Мониторинг компонентов окружающей среды
ЛОКАЛЬНЫЙ – система наблюдений и контроля за состоянием и изме-
нением природных и техногенных условий при инженерных изысканиях
для строительства объектов.
МОНИТОРИНГ ОБЪЕКТОВ ОСОБЫХ – система постоянного на-
блюдения, анализа и оценки характеристик конструкций и технических
устройств, обеспечивающих надежность и безопасность особых объектов.
МОНИТОРИНГ ПРИРОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ – система
стационарных наблюдений за состоянием природной среды и сооружений
в процессе их строительства, эксплуатации, а также после ликвидации, и
выработка рекомендаций по нормализации экологической обстановки и
инженерной защите сооружений.
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ КОРРОЗИОННОГО – организация
постоянного наблюдения с целью получения информации о состоянии
металлической или железобетонной конструкции (сооружения).
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ – государствен-
ная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды оби-
тания, их анализа, оценки прогноза, а также определения причинно след-
ственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием
факторов среды обитания.
МОНИТОРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ – система постоянного наблю-
дения и контроля за уровнем загрязнения воздуха, воды, почв.
МОНОКОТТУРА (плитка одинарного обжига) – эмалированные плит-
ки одинарного обжига (технология, предусматривающая лишь одну про-
цедуру обжига, которому подвергаются одновременно и основа, и эмаль) с
цветной (красная плитка одинарного обжига) или белой основой (светлая
плитка одинарного обжига) с уплотненной или пористой основой (моно-
пористая плитка), формованные прессованием.
МОНОЛИТ – 1) сплошное твѐрдое тело, частицы которого связаны сила-
ми сцепления; 2) цельная каменная глыба, целое сооружение (например,
памятник) или его часть (например, колонна), высеченные из цельного
камня.
«МОНОЛИТ» – неофициальное разговорное название монолитных и,
реже, монолитно-кирпичных домов; см. дом монолитный.
МОНОЛИТ ГРУНТОВЫЙ – образец грунта (горной породы) опреде-
ленной формы и размера, отобранный без нарушения структуры, которая
свойственна горной породе в естественном залегании.
МОНОЛИТ ИЗОМЕТРИЧЕСКИЙ – монолит, все три измерения кото-
рого приблизительно одинаковы.
МОНОЛИТ ПОЧВЕННЫЙ – образец почвы с ненарушенным строени-
ем почвенного профиля, включающий несколько или все основные гене-
тические горизонты.
МОНОМЕР – вещество, каждая молекула которого может образовать
одно или несколько составных или повторяющихся составных звеньев.
МОНОПОЛИСТ – фирма, которая является единственным продавцом на
рынке и потому выбирает объѐм производства и цену продаж на основе
кривой рыночного спроса.
МОНОПОЛИЯ – исключительное (монопольное) право в какой-либо
сфере деятельности государства, организации, фирмы и т.д.
МОНОПОЛИЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ – монополия, возникающая
в экономике в силу сосредоточения по указанию плановых органов госу-
дарства производства определенной продукции на одном предприятии или
на малом их числе.
МОНОПОЛИЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ – признанная государством монопо-
лия на производство и продажу товаров и (или) оказание услуг. М.е. воз-
никает там, где монополизм естественно обусловлен (например, сфера
действия авторского права), выгоден государству и всему населению в
силу объективных (природных или технических) причин (например, тру-
бопроводные и энергетические сети, железнодорожные магистрали) или
вызван соображениями общественной безопасности.
МОНОПОЛИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ – ситуация на рынке, которая
характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единст-
венного), каждый из которых способен существенно повлиять на общий
объѐм предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляет-
ся определенный контроль над вхождением в данную отрасль др. фирм как
потенциальных конкурентов. Барьеры, ограждающие М.э., могут быть
либо установлены государством (в форме патентов, тарифов и др.), либо
обусловлены превосходством монополиста в используемой им технологии
или управленческим ноу-хау, либо связаны с необходимостью огромных
капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной
отрасли.
МОНОПСОНИЯ – ситуация, возникающая на рынке при наличии только
одного покупателя товаров либо потребителя услуг (монопсониста), кото-
рый в силу своего исключительного положения может диктовать всем
продавцам условия приобретения товаров, и прежде всего их цену.
МОНОПТЕР – античный храм обычно круглый в плане (без целлы и стен
наоса) в виде сквозной перекрытой колоннады, кровля которого поддер-
живается только колоннами. Храмы с колоннадами древние греки называ-
ли «окрыленными».
МОНОРЕЛЬС – подвесная дорога с одним рельсом, по которому пере-
двигаются тележки с ручной тягой или самоходные, часто снабженные
механизмами – тельферы.
