Мониторинг компонентов окружающей среды

ЛОКАЛЬНЫЙ – система наблюдений и контроля за состоянием и изме-

нением природных и техногенных условий при инженерных изысканиях

для строительства объектов.

МОНИТОРИНГ ОБЪЕКТОВ ОСОБЫХ – система постоянного на- мониторинг компонентов окружающей среды - student2.ru



блюдения, анализа и оценки характеристик конструкций и технических

устройств, обеспечивающих надежность и безопасность особых объектов.

МОНИТОРИНГ ПРИРОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ – система

стационарных наблюдений за состоянием природной среды и сооружений

в процессе их строительства, эксплуатации, а также после ликвидации, и

выработка рекомендаций по нормализации экологической обстановки и

инженерной защите сооружений.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ КОРРОЗИОННОГО – организация

постоянного наблюдения с целью получения информации о состоянии

металлической или железобетонной конструкции (сооружения).

МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ – государствен-

ная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды оби-

тания, их анализа, оценки прогноза, а также определения причинно след-

ственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием

факторов среды обитания.

МОНИТОРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ – система постоянного наблю-

дения и контроля за уровнем загрязнения воздуха, воды, почв.

МОНОКОТТУРА (плитка одинарного обжига) – эмалированные плит-

ки одинарного обжига (технология, предусматривающая лишь одну про-

цедуру обжига, которому подвергаются одновременно и основа, и эмаль) с

цветной (красная плитка одинарного обжига) или белой основой (светлая

плитка одинарного обжига) с уплотненной или пористой основой (моно-

пористая плитка), формованные прессованием.

МОНОЛИТ – 1) сплошное твѐрдое тело, частицы которого связаны сила-

ми сцепления; 2) цельная каменная глыба, целое сооружение (например,

памятник) или его часть (например, колонна), высеченные из цельного

камня.

«МОНОЛИТ» – неофициальное разговорное название монолитных и,

реже, монолитно-кирпичных домов; см. дом монолитный.

МОНОЛИТ ГРУНТОВЫЙ – образец грунта (горной породы) опреде-

ленной формы и размера, отобранный без нарушения структуры, которая

свойственна горной породе в естественном залегании.

МОНОЛИТ ИЗОМЕТРИЧЕСКИЙ – монолит, все три измерения кото-

рого приблизительно одинаковы.

МОНОЛИТ ПОЧВЕННЫЙ – образец почвы с ненарушенным строени-

ем почвенного профиля, включающий несколько или все основные гене-

тические горизонты.

МОНОМЕР – вещество, каждая молекула которого может образовать

одно или несколько составных или повторяющихся составных звеньев.

МОНОПОЛИСТ – фирма, которая является единственным продавцом на

рынке и потому выбирает объѐм производства и цену продаж на основе

кривой рыночного спроса.

МОНОПОЛИЯ – исключительное (монопольное) право в какой-либо

сфере деятельности государства, организации, фирмы и т.д.

МОНОПОЛИЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ – монополия, возникающая

в экономике в силу сосредоточения по указанию плановых органов госу-

дарства производства определенной продукции на одном предприятии или

на малом их числе.

МОНОПОЛИЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ – признанная государством монопо-

лия на производство и продажу товаров и (или) оказание услуг. М.е. воз-

никает там, где монополизм естественно обусловлен (например, сфера

действия авторского права), выгоден государству и всему населению в

силу объективных (природных или технических) причин (например, тру-

бопроводные и энергетические сети, железнодорожные магистрали) или

вызван соображениями общественной безопасности.

МОНОПОЛИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ – ситуация на рынке, которая

характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единст-

венного), каждый из которых способен существенно повлиять на общий

объѐм предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляет-

ся определенный контроль над вхождением в данную отрасль др. фирм как

потенциальных конкурентов. Барьеры, ограждающие М.э., могут быть

либо установлены государством (в форме патентов, тарифов и др.), либо

обусловлены превосходством монополиста в используемой им технологии

или управленческим ноу-хау, либо связаны с необходимостью огромных

капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной

отрасли.

МОНОПСОНИЯ – ситуация, возникающая на рынке при наличии только

одного покупателя товаров либо потребителя услуг (монопсониста), кото-

рый в силу своего исключительного положения может диктовать всем

продавцам условия приобретения товаров, и прежде всего их цену.

