Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре

«Каково значение слова Гаятри?», — спрашивает он. На санскрите ганат трайате означает «песня, дарующая спасение, освобождение и избавление». Гаятри называют матерью вед, из неё произошли все веды. Если мы рассмотрим ведическую идею от самой лаконичной формы до самой развёрнутой, то обнаружим, что изначальная истина заключена в едином слоге: Ом, омкаре.

Затем эта истина преображается в мантру гаятри, затем проявляется в форме Вед, и в последствии — Веданта-сутры. Наконец, самое полное её выражение представлено в Шримад-Бхагаватам.

Поскольку смысл и цель ведического знания разворачиваются таким образом, то Гаятри мантра должна заключать в себе основную идею Шримад-Бхагаватам.

Иначе говоря, глубокое рассмотрение сокровенного смысла Гаятри открывает суть всей Бхагавата Пураны. Первая эманация божественного звука это трансцендентный звук Ом. Затем следуют Гаятри, Веды, Веданта Сутра и, наконец, Шримад Бхагаватам — зрелый плод всего ведического знания. В чем тогда суть гаятри мантры? Это Кришна-концепция Прекрасной Реальности. Проблема в том, что это эзотерический смысл. Внутреннее содержание мантры сложно для понимания, но оно может открыться через медитацию.

Здесь Шридхар Махарадж начинает раскрывать сокровенный смысл мантры:

Ом бхур бхувах свах тат савитур варенйам

бхарго девасйе дхимахи дхйойо нах прачодаят ом.

Хотя этот комментарий был опубликован в Индии, на языке бенгали очень давно, на западе о нём мало кому было известно. Мы попросили Шридхара Махараджа дать нам объяснение на английском, и это объяснение было опубликовано в 1985 г. В издательстве Guardian of Devotion Press в Сан Хосе, Калифорния, в книге, называвшейся “The Guardian of Devotion” . (Оно также приводится в последней главе книги: Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж. «Субъективная эволюция сознания», прим. перев.)

Шридхар Махарадж объясняет: «Значение и смысл Гаятри мантры содержится в полномасштабной концепции Шримад Бхагаватам. Кришна-концепция божественного является наивысшей. Гаятри должна представлять это значение. Но как извлечь Кришна-концепцию из Гаятри? Это наша цель — понять, как извлечь смысл Шримад Бхагаватам, Кришна-концепцию из сердца Гаятри. Гаятри мантра должна говорить о том, что в её сердце содержится Кришна-сознание, и нам необходимо его извлечь.

Когда мы уселись у его ног в Навадвипа Дхаме, он сказал: «Я слышал, что Шрила Джива Госвами давал это значение мантры, но мне не удалось отыскать его объяснения. Я слышал, что он расширил понимание Гаятри мантры до сознания Кришны, но я не смог найти этот его комментарий. Так или иначе, у меня возникло стремление понять эту связь. Это побудило меня попытаться истолковать содержание Гаятри мантры в духе сознания Кришны, в результате я дал этот комментарий.

Обычно гаятри переводится: «песнь, дарующая освобождение». Освобождение следует понимать не как избавление от негативного, а как обретение позитивного. Смысл освобождения не в том, чтобы отказаться от плохого, а в том, чтобы обрести хорошее.

Таково определение мукти, или освобождения, данное в Шримад Бхагаватам 2.10.6: муктир хитванйатха рупам сварупена вйавастхитих. Это значит не просто освободиться от негативного начала, Шримад Бхагаватам даёт нам также позитивное приобретение. Освобождение как непрерывный прогресс в избавлении от обусловленности. Мы не достигнем истинного освобождения до тех пор, пока не обретём наше высочайшее возможное позитивное положение.

Согласно приведённому выше определению, без преданности, или бхакти, нет освобождения, или мукти. Таким образом, истинное мукти подразумевает бхакти, или преданность.

Согласно этому представлению, покинуть негативную сторону бытия ещё не значит достичь освобождения. Как сказал немецкий философ Гегель, «цель жизни — это самоопределение». А самоопределение возможно только через преданность.

Мы должны занять своё естественное положение в органичном целом — не просто освободившись от негативной сферы бытия, но найдя своё место в позитивном мире служения. Это достижимо только через служение на земле преданности. Тогда можно считать, что душа достигла своего высочайшего положения.