МОНОСАД – сад или его часть с явным преобладанием растений какого-
либо одного вида (участок, где культивируются растения, принадлежащие
одному ряду (например, розарий, сиренгарий, иридарий, георгинарий и
т.п.).
МОНПЛЕЗИР – парковый увеселительный павильон, малый дворец.
МОНТАЖ – комплекс производственных операций по установке изделия
или его составных частей на месте использования; в т.ч. сборка, установка
в проектное положение с последующим постоянным закреплением строи-
тельных конструкций или конструктивных элементов для дальнейшей
нормальной эксплуатации здания, сооружения, технологического обору-
дования и др.
МОНТАЖ АРМАТУРЫ – установка арматуры в проектное положение в
соответствии с указаниями о последовательности установки отдельных
элементов, способа их подачи и скрепления узлов.
МОНТАЖ АРМАТУРНЫХ КАРКАСОВ СВАРНЫХ – установка
готовых арматурных каркасов заводского производства в проектное поло-
жение.
МОНТАЖ БЕЗВЫВЕРОЧНЫЙ – монтаж конструкций и оборудова-
ния, имеющих высокую точность обработки контактных поверхностей,
отверстий и гнезд в стыках, без дополнительных перемещений (выверки) и
без инструментального контроля.
МОНТАЖ БЕЗЪЯКОРНЫЙ – монтаж вертикальных конструкций
(аппаратов колонного типа, различных труб), каркасов, этажерок методом
поворота вокруг опорного шарнира с применением портала или мачт,
оснащѐнных полиспастами без использования расчалок, закреплѐнных за
якоря.
МОНТАЖ БЕСКРАНОВЫЙ – монтаж зданий и сооружений без при-
менения монтажных кранов с использованием стационарных или пере-
ставных монтажных средств – шевров, «падающих стрел», домкратов и др.
Пример М.б. – подъем при помощи домкратов по колоннам монолитных
плит зданий, возводимых методом подъема перекрытий.
МОНТАЖ БЛОЧНЫЙ – монтаж конструкций, предварительно укруп-
ненных в плоские (например, колонны фахверка, соединенные прогонами
и связями) или пространственные (например, блок из двух ферм с прого-
нами и связями) блоки. При М.б. непременное требование к пространст-
венному блоку – его геометрическая изменяемость.
МОНТАЖ ВОДОСТОКОВ – монтаж, демонтаж и ремонт водосточных
систем на фасадах зданий. Включает в себя: первичный и повторный (на
старые крепления) М.в., демонтаж старых водостоков, ремонт водостоков
с заменой воронок, отливов и отдельных прямых звеньев.
МОНТАЖ ВЫЖИМАНИЕМ – разновидность безъякорного монтажа
вертикальных конструкций с помощью скользящей по рельсам подпорки.
МОНТАЖ ВЫТАЛКИВАНИЕМ – разновидность безъякорного мон-
тажа вертикальных конструкций с помощью гидравлического подъѐмника.
МОНТАЖ ЗДАНИЯ БОЛЬШЕПРОЛЕТНОГО – монтаж зданий, у
которых расстояние между опорами несущих конструкций покрытия
составляет свыше 40 м. Большепролетные здания проектируются без
промежуточных опор и перекрываются рамными, арочными пространст-
венными висячими и др. конструкциями.
МОНТАЖ ЗДАНИЯ МОБИЛЬНОГО (инвентарного) – сборка и
соединение плоских, линейных и объемных элементов, а также инженер-
ных сетей здания, сооружения или комплекса, установка в рабочее (для
зданий и сооружений контейнерного типа) или проектное (для зданий и
сооружений сборно-разборного типа) положение с закреплением конст-
рукций и различного рода оборудования, мебели, размещение здания или
сооружения на опорах (основании) с подключением к зданию или соору-
жению инженерного технологического оборудования, обеспечивающих
подачу сырья, воды, пара и энергии, устройство заземления и выполнение
других работ, обеспечивающих подготовку и эксплуатацию мобильного
(инвентарного) здания, сооружения или комплекса.
МОНТАЖ ЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО (сооружения промыш-
ленного) – установка в проектное положение сборных конструкций (фун-
даментных блоков и балок, плит перекрытий и покрытий, панелей стен и
др.).
МОНТАЖ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ ВЫСОТНЫХ – мон-
таж линий электропередачи, вытяжных труб, радио- и телевизионной
мачты и др. Для них характерны относительно небольшая площадь опира-
ния, значительная масса и высота, обычно превышающая высоту подъема
грузового крюка наземных стреловых кранов. Эти их особенности предо-
пределили два основных технологических способа монтажа: 1) подъем в
проектное положение в цельно-собранном виде методом поворота вокруг
опорного шарнира или выжиманием; 2) монтаж сооружений из крупных
секций наземными или навесными кранами, монтаж методом подращива-
ния.