МОНОПТЕР – античный храм обычно круглый в плане (без целлы и стен

наоса) в виде сквозной перекрытой колоннады, кровля которого поддер-

живается только колоннами. Храмы с колоннадами древние греки называ-

ли «окрыленными».

МОНОРЕЛЬС – подвесная дорога с одним рельсом, по которому пере-

двигаются тележки с ручной тягой или самоходные, часто снабженные

механизмами – тельферы.

МОНОСАД – сад или его часть с явным преобладанием растений какого-

либо одного вида (участок, где культивируются растения, принадлежащие

одному ряду (например, розарий, сиренгарий, иридарий, георгинарий и

т.п.).

МОНПЛЕЗИР – парковый увеселительный павильон, малый дворец.

МОНТАЖ – комплекс производственных операций по установке изделия

или его составных частей на месте использования; в т.ч. сборка, установка

в проектное положение с последующим постоянным закреплением строи-

тельных конструкций или конструктивных элементов для дальнейшей

нормальной эксплуатации здания, сооружения, технологического обору-

дования и др.

МОНТАЖ АРМАТУРЫ – установка арматуры в проектное положение в

соответствии с указаниями о последовательности установки отдельных

элементов, способа их подачи и скрепления узлов.

МОНТАЖ АРМАТУРНЫХ КАРКАСОВ СВАРНЫХ – установка

готовых арматурных каркасов заводского производства в проектное поло-

жение.

МОНТАЖ БЕЗВЫВЕРОЧНЫЙ – монтаж конструкций и оборудова-

ния, имеющих высокую точность обработки контактных поверхностей,

отверстий и гнезд в стыках, без дополнительных перемещений (выверки) и

без инструментального контроля.

МОНТАЖ БЕЗЪЯКОРНЫЙ – монтаж вертикальных конструкций

(аппаратов колонного типа, различных труб), каркасов, этажерок методом

поворота вокруг опорного шарнира с применением портала или мачт,

оснащѐнных полиспастами без использования расчалок, закреплѐнных за

якоря.

МОНТАЖ БЕСКРАНОВЫЙ – монтаж зданий и сооружений без при-

менения монтажных кранов с использованием стационарных или пере-

ставных монтажных средств – шевров, «падающих стрел», домкратов и др.

Пример М.б. – подъем при помощи домкратов по колоннам монолитных

плит зданий, возводимых методом подъема перекрытий.

МОНТАЖ БЛОЧНЫЙ – монтаж конструкций, предварительно укруп-

ненных в плоские (например, колонны фахверка, соединенные прогонами

и связями) или пространственные (например, блок из двух ферм с прого-

нами и связями) блоки. При М.б. непременное требование к пространст-

венному блоку – его геометрическая изменяемость.

МОНТАЖ ВОДОСТОКОВ – монтаж, демонтаж и ремонт водосточных

систем на фасадах зданий. Включает в себя: первичный и повторный (на

старые крепления) М.в., демонтаж старых водостоков, ремонт водостоков

с заменой воронок, отливов и отдельных прямых звеньев.

МОНТАЖ ВЫЖИМАНИЕМ – разновидность безъякорного монтажа

вертикальных конструкций с помощью скользящей по рельсам подпорки.

МОНТАЖ ВЫТАЛКИВАНИЕМ – разновидность безъякорного мон-

тажа вертикальных конструкций с помощью гидравлического подъѐмника.

МОНТАЖ ЗДАНИЯ БОЛЬШЕПРОЛЕТНОГО – монтаж зданий, у

которых расстояние между опорами несущих конструкций покрытия

составляет свыше 40 м. Большепролетные здания проектируются без

промежуточных опор и перекрываются рамными, арочными пространст-

венными висячими и др. конструкциями.

МОНТАЖ ЗДАНИЯ МОБИЛЬНОГО (инвентарного) – сборка и

соединение плоских, линейных и объемных элементов, а также инженер-

ных сетей здания, сооружения или комплекса, установка в рабочее (для

зданий и сооружений контейнерного типа) или проектное (для зданий и

сооружений сборно-разборного типа) положение с закреплением конст-

рукций и различного рода оборудования, мебели, размещение здания или

сооружения на опорах (основании) с подключением к зданию или соору-

жению инженерного технологического оборудования, обеспечивающих

подачу сырья, воды, пара и энергии, устройство заземления и выполнение

других работ, обеспечивающих подготовку и эксплуатацию мобильного

(инвентарного) здания, сооружения или комплекса.

