VІ. Сообщение задач урока и ожидаемых учебных результатов.
27.02.2015
Русский язык
3-Б класс
Тема. Разнообразие значений. Вопросы к именам существительным, которые обозначают предметы, живые существа, опредмеченные признаки, действия (высота, полёт).Развитие речи
Цель: формировать понятия уч-ся об имени существительном как части речи; учить распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?; повторить правописание безударных гласных и сомнительных согласных в словах; однокоренные слова. Развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость и правильную, грамотную речь учащихся. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности, интерес к русскому языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.
Ход урока
І. Организация класса
В класс крадётся тишина,
Подожди её пока,
Ну, а чтобы подождать.
Надо просто замолчать.
Раз, два, смолк звонок,
Три – ротик на замок,
На четыре помолчи,
А на пять – урок начни!
ІІ. Мотивация учебной деятельности
1. Беседа
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Наш класс сегодня превращается в детективное агентство «Поиск».
- Вы знаете кто работает в детективном агенстве?
- Как вы, думаете, какими качествами должен обладать настоящий сыщик?
-И так, ещё раз назовем эти качества:
· Иметь зоркий глаз;
· Слушать и запоминать;
· Уметь думать и рассуждать;
· Быть внимательным.
-Ребята, а вы хотите стать сыщиками? Для этого необходимо пройти проверку. Вы готовы?
ІІІ. Актуализация опорных знаний
1. Работа со скороговоркой (письмо по памяти; определение однокоренных слов)
Каждый хороший детектив ведет журнал, в котором записывает, как проходит расследование. Мы тоже будем вести такой журнал. Откройте тетради и запишите число. Послушайте скороговорку и повторите её:
Проворонила ворона воронёнка.
- Какой звук произносится звонче других? (р) - Пропишем заглавную и строчную буквы Р р в соединении.
- Ещё раз повторим скороговорку. Сейчас вы по памяти запишите эту скороговорку в тетрадь.
– Ребята, скажите, чем интересны слова в этом предложении? (похожи)
– Как называются слова в которых есть общая часть? (однокоренные)
– Выделите корень в этих словах. (ворон)
– Вы успешно справились с заданием и теперь все зачислены в детективное агентство.
VІ. Сообщение задач урока и ожидаемых учебных результатов.
-У нас первое сообщение. Прислала его королева Грамматика.
«Уважаемые сыщики! В нашем королевстве приключилась беда. Пропал первый министр кабинета «Части речи». Пожалуйста, срочно отыщите его!»
-И так у нас первое дело. С чего же нам нужно начать поиск? Конечно же со сбора ….. (информации). В этом нам помогут вопросы:
· Как называется?
· На какие вопросы отвечает?
· Что обозначает?
Это и есть задачи нашего урока:
· Познакомиться с частью речи;
· Узнать на какие вопросы отвечает;
· Узнать что обозначает.
-А тему мы сформулируем, когда найдем пропавшую часть речи.
V. Изучение нового материала – интерактивные упражнения
1. «Замени одним словом»
-Наш след ведет на урок «Природоведения». Внимательно прочитайте слова и замените их одним словом:
· Осадки, состоящие из кусочков льда, выпадают обычно во время дождя, в тёплое время года – гра (т-д)
· Сильный дождь с молнией и громом – гр(о-а)за
· Самое холодное время года – з(е-и)ма
· Твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок – сне(г-х)
- Запишите слова в тетрадь. Как узнать какую букву нужно писать?
- Как назвать эти слова одним словом? (явления природы) Какой вопрос можно поставить к этим словам? ( что?)
Физминутка
2. «Математический след»
- Ну а теперь следы привели нас на урок математики. Послушайте задачу и решите её:
У Мартышки было 7 бананов, у Попугая – 4 банана. А у Слоненка столько, сколько у Мартышки и Попугая вместе. Сколько бананов было у Слоненка? (7+4=11)
-Ребята о ком наша задача?
-Как одним словом назвать Мартышку, Попугая и Слоненка? (животные) На какой вопрос отвечают эти слова? (кто?)
– На вопрос «кто?» кроме животных, кто ещё отвечает? (люди)
3. Игра «Кто я?»
-Соедините предложение с подходящим словом.
В школе я пешеход
В магазине я ученик
На улице я кто? покупатель
В транспорте я пассажир
4. Работа по учебнику стр 128
- Прочитайте правило.
- Выполните упражнения 264, 265, 266
5. «Собери цепочку слов»- групповая работа (карточки)
-У нас осталась последняя подсказка, с помощью которой мы найдём пропавшего министра. Для этого мы поработаем в парах. Вы знаете, сыщики работают не только в одиночку, но и с напарником. И сейчас последнее задание вы выполните с соседом по парте. Вы должны выписать в тетрадь слова, которые относятся к вашей группе.
1) Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Растения». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.
Пёс, роза, корова, дуб, кошка, огурец, мяч, кукла.
2)Прочитайте слова. Подчеркните те слова, которые относятся к группе «Одежда». Определите, на какие вопросы отвечают эти слова.