Таков истинный смысл Гаятри мантры. Слово Гаятри включает два санскритских корня, ганат и трайате. Трайате означает «восхождение в позитивной сфере бытия вплоть до наивысшей ступени» (сварупена вйавастхитих). Ганат означает «звук», но не простой, а мелодичный. Мелодия, которая дарует высшее освобождение в позитивном мире, исходит от санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху и флейты Шри Кришны. Гаятри мантра несёт в себе отзвук флейты Кришны.

Мы находим в ней Божественный звук и музыку. Рассмотрим теперь дословный смысл Гаятри мантры.

Ом бхур бхувах свах тат савитур варенйам

бхарго девасйе дхимахи дхйойо нах прачодаят.

Смысл Брахма Гаятри мантры следующий: первое слово — Ом. Это семя мантры, в котором заключено всё. Бхур — это мир, в котором мы сейчас находимся, мир опытного восприятия. Бхувах это обратная сторона, сфера нашего ментального восприятия. Наше нынешнее положение есть результат нашего ментального состояния. Мы оказываемся в том или ином положении в этом мире чувственного опыта не по воле случая. Мы получили это положение в результате своей прошлой кармы. А мир наработанной нами кармы называется Бхувар-локой; Бхувар-лока — это ментальная сфера.

Сфера физической реальности есть лишь порождение ментальной сферы.

Мир нашего нынешнего существования есть продукт наших прежних ментальных побуждений. Свах означает Буддхи-лока, уровень принятия решений. Что следует делать? Чего не следует делать? Что я люблю и чего я не люблю. Это называется санкалпа и викалпа. Это мне нравится, а это не нравится — таков мир нашего ума, мир приязни и неприязни. Вам, может быть, и хотелось бы что-то сделать, но вы отказываетесь от этого, потому что иначе окажетесь в проигрыше. Это уже уровень разума, Свар-лока.

Таким образом, в нашем земном мире есть разные планы бытия: Бхур-, Бхувар-, Свах-, Махар-, Джана-, Тапа- и Сатья-лока. Негативная сторона бытия охватывает все эти семь планов жизни, от Бхур-локи до Сатья-локи, где живёт творец вселенной, Господь Брахма. Господин всего мира опыта, связанного с негативной стороной, живёт на Сатья-локе. Четыре Кумара, преданные, имеющие положение святых, также живут на Сатья-локе.

Эти семь уровней материального мира, от грубых до тонких, подробно описываются в книге Шрилы Санатана Госвами Брихад Бхагаватамритам. Негативная сторона, состоящая из комбинаций трех состояний материальной природы и образующая этот мир, заканчивается Сатья-локой. Дальше, на границе этого мира, с негативной стороны «нейтральной полосы» начинается Вираджа — последний рубеж материального сознания. С позитивной стороны этой нейтральной полосы находится Брахма-лока, начало «Земли Служения» — соответствующая граница позитивного мира.

Далее разворачивается мир Реальности, мир преданности и служения, истинный мир души — начиная от Шива-локи и далее, на плане Вайкунтхи. Преданный, Шива, а затем Шри Нарайана на планетах Вайкунтхи. И далее он переходит в Кришна-локу, Вриндаван. Семь планет, представленных в Гаятри мантре как Бхур, Бхувар, Свах обозначены одним словом — тат.

Савитур обозначает Сурья, солнце. В переносном смысле, солнце это то, что освещает все объекты, благодаря чему мы видим. Всё это — три слоя бытия, от грубого до тонкого — освещено определенного рода светом. Что это за свет? Это дживатма, душа. Не солнце делает для нас видимым этот мир, а сияние души. Свет, который делает мир видимым, исходит из души, а не из солнца. В Бхагавад-Гите читаем — йатха пракашайатй эках критснам локам имам равих:

«На самом деле, этот мир открывается нам при помощи атмы, души, которая подобна солнцу. Солнце открывает нам мир красок, с помощью уха мы проникаем в мир звуков, а с помощью кожи познаём мир осязаемых вещей. Но в центре всего стоит душа, она «освещает» физический мир. Это душа познаёт мир чувственного опыта, именно она обладает свойством восприятия. Душа, словно солнце, всё озаряет — тат савитур.