МОНТАЖ ЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО (сооружения промыш-

ленного) – установка в проектное положение сборных конструкций (фун-

даментных блоков и балок, плит перекрытий и покрытий, панелей стен и

др.).

МОНТАЖ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ ВЫСОТНЫХ – мон-

таж линий электропередачи, вытяжных труб, радио- и телевизионной

мачты и др. Для них характерны относительно небольшая площадь опира-

ния, значительная масса и высота, обычно превышающая высоту подъема

грузового крюка наземных стреловых кранов. Эти их особенности предо-

пределили два основных технологических способа монтажа: 1) подъем в

проектное положение в цельно-собранном виде методом поворота вокруг

опорного шарнира или выжиманием; 2) монтаж сооружений из крупных

секций наземными или навесными кранами, монтаж методом подращива-

ния.

МОНТАЖ КОМБИНИРОВАННЫЙ – разновидность монтажа, преду-

сматривающая поочерѐдное использование раздельного и комплексного

методов.

МОНТАЖ КОМПЛЕКСНЫЙ – система организации монтажа соору-

жений, при которой разноимѐнные конструктивные элементы монтируют-

ся в едином, комплексном технологическом потоке.

МОНТАЖ КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНЫЙ – организация монтажа обо-

рудования и трубопроводов с максимальным переносом работ со строи-

тельной площадки в условия промышленного производства с агрегирова-

нием оборудования, трубопроводов и конструкций в блоки на предпри-

ятиях-поставщиках, а также на сборочно-комплектовочных предприятиях

строительной индустрии и строительно-монтажных организаций с постав-

кой на стройки в виде комплектов блочных устройств.

МОНТАЖ КОНСТРУКЦИЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ – монтаж

оболочек купольных, сводчатых, структурных и др. покрытий, проводи-

мый по двум основным технологиям: наземная сборка в кондукторах с

последующим подъемом конструкции оболочки в проектное положение;

сборка на проектных отметках.

МОНТАЖ КРУПНОБЛОЧНЫЙ – способ монтажа зданий (сооруже-

ний); сборка зданий и сооружений из крупных геометрически неизменяе-

мых, конструктивно законченных блоков. При М.к. в проектное положе-

ние устанавливают укрупнѐнные пространственные монтажные блоки,

собираемые на стройплощадке из сборных отправочных элементов.

МОНТАЖ КРУПНОЭЛЕМЕНТНЫЙ – сборка зданий и сооружений

из отдельных линейных или плоских крупных конструктивно закончен- мониторинг компонентов окружающей среды - student2.ru мониторинг компонентов окружающей среды - student2.ru мониторинг компонентов окружающей среды - student2.ru



ных элементов (колонн, подстропильных и стропильных ферм, панелей

покрытия и др.). В отдельных случаях, главным образом при монтаже

металлических конструкций, может иметь место предварительное укруп-

нение более мелких отправочных единиц в крупные конструктивно закон-

ченные монтажные элементы, например, полуферм в строительстве фер-

мы.

МОНТАЖ НАВЕСНОЙ – последовательное присоединение монтируе-

мых элементов в горизонтальном или наклонном направлениях к ранее

смонтированным конструкциям с их удержанием на весу до окончатель-

ного закрепления, замоноличивания швов между элементами и достиже-

ния бетоном (раствором) замоноличивания предусмотренной проектом

прочности без установки временных или постоянных опор.

МОНТАЖ НАВЕСНОЙ МОСТОВ – способ монтажа мостов, при

котором пролѐтное строение постепенно наращивается и работает в пери-

од монтажа как консоль без опирания на монтажные стойки.

МОНТАЖ НАДВИЖНОЙ – способ монтажа предварительно собран-

ных на уровне проектного положения конструкций путѐм перемещения их

на место установки по временным рельсовым путям.

МОНТАЖ НАРАЩИВАНИЕМ – способ монтажа, при котором выше-

лежащие элементы последовательно устанавливают на смонтированные

нижележащие элементы.

МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ – комплекс производственных операций

по установке оборудования или его составных частей на месте использо-

вания, выполняемый фирмами-поставщиками (шефмонтаж) или заво-

дскими специализированными бригадами.

МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО – основные

работы на строительстве и реконструкции действующих предприятий по

установке технологического оборудования в проектное положение, закре-

пление, присоединение к нему различных коммуникаций, обеспечиваю-

щих подачу сырья, промежуточных продуктов, готовой продукции, воды,

пара, различных отходов производства, электроэнергии, средств контроля

и автоматики, и доведение его до эксплуатационного состояния.

МОНТАЖ ОГРАНИЧЕННО СВОБОДНЫЙ – способ монтажа, при

котором установка монтируемых элементов производится с ограничением

свободы перемещения за счѐт точечного линейного или плоскостного

фиксирования.

МОНТАЖ ПОВОРОТОМ – способ монтажа, при котором элемент

конструкции укладывают опорной частью на ранее смонтированный

опорный шарнир и устанавливают вращением вокруг него в проектное

положение.

МОНТАЖ ПОДРАЩИВАНИЕМ – способ монтажа, при котором в

начале собираются верхние элементы, а нижележащие элементы последо-

вательно присоединяются к ранее смонтированным после очередного

подъѐма последних.

МОНТАЖ ПОЛНОСБОРНЫЙ – способ монтажа сооружений, при

котором закрепление элементов в проектном положении осуществляется

без замоноличивания.

МОНТАЖ ПОТОЧНО-СОВМЕЩЁННЫЙ – способ монтажа, при

котором совмещаются во времени работы на различных захватках, выпол-

няемые поточными методами.

МОНТАЖ ПОТОЧНЫЙ – способ монтажа, при котором специальные

монтажные звенья или бригады выполняют определѐнный вид работ,

последовательно переключаясь с объекта на объект или с захватки на

захватку.

МОНТАЖ ПОЭЛЕМЕНТНЫЙ – способ монтажа, при котором сбор-

ные элементы устанавливаются в проектное положение последовательно

один за другим, без укрупнения их в блоки.

МОНТАЖ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ – разновидность безвыверочного

монтажа конструкций (оборудования) с применением специальных фик-

сирующих устройств, обеспечивающих ориентирование и установку

конструкций (оборудования) в проектное положение без инструменталь-

ного контроля с полным ограничением свободы случайных перемещений.

МОНТАЖ РАЗДЕЛЬНЫЙ – способ монтажа сооружения, при котором

разноимѐнные конструктивные элементы монтируются самостоятельными

специализированными технологическими потоками.

МОНТАЖ С ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (монтаж «с колес») –

метод монтажа конструкций заводского изготовления, при котором они

доставляются в рабочую зону строительной площадки в определенное

время (в соответствии с почасовым графиком) и непосредственно с транс-

портных средств устанавливаются в проектное положение.

МОНТАЖ СВОБОДНЫЙ – способ монтажа, при котором установка

элементов в проектное положение производится их свободным перемеще-

нием за счѐт сочетания рабочих движений монтажного средства и дейст-

вий монтажников.

МОНТАЖ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ – установка, размещение

и закрепление согласно проекту вентиляционного оборудования и сети

воздуховодов.

МОНТАЖ СИСТЕМ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ – санитарно-

технические работы, связанные с сооружением систем отопления, венти-

ляции, газоснабжения, горячего водоснабжения, водопровода и канализа-

ции зданий и сооружений. По характеру сооружаемых устройств (систем)

и способам производства работ различают две основные группы работ:

наружные и внутренние.

МОНТАЖ СКОЛЬЖЕНИЕМ – способ монтажа длинномерных конст-

рукций по вертикали, заключающийся в таком их уравновешивании,

чтобы при подъѐме опорная часть скользила по горизонтали на катках.

МОНТАЖ ТРАФАРЕТНЫЙ – способ монтажа, при котором ориенти-

рование и установка монтируемых элементов в проектное положение

производится с ограничением свободы движения за счѐт пространственно-

го фиксирования с помощью особых кондукторов.

МОНУМЕНТ – отдельно стоящий или входящий в архитектурно-

скульптурный комплекс памятник (обычно значительных размеров, пред-

полагающий масштабное, ансамблевое художественное решение) выдаю-

щемуся историческому событию или личности. Обычно М. представляет

собой обелиск, колонну, статую и т.п.

