Назначение Гаятри Мантры

Слово 'гаятри' (жен.р. с ударением на последнем слоге) буквально означает "то, воспеванием чего достигается спасение" (где 'га' - 'воспевать', 'три' - 'спасать'). Другой вариант слова 'гаятра' (муж. и ср. р.), как поясняет Саи Баба, этимологически расшифровывается как "то, что защищает индивидуальные души" (где 'гая' - 'индивидуальные души - дживы', 'тра' - 'защищать'). Таким образом, уже само значение слова указывает на высшую цель духовной практики - спасение или освобождение, а также на высшую силу мантры, способную покровительствовать тому, кто её практикует.

Основное назначение Гаятри Мантры, в которой садхака обращается к Богу как лучезарному Свету Высшего Сознания со словами "Да озарит Он наш разум!", где слово 'разум' означает 'буддхи', как раз и состоит в том, чтобы раскрыть в человеке этот высший принцип. Важно также то, что практика Гаятри Мантры обеспечивает постепенное и прогрессивное раскрытие сознания. Именно поэтому древние риши сделали Гаятри Мантру обязательной частью ежедневной религиозной практики индуистов.

Первейшей задачей ставшего на духовный путь человека, стремящегося к постижению своей истинной природы, является не достижение освобождения (ибо это труд не одной жизни), а устранение своего невежества, заключающегося в иллюзорном видении мира. Для этого необходимо очищение и реорганизация всех низших проводников сознания, с тем чтобы стремящийся к истине мог иметь более тонкие инструменты для работы на высоких духовных планах. Это и есть свет буддхи, пробуждению которого способствует практика Гаятри Мантры. Если человек, упорно практикуя Гаятри-джапу, искренне стремится к Свету, который может прийти только изнутри, в его ауре, как пишет один из наиболее глубоких исследователей Гаятри Мантры профессор И.К.Таймни (См. I.K.Taimni. Gayatri: the daily religious practice of the Hindus. Adyar: Madras, 1974.), создаётся особое напряжение, которое открывает канал для нисхождения в его сознание Божественной силы высших планов.

Познание Бога может осуществляться на трёх уровнях: на уровне ума (манас) или интеллекта; на уровне интуиции (буддхи) или духовного восприятия и на уровне Реальности, непосредственно - через слияние своего Высшего Я (Атма) с сознанием Бога. Гаятри Мантра способна дать такое познание на всех этих трёх уровнях.

Значимость Гаятри Мантры

Гаятри Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в тантрах (Тантры - один из типов священных писаний индуизма. Тантры считаются эзотерической частью Вед - Ведами Кали-Юги. В Тантрах наиболее глубоко разработана наука о мантрах - мантра-шастра. Слово 'шастра' означает 'трактат'.). С самой высшей похвалой о ней отзываются великие мудрецы и риши. Как говорит Шри Сатья Саи Баба, она предназначена для всех людей без исключения, независимо от их касты, вероисповедания, места жительства и уровня развития. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и поэтому её, поистине, называют Матерью Вед. Так же как сущность учения Вед содержится в упанишадах (философских частях Вед), сущность Упанишад заключена в Гаятри Мантре. Каждая из четырех Вед утверждает одну основную истину: Праджнанам Брахма (Сознание есть Брахман) - Риг Веда; Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман) - Яджур Веда; Тат Твам Аси (Ты есть То) - Сама Веда; Айям Атма Брахма (Этот Атман есть Брахман) - Атхарва Веда. При соединении этих четырёх истин появляется Гаятри. Утверждается, что если её произносить регулярно, то эффект от неё будет таким же благотворным, как от произнесения самих Вед.

Огромная значимость Гаятри Мантры отражается в одном из самых важных обрядов индуизма - "упанаяне". Упанаяна - это обряд "посвящения" мальчиков, когда их приводили на период ученичества в дом учителя (гуру). Одним из элементов этого обряда является посвящение в Гаятри Мантру. После этого посвящённый становится "дваждырождённым". Получение от гуру Гаятри Мантры, как один из наиболее важных элементов этого обряда, символизирует вступление человека на путь сознательной духовной эволюции, то есть его "второе" - духовное рождение.

Точно также как процесс нисхождения в материю начинается с разделения Единства на множество словами Бога "Эко 'хам Баху Сьям" - 'Я Един. Да стану Многим!', процесс соединения с Богом начинается словами "Бхарго Дэвасья Дхимахи" - 'Мы медитируем на Божественный Свет!'

Риши и размер мантр

Обычно чтение важных ведических мантр предваряется произнесением вспомогательных - винийога-мантр, в которых указывается риши, размер, божество и цель, с которой эта мантра произносится.

В винийога-мантре, относящейся к Гаятри, сообщается, что Риши основной части Гаятри Мантры является Вишвамитра. Некоторые отождествляют его с известным мудрецом, упоминаемом в пуранах (мифологических текстах индуизма). Однако, как полагает профессор Таймни, это не соответствует высокому назначению Гаятри Мантры, которая считается Матерью Вед. 'Вишвамитра' - это одно из имён творца вселенной, Брамы, и именно он является Риши этой мантры.

Основная часть Гаятри Мантры написана размером, который имеет одноимённое ей название - гаятри. Она состоит из двадцати четырёх слогов, организованных в три строки по восемь слогов в каждой. Этот размер считается древним и священным.

О цели или назначении мантры уже было сказано выше. Что касается Дэваты Гаятри Мантры, то в винийога-мантре сказано, что им является Савитар.

Наши рекомендации