Система управления персоналом организации: основные функции, организационная структура. Формы и методы оценки персонала.
Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование.
Управление персоналом осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий и предполагает:
· определение целей и основных направлений работы с персоналом;
· определение средств, форм и методов осуществления поставленных целей;
· организацию работы по выполнению принятых решений;
· координацию и контроль за выполнением намеченных мероприятий;
· постоянное совершенствование системы работы с персоналом
Основные функции управления персоналаом:
· подбор, наем и формирование персонала организации для наилучшего достижения целей производства;
· оценку персонала;
· развитие организационной структуры и морального климата предприятия, способствующих проявлению творческой активности каждого работника;
· наилучшее использование потенциала работников и его вознаграждение;
· обеспечение гарантий социальной ответственности организаций перед каждым работником.
· анализ имеющегося кадрового потенциала и планирование его развития с учетом перспективы;
· мотивация персонала,
· оценка и обучение кадров,
· содействие адаптации работников к нововведениям,
· создание социально комфортных условий в коллективе,
· решение частных вопросов психологической совместимости сотрудников и др.
Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей. Так, например, широкое распространение в мировой практике контрактной формы найма персонала привело к заметному изменению функциональных обязанностей.
При таких условиях найма, естественно, повышается значение функциональных обязанностей, связанных с обеспечением трудовых отношений, решения социальных вопросов, расширяется круг обязанностей в рамках функций найма, трудоустройства, материального вознаграждения.
Организационная структура системы управления персоналом представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных подразделений и должностных лиц, выполняющих функции по управлению персоналом.
Уровни управления:
1). Стратегический уровень – руководство организации, руководитель, директор по персоналу или заместитель руководителя по работе с персоналом.
Основные задачи:
разработка стратегии и политики УП
руководство данным направлением деятельности
2). Координационный уровень – служба управления персоналом
Виды кадровых служб:
Традиционный отдел кадров.
Функции: технические задачи по учету персонала и ведение кадрового делопроизводства
Служба управления персоналом.
Функции: обеспечение бизнеса соответствующим персоналом
Служба УЧР.
Функции: все функции службы УП + вопросы организационного проектирования, разработки организационной структуры, составление штатного расписания, порядка распределения полномочий, а также создание эффективной организации (отдел развития персонала)
3). Оперативный уровень – руководители структурных подразделений.
Оценка персонала - процесс выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям. Цель оценки персонала - выявление трудового потенциала работника и степени его использования в процессе трудовой деятельности, а также в выявлении соответствия работника занимаемой должности.
По направленности выделяют следующие виды методов:
Качественные методы - это методы определяющие сотрудников без применения количественных показателей. Их еще называют описательными методами:
· матричный метод - самый распространенный метод, предполагает сравнение качеств конкретного человека с идеальными характеристиками для занимаемой должности;
· метод системы произвольных характеристик - руководство или кадровая служба просто выделяет самые яркие достижения и самые худшие ошибки в работе человека, и сопоставляя их делает выводы;
· оценка выполнения задач - элементарный метод, когда оценивается работа сотрудника в целом;
· метод «360 градусов»— предполагает оценку сотрудника со всех сторон — руководителями, коллегами, подчиненными, клиентами и самооценка;
· групповая дискуссия - описательный метод - которым предусматривается дискуссия сотрудника с его руководителями или экспертами в данной отрасли о результатах его работы и перспективах.
Комбинированные методы - это совокупность описательных методов с применением количественных аспектов.
Количественные методы - наиболее объективны, так как все результаты зафиксированы в числах:
· ранговый метод - несколько руководителей составляет рейтинг сотрудников, потом все рейтинги сверяются, и обычно самых низших сокращают;
· метод бальной оценки - за каждое достижение персонал получает определенное заранее количество баллов, которые по итогам периода суммируются;
· свободная бальная оценка - каждое качество сотрудника экспертами оценивается на определенное количество баллов, которые суммируются и выводится общий рейтинг.
Комплексной и совершенно самостоятельной методикой оценки персонала является аттестация.
«Аттестация» (от латинского «attestatio» - свидетельство) - определение уровня соответствия.
Все вышеуказанные методы в состоянии эффективно оценить лишь определенный аспект работы человека или его социально-психологических характеристик. В последнее время все чаще используется универсальный комплексный метод - метод оценочных центров, который вобрал в себя элементы многих методов, для достижения максимально объективного анализа персонала. Данный метод имеет 25 критериев, по которым проводится оценка человека.
26. Планирование персонала, его основные этапы и источники привлечения. Методы определения численности персонала.
Планирование человеческих ресурсов – это процесс выявления потребности организации в персонале для достижения ее стратегических целей и задач и разработка плана мероприятий по удовлетворению этой потребности.
Планирование персонала должно являться неотъемлемой частью общей системы планирования бизнеса организации, то есть интерпретировать стратегические планы организации с точки зрения требований к ее персоналу. Планирование только тогда будет эффективно, когда оно вытекает из стратегии управления персоналом и кадровой политики организации.
Планирование человеческих ресурсов — это «процесс принятия решений, который объединяет три важных вида деятельности: (1) выявление и привлечение нужного количества людей с подходящими навыками, (2) стимулирование их развития для достижения высоких показателей работы и (3) создание взаимных связей между стратегией бизнеса и кадровой политикой» (Квин Миллз).
Процесс планирования человеческих ресурсов включает следующие этапы:
· Разработка требований к рабочим местам.
· Исследование рынков труда (внешний и внутренний).
· Анализ текучести персонала.
· Определение (расчет) потребности в персонале.
· Определение затрат, связанных с удовлетворением потребности в персонале.
· Определение путей покрытия потребности в персонале.
· Разработка планов мероприятий по удовлетворению потребности в персонале.
Источники привлечения персонала в организацию.
Привлечение (набор) персонала представляет собой процесс создания резерва кандидатов, т.е. привлечения кандидатов, обладающих необходимыми качествами и соответствующих требованиям вакантных должностей в организации. Организации могут реализовывать “открытую” или “закрытую” политику набора персонала.
В первом случае речь идет о том, что организация комплектует свой состав (независимо от уровня должности и ответственности) за счет внешних источников (кандидаты, не связанные трудовыми отношениями с организацией).
“Закрытая” политика набора характерна для организаций, делающих ставку (за исключением нижнего уровня должностей) исключительно на внутренние источники (кандидаты из числа работников организации) привлечения персонала.
Если внутри организации подходящих работников нет, то основными источниками привлечения персонала в организацию являются:
1. Объявления.
2. Поиск персонала через интернет.
3. Обращение к агентствам.
4. Обращение к консультантам по подбору персонала.
5. Обращение к консультанту по прямому поиску.
Методы определения численности работников кадровых служб
1. Многофакторный корреляционный анализ (применим в основном для крупных промышленных предприятий).
2. Экономико-математический метод предусматривает разработку экономико-математических моделей, позволяющих определить потенциальные потребности в кадрах, которые обеспечивают адекватное отражение содержания производственного процесса компании.
3. Метод сравнений. При использовании этого метода проводится анализ состава персонала в достаточно развитой производственно-хозяйственной системе; на основе этого составляются проектировки потребности в персонале для менее развитых систем;
4. Экспертный метод. Представление о потребности в специалистах формируется на основе мнения группы экспертов, обладающих необходимой научно-практической компетенцией.
5. Метод прямого расчета включает следующие действия: определение затрат труда на выполнение повторяющихся стандартных, типовых функций; определение затрат труда на выполнение случайных не повторяющихся функций, направленных на устранение каких-либо ошибок.
6. др.