МОНУМЕНТАЛИЗАЦИЯ СРЕДЫ – стремление архитекторов и ди-

зайнеров придать средовым объектам монументальный (величественный,

серьезный, основательный) характер, подчеркивающий значимость объек-

та в жизни человека и общества (правительственные учреждения, банки,

мемориальные ансамбли и пр.). Богатый набор средств М. представлен в

истории архитектуры и искусства: крупный, значительный масштаб, мас-

сивность, простота форм, симметрия, статичность, величественные про-

порции, ясная, спокойная композиция, подчеркнутая тектоничность, мате-

риальность и т.д. В произведении средового искусства степень М. целого

является результатом совпадения проявлений этого свойства в архитек-

турно-пространственной ситуации и в характере сосредоточенной здесь

деятельности и ее вещного оформления.

МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТУРЫ – художественное качест-

во, выражающее общественную значительность архитектурных сооруже-

ний, их долговечность, незыблемость. М. как категория оценки произведе-

ний искусства, соответствующая объектам, производящим впечатление

величиной и мощностью, глубиной содержания. Это субъективная эмо-

ционально-образная дефиниция, относящая произведение к «монумен-

тальному» полюсу школы оценок, противоположному произведениям,

«камерным», «интимным», развлекательным.

МОРГА ЭЗЕМ (вешкезем) – кухонная лавка, вделанная в стену традици-

онной мокшанской избы.

МОРЕ – часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями

подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана гидроло-

гическим и метеорологическим режимом. Чем более замкнуто М. сушей,

тем в большей степени оно отличается от океана; условно М. называют

также некоторые открытые части океанов (например, Саргассово м.) и

некоторые крупные озѐра (например, Каспийское, Мѐртвое), а также зали-

вы (Гудзонов, Мексиканский). По степени обособленности и особенно-

стям гидрологического режима М. подразделяются на внутренние, окра-

инные и межостровные.

МОРЕ ОТКРЫТОЕ – в международном праве часть моря за пределами

территории вод какого-либо государства; находится в общем пользовании

всех государств.

МОРЕ ПОЛУЗАМКНУТОЕ – море, частично ограниченное материками

и отделенное от океана или прилегающего моря островами или цепью

островов (например, Охотское море).

МОРЕНА – отложения обломочного материала, накопленные или пере-

носимые непосредственно ледниками при их движении и выпахивании

ложа; по составу очень разнообразны (от суглинков до валунов), неотсор-

тированы, содержат гальки и валуны с ледниковыми шрамами и полиров-

кой. В зависимости от условий образования различают М. движущиеся

или отложенные. Движущиеся подразделяют на поверхностные (средин-

ная и боковые), внутренние и донные.

МОРЕНА АБЛЯЦИОННАЯ – отложенные морены, возникающие при

стаивании остановившегося ледника (мѐртвого льда) и «сгружении» рых-

лого материала всех морен на поверхность основной морены. М.а. пред-

ставлены преимущественно рыхлыми грубообломочными и песчаными

частицами, что связано с выносом более мелкозернистого материала обра-

зующимися при таянии ледника водами.

МОРЕНА БОКОВАЯ – валы, протягивающиеся вдоль боковых сторон

ледникового языка, сложенные обломочным материалом, поступившим со

склонов (коллювий обрушения и оползания, лавинный материал).

МОРЕНА ВНУТРЕННЯЯ – обломочный материал, располагающийся и

переносимый в толще льда внутренней части ледника. М.в. морен образу-

ется за счѐт обломков, поступающих со снежными лавинами в фирновый

бассейн и вмерзающих в лѐд по мере его образования (в области питания

ледника), а также, отчасти, за счѐт поверхностных (при попадании облом-

ков в трещины) и донных морен (внедрение материала из донной морены

при движении ледника). В сложных ледниках пополнение внутренней

морены может происходить и за счѐт слияния с донными моренами лед-

никовых притоков.

МОРЕНА ДОННАЯ – обломочный материал, оторванный от ложа в

процессе экзарации, и перемещаемый в придонных слоях ледника. Ре-

шающую роль в процессе образования мореносодержащего льда в основа-

нии ледника имеет послойно-пластичное течение и скольжение блоков и

пластин льда по поверхностям срывов, обеспечивающие затаскивание

материала внутрь ледника. С М.д. связан основной объѐм переносимого

ледником обломочного материала.