Подводя итог, все семь уровней бытия обозначены здесь одним словом: тат — «это». Кто показывает нам «это»? Тот, кто излучает свет — солнце. Под «солнцем» здесь понимается душа. И слово «душа» обозначает не «всеобщую душу» а «индивидуальную душу». Именно индивидуальная душа есть источник мира. Согласно Беркли, «не сознание существует в мире, а мир в сознании». Мир находится в сознании, и также можно сказать, что всё пребывает в солнце. Всё, что мы воспринимаем, находится в солнце. Солнце может показать нам всё что угодно. Без солнца всё погружается в темноту, и мы не способны ничего видеть. Душа — это свет, субъект, а объектами являются семь планов бытия. Если изъять атму — душу — всё исчезнет. Такое понимание открывает путь, ведущий на Голоку.

Варенйам означает пуджйа, тот, кому поклоняются, кого почитают. Здесь душа предмет почитания. Душа — субъект, а этот мир — объект. Но есть другой мир, которому душа призвана служить и оказывать почтение. Это обитель Сверхдуши, «бхарго».

Словом бхарго обозначается сверхсубъективная сфера, царство Сверхдуши. Бхарго значит: дхамна свена сада нираста-кухакам сатйам парам дхимахи.

В первом стихе Шримад Бхагаватам, который здесь приведён, говорится, что «речь пойдёт о совершенно другом мире, который настолько чист и непорочен, что один единственный луч оттуда способен разрушить все иллюзии». Это обитель Господа во всём своём непорочном великолепии. Я говорю о Том мире. Итак, здесь субъект это душа, а объект — мир материального существования.

Но священной землёй души, высшей по отношению к субъекту-душе, является тот Сверхсубъективный мир. Слово бхарго означает «более тонкий, чем душа», «занимающий более высокое положение, чем душа». Это обитель Сверхдуши. В общепринятом смысле бхарго означает «свет». Но здесь оно обозначает Сверхдушу, способную видеть и показывать всё в тончайших деталях. Как рентгеновские лучи способны показать то, что нельзя видеть невооруженным глазом, так с помощью бхарго, сварупа-шакти, тонкого и необычайно мощного излучения, можно увидеть душу. Кому принадлежит энергия (свет) бхарго? Оно принадлежит Деве, присуще Деве.

Девасйа означает присущий Деве. Каково значение слова Дева? Дева означает «прекрасный, привлекательный, предающийся играм». Это Шри Кришна, Прекрасная Реальность. Это не безличная субстанция — Он полон разнообразия и непрерывно играет. Слово Дева означает одновременно «прекрасный и играющий» Его царство, бхарго — источает свет и является предметом поклонения души. Что есть бхарго? Это сварупа-шакти, ваибхава, через неё распространает Себя Шримати Радхарани. Она несёт полную ответственность за служение Кришне; в Её руках сосредоточена вся энергия служения. Бхарго — не что иное, как ваибхава, тело Шримати Радхарани, в котором есть всё для служения Кришне. Бхарго представляет собой Махабхаву, подчиненную половину единого Абсолюта, а дева — Расараджа, Кришну, — господствующую половину Абсолюта.

Слово дхимахи в Гаятри мантре означает «бхарго девасйа дхимахи». Нас приглашают: «приходи и медитируй». Какого рода медитация возможна в том Сверхсубъективном мире? Медитация в духе культуры Того мира — культивирование служения Высшему в практике преклонения и любовного служения. Подобный опыт возможен там. Дхимахи — не отвлечённая медитация, это кр̣ш̣н̣анушӣланам̇, участие в спонтанном потоке преданности в той Сверхсубъективной реальности, в Вриндаване.

Дхийо йо нах прачодайат — и каков результат? Ваша способность к этой практике возрастает.

даса кари' ветан море деха према-дхана

Мы служим, и какое вознаграждение мы получим? Ещё большее желание и возможность служить. Какова плата за служение? Бескорыстная любовь и преданность растут как капитал в банке. Я получаю проценты, но не забираю деньги, а добавляю их к своему капиталу, так это происходит.