МОНТАЖ КОМБИНИРОВАННЫЙ – разновидность монтажа, преду-
сматривающая поочерѐдное использование раздельного и комплексного
методов.
МОНТАЖ КОМПЛЕКСНЫЙ – система организации монтажа соору-
жений, при которой разноимѐнные конструктивные элементы монтируют-
ся в едином, комплексном технологическом потоке.
МОНТАЖ КОМПЛЕКТНО-БЛОЧНЫЙ – организация монтажа обо-
рудования и трубопроводов с максимальным переносом работ со строи-
тельной площадки в условия промышленного производства с агрегирова-
нием оборудования, трубопроводов и конструкций в блоки на предпри-
ятиях-поставщиках, а также на сборочно-комплектовочных предприятиях
строительной индустрии и строительно-монтажных организаций с постав-
кой на стройки в виде комплектов блочных устройств.
МОНТАЖ КОНСТРУКЦИЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ – монтаж
оболочек купольных, сводчатых, структурных и др. покрытий, проводи-
мый по двум основным технологиям: наземная сборка в кондукторах с
последующим подъемом конструкции оболочки в проектное положение;
сборка на проектных отметках.
МОНТАЖ КРУПНОБЛОЧНЫЙ – способ монтажа зданий (сооруже-
ний); сборка зданий и сооружений из крупных геометрически неизменяе-
мых, конструктивно законченных блоков. При М.к. в проектное положе-
ние устанавливают укрупнѐнные пространственные монтажные блоки,
собираемые на стройплощадке из сборных отправочных элементов.
МОНТАЖ КРУПНОЭЛЕМЕНТНЫЙ – сборка зданий и сооружений
из отдельных линейных или плоских крупных конструктивно закончен-
ных элементов (колонн, подстропильных и стропильных ферм, панелей
покрытия и др.). В отдельных случаях, главным образом при монтаже
металлических конструкций, может иметь место предварительное укруп-
нение более мелких отправочных единиц в крупные конструктивно закон-
ченные монтажные элементы, например, полуферм в строительстве фер-
мы.
МОНТАЖ НАВЕСНОЙ – последовательное присоединение монтируе-
мых элементов в горизонтальном или наклонном направлениях к ранее
смонтированным конструкциям с их удержанием на весу до окончатель-
ного закрепления, замоноличивания швов между элементами и достиже-
ния бетоном (раствором) замоноличивания предусмотренной проектом
прочности без установки временных или постоянных опор.
МОНТАЖ НАВЕСНОЙ МОСТОВ – способ монтажа мостов, при
котором пролѐтное строение постепенно наращивается и работает в пери-
од монтажа как консоль без опирания на монтажные стойки.
МОНТАЖ НАДВИЖНОЙ – способ монтажа предварительно собран-
ных на уровне проектного положения конструкций путѐм перемещения их
на место установки по временным рельсовым путям.
МОНТАЖ НАРАЩИВАНИЕМ – способ монтажа, при котором выше-
лежащие элементы последовательно устанавливают на смонтированные
нижележащие элементы.
МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ – комплекс производственных операций
по установке оборудования или его составных частей на месте использо-
вания, выполняемый фирмами-поставщиками (шефмонтаж) или заво-
дскими специализированными бригадами.
МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО – основные
работы на строительстве и реконструкции действующих предприятий по
установке технологического оборудования в проектное положение, закре-
пление, присоединение к нему различных коммуникаций, обеспечиваю-
щих подачу сырья, промежуточных продуктов, готовой продукции, воды,
пара, различных отходов производства, электроэнергии, средств контроля
и автоматики, и доведение его до эксплуатационного состояния.
МОНТАЖ ОГРАНИЧЕННО СВОБОДНЫЙ – способ монтажа, при
котором установка монтируемых элементов производится с ограничением
свободы перемещения за счѐт точечного линейного или плоскостного
фиксирования.
МОНТАЖ ПОВОРОТОМ – способ монтажа, при котором элемент
конструкции укладывают опорной частью на ранее смонтированный
опорный шарнир и устанавливают вращением вокруг него в проектное
положение.
МОНТАЖ ПОДРАЩИВАНИЕМ – способ монтажа, при котором в
начале собираются верхние элементы, а нижележащие элементы последо-
вательно присоединяются к ранее смонтированным после очередного
подъѐма последних.
МОНТАЖ ПОЛНОСБОРНЫЙ – способ монтажа сооружений, при
котором закрепление элементов в проектном положении осуществляется
без замоноличивания.
МОНТАЖ ПОТОЧНО-СОВМЕЩЁННЫЙ – способ монтажа, при
котором совмещаются во времени работы на различных захватках, выпол-
няемые поточными методами.
МОНТАЖ ПОТОЧНЫЙ – способ монтажа, при котором специальные
монтажные звенья или бригады выполняют определѐнный вид работ,
последовательно переключаясь с объекта на объект или с захватки на
захватку.