МОРЕНА КОНЕЧНАЯ (краевая) – валообразные возвышенности,

распространѐнные по периферии ледника, и образующиеся за счѐт «сгру-

жения» обломочного материала при таянии его краевых частей. Среди

М.к. выделяют насыпные (обязанные своим происхождением описанному

механизму «сгружения» обломочного материала) и напорные, образую-

щиеся при напоре края движущегося ледника на уже отложенные насып-

ные морены и коренные породы.

МОРЕНА ОСНОВНАЯ – отложенные морены, образующиеся образу-

ются как в процессе движения ледника, так и при его остановке и стаива-

нии за счѐт отслаивания части донной морены или при донном таянии

ледника.

МОРЕНА ОТЛОЖЕННАЯ – скопления обломочного материала, остав-



ленного ледником после его отступления или стаивания, и образуются за

счѐт всех видов движущихся морен. Среди М.о. выделяют три генетиче-

ских типа: конечные (или краевые), основные и абляционные.

МОРЕНА ПОВЕРХНОСТНАЯ – обломочный материал, расположен-

ный на поверхности ледника. М.п. разделяется на боковые и срединные.

МОРЕНА СРЕДИННАЯ – морена, образующаяся при слиянии ледни-

ков, когда их боковые морены объединяются в один вал.

МОРЕНИЕ – крашение древесины морилкой для усиления ее естествен-

ного цвета, имитации малоценных пород под ценные и подкрашивание

лаком.

МОРИЛКА – краситель естественного происхождения, который изменяет

цвет древесины без затемнения естественной структуры.

МОРИОН – минерал, разновидность природных кристаллов кварца,

имеющих черную окраску. Встречается в пегматитах. Поделочный камень,

пьезоэлектрический материал.

МОРОЗ – температура ниже 0°С.

МОРОЗИЛЬНИК – камера бытового холодильника для быстрого замо-

раживания и хранения скоропортящихся продуктов, в которой поддержи-

вается температура не выше –18°С.

МОРОЗОСТОЙКОСТЬ – свойство (способность) насыщенного водой

материала (бетона, кирпича, горной породы и т.п.) выдерживать много-

кратное требуемое по условиям долговечности, число циклов поперемен-

ного замораживания и оттаивания без видимых признаков разрушения, а

также снижения прочности и ухудшения иных свойств ниже установлен-

ного предела. Показатель М. – коэффициент М. (Кмрз).

МОРОЗОСТОЙКОСТЬ БЕТОНА – показатель качества бетона, харак-

теризуемый способностью сохранять физико-механические свойства при

многократном воздействии попеременного замораживания на воздухе и

оттаивания (над водой) и характеризующийся маркой по морозостойкости

F.

МОРОЗОСТОЙКОСТЬ ПЛИТКИ КЕРАМИЧЕСКОЙ – способность

плитки выдерживать при определенных условиях определенное число

циклов замораживания и оттаивания без последующего появления дефек-

тов на глазурованной поверхности и (или) разрушения черепка.

МОРОЗОСТОЙКОСТЬ РАСТВОРА – способность затвердевшего

строительного раствора выдерживать многократное попеременное замо-

раживание и оттаивание в водонасыщенном состоянии без признаков

разрушения.

МОРОЗОСТОЙКОСТЬ ЦЕМЕНТА – способность цементного камня

противостоять многократному попеременному замораживанию и оттаива-

нию.

МОРОСЬ – атмосферные осадки в виде мелких капель диаметром мень-

ше 0,5 мм, очень медленно выпадающие из облаков или тумана.

МОРФОЛОГИЯ – 1) наука о форме и строении материалов (организ-

мов); 2) собственно форма и строение материалов (организмов).

МОРФОЛОГИЯ В ДИЗАЙНЕ – наука о форме и строении объектов

архитектурного и дизайнерского проектирования, которая исследует

закономерности их объѐмно-пространственной организации и формообра-

зования, в т.ч. вопросы динамики этих форм и структур в зависимости от

изменения функционального содержания этих объектов, особенностей их

производства (сооружения), развития и амортизации и в связи с преобра-

зованиями внешних условий (контекста) их существования и эксплуатаци-

онное описание соответствующих объектов.