даса кари' ветан море деха према-дхана

Мы должны пытаться следовать этой практике со всем вниманием и заботой по отношению к тому плану. Нам нужно стараться служить, посвящая себя этому всецело, и наша способность к самопреданию будет возрастать. В качестве награды мы получим прему. Према означает особую способность оказывать любовное служение. Таков скрытый смысл мантры Гаятри. Гаятри мантра это песнь освобождения. Песня, исходящая из Голоки и нисходящая как санкиртана на средний план, чтобы усовершенствовать наше служение высшей цели. Киртан значит то, что является солнцем.

Санкиртана начинается с Брахма Гаятри и затем переходит в стадию Гауранги. Она начинается с Кришна-киртана, затрагивающего этот план бытия, и затем опять достигает Вриндавана как мелодия флейты — киртан. «Сладостные звуки флейты Кришны».

Санкиртана Шри Чайтаньи Махапрабху позволяет душе очень быстро занять высшее положение в служении, поскольку все эти виды киртана взаимосвязаны.

Во Вриндаване чудесные звуки вамши, флейты Кришны напоминают каждому преданному о его особом служении. Заслышав их, гопи и остальные преданные обращаются к своей роли в Кришна-лиле. Ночью, под звуки флейты, гопи устремляются к Ямуне. Они уверены, что встретятся там с Кришной. А когда мать Яшода слышит флейту Кришны, она думает: «Мой сын уже близко, он совсем скоро вернётся домой». Так, в звуках флейты каждый преданный узнает своё служение. Играя на флейте, Кришна напоминает Своим слугам, какое положение они занимают в Его лилах.

кришна киртан гаятри-радха падам дхимахи

Радха падам дхимахи: все эти виды служения воплощает в себе Шри Радхика, они исходят из неё как ветви дерева. Мадхура-раса как высшая (мукхйа) форма любовных отношений с Господом, содержит в себе все остальные расы. А Шримати Радхарани — Махабхава — воплощает в Себе дух служения Голоки, Обители Шри Кришны.

В звуках флейты Шри Кришны содержится призыв к служению. А что такое служение? Оно заключается в том, чтобы стать слугами Шримати Радхарани и выполнять Её пожелания. Мантра гаятри напоминает душам о лотосных стопах Шримати Радхарани, о том, что мы — Её покорные рабы. Радхика воплощает в Себе мир служения. Служить Радхике значит безропотно подчиняться Её воле, быть преданным Ей и исполнять любое Её указание. Таким образом, смысл гаятри сводится к радха-дасйам, самоопределению, осознанию своей подлинной природы, (сварупена вйавастхитих).

При этом изначальная супружеская любовь (мадхура-раса) содержит в себе элементы ватсальи и сакхья-расы. Преданные в ватсалья-расе служат Нанде и Яшоде, а преданные в сакхья-расе — Шридаме и Судаме. Но, в конечном счёте, весь мир служения во всём его разнообразии подчинён Шримати Радхарани. Таким образом, Радха-дасья — служение Шримати Радхарани — вот смысл Гаятри мантры. И это конечная цель нашей жизни. Такой путь может быть только прогрессивным, восходящим.

Бхарго ваи вришабхануджа-атма-вибхава-эка-арадхана-шри-пурам

Бхану значит «солнце» или «тот, кто освещает». Радхарани — дочь царя Вришабхану. Поэтому бхану имеет прямое отношение к Радхарани. Когда она распространяет себя вовне, это называется ваибхава. Ваибхава буквально значит «выйти наружу» или «распространить себя». У одной и той же реалии есть две ипостаси: прабхава — внутреннее содержание — и ваибхава — внешнее проявление. Это две стороны одного явления. Суть сварупа-шакти — это Шримати Радхарани. Сварупа-шакти как таковая (энергия служения) — это внешнее проявление (ваибхавы) Шримати Радхарани и в то же время это обитель Шри Радхики, царство прекрасного и вечного служения.

Каковы её качества? Она арадхана — Прославляющая Себя.

Она Шри, Лакшми, источник красоты, красоты и сладости служения Шри Кришне. Вместилище её восхитительного служения — вся сварупа-шакти. Как лучи света есть продолжение Солнца, так вся внутренняя энергия (сварупа-шакти) есть продолжение Махабхавы, Шримати Радхарани. Расарадж и Махабхава, эта сварупа шакти — продолжение Махабхавы. Махабхава означает арадхана (особое настроение служения, которое удовлетворяет Кришну), Шри и Лакшми.

