кредитных учреждениях
В ходе производственной практики в кредитных организациях студент должен изучить банковские операции и другие направления деятельности подразделений банка и овладеть методами их осуществления, управления движением финансовых ресурсов. Для этого необходимо:
- изучить организационно-правовую форму, Устав банка и нормативные документы по его образованию и функционированию;
- ознакомиться со статусом и миссией банка, структурой и системой управления, структурой функциональных подразделений и служб банка, положениями об их деятельности, кадровым составом банка, должностными инструкциями сотрудников;
- провести анализ основных финансово-экономических показателей банка;
- ознакомиться с составом клиентуры и услугами, предоставляемыми банком клиентам;
- изучить порядок формирования уставного фонда (капитала) банка;
- ознакомиться с правилами выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов, банковских векселей;
- изучить особенности работы банка по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады и депозиты, дать оценку эффективности депозитной политики банка; принять участие в заключении депозитных договоров банка с клиентами;
- ознакомиться с порядком открытия и ведения расчетных и текущих счетов клиентов банка, особенностями расчетно-кассового обслуживания клиентов;
- изучить порядок организации межбанковских расчетов: через расчетно-кассовые центры (РКЦ) Центрального банка РФ, по корреспондентским счетам, открываемым банками друг другу на основе прямых корреспондентских отношений, механизм открытия и функционирования счетов JIOPO и НОСТРО;
- изучить порядок получения и погашения межбанковского кредита;
- ознакомиться с порядком рефинансирования коммерческих банков со стороны ЦБ России и порядком получения кредитными организациями кредитов ЦБ;
- ознакомиться с организацией кредитования банком юридических и физических лиц, изучить кредитные продукты банка, порядок рассмотрения кредитных заявок и принятия решения о выдаче кредитов;
- изучить порядок и показатели оценки кредитоспособности клиента;
- изучить порядок классификации ссудной задолженности по категориям качества и формирования резервов на возможные потери по ссудам;
- изучить и проанализировать структуру кредитного портфеля банка;
- изучить операции банка с собственными ценными бумагами;
- изучить операции банка с ценными бумагами сторонних эмитентов, порядок совершения сделок РЕПО;
- изучить деятельность банка в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг;
- изучить порядок начисления и выплаты процентов по активным и пассивным операциям коммерческого банка;
- изучить порядок лицензирования операций с иностранной валютой, принять участие в открытии валютных счетов и проведении по этим счетам операций;
- изучить организацию международных расчетов по экспортно-импортным операциям клиентов, порядок и правила различных форм расчетов;
- изучить правила покупки и продажи иностранной валюты уполномоченными банками на внутреннем валютном рынке;
- принять участие в составлении отчета банка о соблюдении им открытой валютной позиции и других форм отчетности по валютным операциям;
- ознакомиться с методикой расчета обязательных нормативов банка (достаточности капитала, ликвидности;
- нормативов кредитных рисков); осуществить оценку данных показателей с точки зрения соответствия их нормативным значениям;
- произвести расчет сумм привлеченных средств, подлежащих депонированию, в фонд обязательных резервов Центрального банка РФ;
- произвести расчет собственных средств (капитала) коммерческого банка;
- изучить структуру и динамику доходов и расходов банка.
Оформление отчета о производственной практике
Каждый студент представляет на кафедру отчет о производственной практике, который состоит из двух частей: текстовой и приложений.
Текстовая часть отчета должна быть написана на листах стандартного формата (А4), общим объемом 25- 30 страниц, и отражать в первую очередь ту работу, которую студент проделал самостоятельно или вместе с работниками организации. В частности, здесь дается краткая технико-экономическая характеристика организации; описывается структура его финансовых служб, их функции; приводится характеристика отдельных направлений деятельности организации (с обязательным приложением к отчету заполненного комплекта документов и годовой отчетности, дополнительных отчетных форм, аналитических таблиц); обобщаются выводы, сделанные студентом в период прохождения практики.
Приложения к отчету состоят из набора заполненных форм первичных и сводных документов, учетных регистров, копий финансовой отчетности и др., на которые студент обязательно ссылается при написании текстовой части отчета. Документы, входящие в приложения, должны иметь свою нумерацию и располагаться в таком порядке, в каком ссылаются на них в отчете.
Содержание отчета по производственной практике должно полностью соответствовать плану прохождения практики, утвержденному руководителями практики от организации - базы практики.
Отчет по производственной практике формируется в следующей последовательности:
1. Титульный лист.
2. Дневник прохождения практики
3. Характеристика.
4. Текстовая часть отчета.
5. Приложения к отчету.
Нумерация страниц текстовой части сквозная, начинается с титульного листа.
На титульном листе, в дневнике и на характеристике должна стоять печать организации - базы практики.
При отсутствии необходимых подписей и печатей отчет к проверке не принимается!
Подведение итогов практики
После прохождения практики студент представляет руководителю по практике от кафедры письменный отчет о прохождении практики, дневник, характеристику с места прохождения практики.
Руководитель по практике от кафедры:
- рассматривает отчеты студентов по практике;
- принимает зачет и готовит экзаменационную ведомость для деканатов;
- готовит и представляет в учебно-методический отдел отчет по практике.
Оценка по практике или зачет приравниваются к оценкам по теоретическому обучению и учитываются при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Студенты, своевременно не сдавшие отчет о практике или получившие при его защите отрицательную оценку, не допускаются до защиты дипломной работы и направляются на повторное прохождение практики.