МОРФОЛОГИЯ ЛАНДШАФТА – раздел ландшафтоведения, изучаю-

щий морфологическое строение ландшафта географического и его струк-

турные части (местности, урочища, фации).

МОРФОСКУЛЬПТУРЫ – относительно небольшие формы рельефа

земной поверхности, в образовании которых главную роль играют экзо-

генные процессы (речные долины, овраги, моренные гряды и др.).

МОРФОСТРУКТУРЫ – крупные формы рельефа земной поверхности,

ведущая роль в образовании которых принадлежит эндогенным процессам

(например, равнинно-платформенные и горные области суши, впадины

океанов). М. второго порядка – отдельные возвышенности, массивы,

хребты и др.

МОРЩИНЫ ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ – дефект, представ-

ляющий собой экстремальную форму образования оспин на лакокрасоч-

ном покрытии, характер которой отражен в названии. См. также оспины

лакокрасочного покрытия.

МОСТ – 1) инженерное сооружение для пропуска транспортного пути над

естественным или искусственным препятствием (река, овраг, дорога) и

состоящее из опор и одного или нескольких пролетных строений (проме-

жуточные опоры называются быками, крайние – устоями). Различают

собственно М. (через реки и др. водотоки, виадуки) и эстакады (через

безводные препятствия), путепроводы (через дороги). По назначению М.

подразделяются на автодорожные, железнодорожные, пешеходные, со-

вмещѐнные и др., по материалу основных конструкций – на каменные,

железобетонные, стальные, деревянные. В зависимости от конструктивной

схемы пролѐтных строений М. бывают балочные, арочные, рамные, кон-

сольные, висячие, комбинированные. Особая группа М. – наплавные,

разводные и сборно-разборные. 2) В деревянном зодчестве М. – перекры-

тие, пол деревянного рубленого строения; 3) Верхние сени двухэтажной

избы, примыкающие к крытому двору крестьянской усадьбы.

МОСТ АВТОДОРОЖНЫЙ – мост, предназначенный для движения

безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

МОСТ АРОЧНЫЙ – мост, несущая конструкция пролѐтных строений

которого выполнена в виде арок, арочных ферм или свода.

МОСТ БАЛОЧНЫЙ – мост с пролетными строениями, основными

несущими конструкциями которых служат балки или балочные фермы.

Различают простые балочные пролетные строения, опирающиеся на 2

опоры, и неразрезные, опирающиеся на 3 опоры и более. Пролетные

строения М.б. выполняют из металла (сталь, алюминий), железобетона или

дерева. По статической схеме различают: разрезные, температурно-

неразрезные, неразрезные, консольные.

МОСТ ВАНТОВЫЙ – висячий мост, несущая конструкция пролѐтного

строения которого поддерживается вантами или вантовыми фермами,

закрепляемыми на пилонах и выполняющими функции упругих опор.

Жесткое полотно дороги поддерживается тросами, закрепленными непо-

средственно на опорах. Использование высокопрочных стальных тросов

позволяет экономить материалы, снизить затраты, а также делает конст-

рукцию более легкой. Различают: по восприятию распора (распорные,

безраспорные), по числу плоскостей вант (одна или две), по взаимному

положению вант («пучок» – радиальное; «арфа» – ярусно-параллельное;

«веер» – ярусно-расходящееся; «звезда» – ярусно-сходящееся).

МОСТ ВЗВОДНЫЙ – мост, возведенный на сваях.

МОСТ ВИСЯЧИЙ – мост, несущая конструкция пролѐтного строения

которого (балки жѐсткости) поддерживается висячими поясами из высо-

копрочных кабелей, тросов, канатов или шарнирных цепей, закрепляемы-

ми на пилонах. Основная несущая конструкция М.в. работает исключи-

тельно на растяжение. Различают безраспорный (висячий мост, у которого

горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается

на балку жесткости), распорный (висячий мост, у которого горизонтальная

составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на анкерные

опоры).

МОСТ ВОЗВОДНЫЙ – 1) подъемный мост при оборонительном соору-

жении; 2) взводный мост.

МОСТ ВРЕМЕННЫЙ – мост, предназначенный для ограниченного

срока службы. Как правило, М.в. строятся деревянными, поэтому срок

службы таких мостов не превышает срока службы древесины (10-15 лет).