Радхарани также называют Шри. Её собха, Её продолжение. Её прекрасная экспансия, охватывающая всю область бхарго. Она суть, эссенция, а всё остальное — её экспансия. И какова её природа? Всеобщее служение. Она создала всю область бхарго. Она развернула Себя в прекрасную сферу Своей сварупа шакти и таким образом оказывает служение Своему Господину, Шри Кришне. Всё остальное исходит из Её чарующей, лучезарной сущности. Вся суть, вся сладость в Ней. Шри Радха в концепции Расарадж-Махабхава. Радха-дасьям — служение Шримати Радхарани — такой сокровенный смысл я вывел из мантры гаятри и попытался показать его в санскритском стихе. Таково скрытое значение Брахма Гаятри мантры.

1) Об этой теории можно прочитать в книге известного ученого-атеиста Виктора Стенджера «Бог и Мультивселенная». Информация о сделанных индуистскими учёными измерениях продолжительности звёздного года процитирована из его книги.

2) Руперт Шелдрейк. Заблуждения науки. (Текст выступления Руперта Шелдрейка на русском: http://lazarev.ru/news/41-2013-09-09-13-07-08/1094-2013-11-22-11-04-33.html. Прим. перев.)

3) А.Ч. Бхактиведанта Свами, издательство BBT.

4) анда -мадхйа-гатах — расположенный в самом центре вселенной; сӯрйах — солнечный шар; дйав-абхӯмйор — двух планетарных систем, Бхур-локи и Бхувар-локи; йад— что; антарам — между; сӯрйа — солнцем; анда-голайор — и сферой, ограничивающей вселенную; мадхйе — в середине; котйах — десятки миллионов; сйух — будут; панча-вимшатих — двадцать пять.

(Надписи на рисунках)

Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре - student2.ru Онтология

Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре - student2.ru Привет, меня зовут онтология.

Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре - student2.ru

Motion of Free Falling Object

Движение свободно падающего тела

(no air resistance)

без сопротивления воздуха

Weight – вес

velocity – скорость

distance – расстояние

m/sec2 – м/с2

Mass and shape of object does not affect the motion

Движение тела не зависит от его массы и формы

All objects fall at the same rate in a vacuum – Galileo.

Все тела в вакууме падают с одинаковой скоростью – Галилей.

Time – sec

Время – с

Accel – m/sec2

Ускорение – м/с2

Velocity – m/sec

Скорость – м/с

Dist – meters

Расстояние – м

Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре - student2.ru

Before

До

After

После

Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре - student2.ru Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре - student2.ru

Special Relativity

Специальная теория относительности

At v = 0.42c, γ = 1.10, which means the effects of Relativity becomse noticeable.

При v = 0.42c, γ = 1.10, то есть эффект относительности становится заметным.

Length contraction

Сокращение длины

Time dilation

Замедление времени

Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре - student2.ru

«Но не можешь же ты прожить всю жизнь, применяя принцип неопределённости Гейзенберга ко всему подряд!»

Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре - student2.ru

— Мне нужно описание вашего проект и его проектная стоимость.

— Это невозможною.

— Принцип неопределённости проектов гласит, что если вы понимаете проект, то не можете знать его стоимость, и наоборот.

— Вы только что это сделали.

— Это не отменяет принципа неопределённости.

Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре - student2.ru

Жизнь в четвёртом измерении

Что такое четвёртое измерение?

· Это временное измерение, которое характеризует интервал, длительность либо положение события.

· Трёхмерное пространство может меняться с течением времени

Малая длительность

Большая длительность

Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре - student2.ru

За пределами пространственно-временного континуума

Сверхсознание

Нынешняя жизнь Прошлые/Будущие жизни

Сознание Сознание

Подсознание Подсознание

Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре - student2.ru

Теория Большого Взрыва

Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре - student2.ru

Кот Шредингера идёт в бар

… и не идёт???

(Вариант «русской» картинки: Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре - student2.ru )

(Подписи под рисунками)

Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре - student2.ru

Сверхсубъективное Сознание называется Параматмой

Комментарий Шридхара Махараджа к Космологии Бхагавата Пураны и Гаятри Мантре - student2.ru
Махавишну порождает Мультивселенные в своих сновидениях

Наши рекомендации