Методы государственного экономического регулирования. Прямое и косвенное воздействие государства на развитие экономики.
Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям.
Различаются методы прямого и косвенного влияния.
Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.
В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.
Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки.
Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями.
Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.
косвенные методы вклячают:
-налоговое регулирование- установление тех или иных объектов налогообложения, назначение и дифференциация налоговых ставок, введение налог. льгот, освобождение от налогов.
денежно-кредитное - воздействие гос-ва на денежное обращение и V денежной массы.
гос-во через ЦБ регулирует эмиссию и общую ден. массу, устанавливает ставки банковского и ссудного % и влияет на них через учетную ставку, норму резервирования и др. нормативы.
- бюджетное - гос органы обладают возможностью распределять средства ГБ по различным направлениям их расходования.
- ценовое -гос-во может устанавливать предельный уровень цен, запрещая повышение их сверх этого уровня.
- социальное - ноправлено на обеспечение соц справедливости, поддежрку соц.незащищенных или слабозащищенных слоев населения, создание соц гарантий,
поддержания уровня жизни необеспеченных слоев населения.
Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы.
Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры.
Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике.
Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.
Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее.
Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.
Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.
Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого.
Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, гос-во создает для производителей особый эк. режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.
Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.
27. Размещение производственных сил и отраслей национальной экономики.
РПС – динамическое состояние, характеризующее распределение производительных сил по тер-ии в соответствии с природными, соц. и эк. условиями отдельных районов
и определяемое особенностями территориального разделения труда, присущими данной социально-экономической системе, или географическое распространение процесса создания
и потребления материальных благ.
Теория РПС относится к основополагающим теориям социально-экономической географии.
Закономерности РПС. 1) рациональный наибольший эффект размещения пр-ва
2) комплексное развитие хозяйства экономических районов 3) рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территории
4) выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.
Принципы территориальной организации народного хозяйства.
1)приближение предприятий к источникам сырья, топлива, энергии, труд. ресурсам. и районам потребления продукции, учет интересов обороноспособности страны и др.,
2)первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов ресурсов,
3) использование преимуществ и экономических выгод международного разделения труда в развитии и РПС, развитие экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.
4) Оздоровление экологической среды, принятие эффективных мер по ее охране 5) единство экономич. районов с административным делением
6) укрепление обороноспособности страны при размещении хоз. объектов 7) сокращение потерь труда в процессе производства.
Классификация отраслей промышленности по факторам размещения. (совокупн. условий для выбора размещения хоз. объектов):
природные – колич-ые запасы и кач-ый состав прир. ресурсов, горно-геологические и др. условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, орографические условия и т.д.;
экологические – степень бережливого использования природных ресурсов и обеспечения здоровых жизненных и трудовых условий для населения;
социально-демографические – обеспеченность трудовыми ресурсами, состояние социальной инфраструктуры и др.;
технические – достигнутый и возможный уровень техники и технологии;
технико-эконом-ие – трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, водоемкость, транспортабельность продукции и др.;
экономические – эконом.-географическое и транспортное положение, стоимость кап. и текущих затрат, сроки строительства, эффективность про-ва, назначение и качество продукции, территориальные эк. связи и т.д.
Размещение природных ресурсов в России характеризуется диспропорцией в их распределении между западными и восточными районами.
На восточные районы страны приходится до 90% потенциальных и 75% разведанных запасов энергоресурсов - торфяных, углеводородных, гидроэнергетических, более 80% поверхностного стока, 70% древесины.
Европейская часть страны в целом менее обеспечена ресурсами, особенно энергетическими, а на юге - лесными и водными.
Но здесь расположены основные запасы железных, бокситоносных руд, размещаются большинство месторождений фосфатного и калийного сырья, основные площади пахотных земель.
Население РФ и особенности его размещения. Низкими показателями рождаемости издавна отличались северо-западные и центральные области, которые в основном и формируют западный ареал низкой рождаемости.
Традиционно более высокие показатели в республиках Волго-Вятского, Северо-Кавказского и Уральского районов.
Наиболее низкие показатели рождаемости за эти годы наблюдались в Ленинградской, Рязанской, Тульской, Воронежской и Пензенской обл., самые высокие - в Чеченской Республике, республиках Тыва, Алтай, Дагестан, Эвенкийском и Агинском АО.
Переживаемый Россией демографический кризис связан исключительно с негативными изменениями в динамике естественного движения населения, т.е. соотношения числа родившихся и умерших.
Машиностроительный комплекс.Тяжелое машиностроение производит металлургическое, горное, подъемно-транспортное оборудование, энергетические блоки (паровые котлы, атомные реакторы, турбины, генераторы)
и другие металлоемкие и крупногабаритные изделия.
Общее машиностроение включает транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства,
сельскохозяйственных машин (без тракторостроения).
Среднее машиностроение объединяет отрасли по изготовлению автомобилей, тракторов, станков, машин и оборудования средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства.
Сельское хозяйство как важнейшая сфера АПК. Структура сельского хозяйства.
В его составе выделяют земледелие (растениеводство) и животноводство, тесно связанные между собой, которые дают соответственно 53 и 47% сельскохозяйственной продукции.
Транспортный комплекс РФ: его роль и значение; единая транспортная система страны. Транспортная сеть формируется под влиянием таких факторов, как размещение и развитие хозяйства, размещение городов, направление и мощность внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, размещение курортов и крупных объектов туризма.