Деревянные М.в. (или деревянные опоры моста) применяются в период

постройки железной дороги или при восстановлении, на временных обхо-

дах, до постройки постоянного моста.

МОСТ ВЫСОКОВОДНЫЙ – мост с высоким подмостовым габаритом;

пролетное строение М.в. находится над рекой на уровне, обеспечивающем

свободный пропуск паводка, ледохода, сплавного леса и судов.

МОСТ ГОРОДСКОЙ – мост для движения транспорта (автомобилей,

поездов магистральных железных дорог и метрополитена, трамваев) и

пешеходов, прокладки коммуникаций, расположенный в черте города.

МОСТ ДВУХЪЯРУСНЫЙ – мост, по которому движение транспортных

средств осуществляется в двух уровнях (ярусах).

МОСТ ДЕРЕВЯННЫЙ – мост с деревянными пролетными строениями

и опорами. Основные системы М.д.: балочная, балочно-подкосная, с ре-

шетчатыми фермами, арочные и комбинированные. М.д. могут иметь и

бетонные (массивные) опоры.

МОСТ ДЕРЕВЯННЫЙ НАПЛАВНОЙ – наплавные мосты (обычно

предназначаемые для автогужевого движения), строящиеся обычно в тех

случаях, когда большая глубина воды или сильный ледоход делают прак-

тически невозможным устройство деревянного моста на свайных или

ряжевых опорах.

МОСТ ДОРОЖНЫЙ – сооружения для пропуска по ним автомобильной

дороги через реку, овраг или другое препятствие.

МОСТ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ – сооружение для перевода дороги через

какое-либо препятствие.

МОСТ ЖИВОЙ – деревянный мост на плавающих брѐвнах.

МОСТ ЗАДНИЙ – комплекс узлов самоходных машин (например, авто-

мобиля, трактора), обычно передающий движителю крутящий момент от

карданного вала или коробки передач и вертикальную нагрузку от кузова

(рамы), а от движителя – окружные и боковые усилия на кузов (раму).

МОСТ ЗАТОПЛЯЕМЫЙ – низководный мост, затопляемый при павод-

ке.

МОСТ ЗЕМЛЯНОЙ – земляная насыпь с дорогой поверху, защищающая

местность от разлива воды либо разделяющая водоемы. См. также дамба.

МОСТ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ – устройство для измерения электрических

сопротивлений, ѐмкостей, индуктивностей и т.д. методом сравнения с

образцовой мерой; выполнено по схеме мостовой цепи с гальванометром в

качестве нуль-индикатора.

МОСТ КАБЕЛЬНЫЙ – висячий мост на проволочных тросах.

МОСТ КАМЕННЫЙ – мост с каменным пролетным строением; состоит

из устоев, сводов и надсводной эстакады с гидроизоляционным покрыти-

ем.

МОСТ-КАНАЛ – мост, предназначенный для пропуска канала, часто

судоходного.

МОСТ КОСОЙ – мост, продольная ось которого пересекает ось препят-

ствия под косым углом.

МОСТ КРАНА – несущая конструкция грузоподъемных кранов мостово-

го типа, предназначенная для движения по ней грузовой тележки, или

конструкция между опорами козлового или полукозлового крана.

МОСТ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ – мост, пролетные строения которого

выполнены из металла.

МОСТ НАПЛАВНОЙ – мост на плавучих опорах, состоящий из плаву-

чей части, представляющей собой ряд балок или ферм, опирающихся на

плавучие опоры; въездов на мост в виде насыпи или эстакады; сопрягаю-

щей части, расположенной между плавучей частью и въездами и предна-

значенной для обеспечения возможности движения по мосту при измене-

нии горизонта воды; разводной части или выводного звена для пропуска

судов. М.н. могут быть понтонными (временными и постоянными), дере-

вянными плотовыми и плашкоутными. М.н. постоянного типа строятся в мониторинг компонентов окружающей среды - student2.ru мониторинг компонентов окружающей среды - student2.ru



устьях крупных рек или через морские проливы, при очень большой глу-

бине воды или при грунтовых условиях, требующих глубокого заложения

фундаментов, вследствие чего сооружение моста на неплавучих опорах

технически сложно и/или экономически нецелесообразно.

МОСТ НИЗКОВОДНЫЙ – мост, который незначит

Наши рекомендации