МОНТАЖ ПОЭЛЕМЕНТНЫЙ – способ монтажа, при котором сбор-
ные элементы устанавливаются в проектное положение последовательно
один за другим, без укрупнения их в блоки.
МОНТАЖ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ – разновидность безвыверочного
монтажа конструкций (оборудования) с применением специальных фик-
сирующих устройств, обеспечивающих ориентирование и установку
конструкций (оборудования) в проектное положение без инструменталь-
ного контроля с полным ограничением свободы случайных перемещений.
МОНТАЖ РАЗДЕЛЬНЫЙ – способ монтажа сооружения, при котором
разноимѐнные конструктивные элементы монтируются самостоятельными
специализированными технологическими потоками.
МОНТАЖ С ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (монтаж «с колес») –
метод монтажа конструкций заводского изготовления, при котором они
доставляются в рабочую зону строительной площадки в определенное
время (в соответствии с почасовым графиком) и непосредственно с транс-
портных средств устанавливаются в проектное положение.
МОНТАЖ СВОБОДНЫЙ – способ монтажа, при котором установка
элементов в проектное положение производится их свободным перемеще-
нием за счѐт сочетания рабочих движений монтажного средства и дейст-
вий монтажников.
МОНТАЖ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ – установка, размещение
и закрепление согласно проекту вентиляционного оборудования и сети
воздуховодов.
МОНТАЖ СИСТЕМ САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ – санитарно-
технические работы, связанные с сооружением систем отопления, венти-
ляции, газоснабжения, горячего водоснабжения, водопровода и канализа-
ции зданий и сооружений. По характеру сооружаемых устройств (систем)
и способам производства работ различают две основные группы работ:
наружные и внутренние.
МОНТАЖ СКОЛЬЖЕНИЕМ – способ монтажа длинномерных конст-
рукций по вертикали, заключающийся в таком их уравновешивании,
чтобы при подъѐме опорная часть скользила по горизонтали на катках.
МОНТАЖ ТРАФАРЕТНЫЙ – способ монтажа, при котором ориенти-
рование и установка монтируемых элементов в проектное положение
производится с ограничением свободы движения за счѐт пространственно-
го фиксирования с помощью особых кондукторов.
МОНУМЕНТ – отдельно стоящий или входящий в архитектурно-
скульптурный комплекс памятник (обычно значительных размеров, пред-
полагающий масштабное, ансамблевое художественное решение) выдаю-
щемуся историческому событию или личности. Обычно М. представляет
собой обелиск, колонну, статую и т.п.
МОНУМЕНТАЛИЗАЦИЯ СРЕДЫ – стремление архитекторов и ди-
зайнеров придать средовым объектам монументальный (величественный,
серьезный, основательный) характер, подчеркивающий значимость объек-
та в жизни человека и общества (правительственные учреждения, банки,
мемориальные ансамбли и пр.). Богатый набор средств М. представлен в
истории архитектуры и искусства: крупный, значительный масштаб, мас-
сивность, простота форм, симметрия, статичность, величественные про-
порции, ясная, спокойная композиция, подчеркнутая тектоничность, мате-
риальность и т.д. В произведении средового искусства степень М. целого
является результатом совпадения проявлений этого свойства в архитек-
турно-пространственной ситуации и в характере сосредоточенной здесь
деятельности и ее вещного оформления.
МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТУРЫ – художественное качест-
во, выражающее общественную значительность архитектурных сооруже-
ний, их долговечность, незыблемость. М. как категория оценки произведе-
ний искусства, соответствующая объектам, производящим впечатление
величиной и мощностью, глубиной содержания. Это субъективная эмо-
ционально-образная дефиниция, относящая произведение к «монумен-
тальному» полюсу школы оценок, противоположному произведениям,
«камерным», «интимным», развлекательным.
МОРГА ЭЗЕМ (вешкезем) – кухонная лавка, вделанная в стену традици-
онной мокшанской избы.
МОРЕ – часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями
подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана гидроло-
гическим и метеорологическим режимом. Чем более замкнуто М. сушей,
тем в большей степени оно отличается от океана; условно М. называют
также некоторые открытые части океанов (например, Саргассово м.) и
некоторые крупные озѐра (например, Каспийское, Мѐртвое), а также зали-
вы (Гудзонов, Мексиканский). По степени обособленности и особенно-
стям гидрологического режима М. подразделяются на внутренние, окра-
инные и межостровные.
МОРЕ ОТКРЫТОЕ – в международном праве часть моря за пределами
территории вод какого-либо государства; находится в общем пользовании
всех государств.
МОРЕ ПОЛУЗАМКНУТОЕ – море, частично ограниченное материками
и отделенное от океана или прилегающего моря островами или цепью
островов (например, Охотское море).
МОРЕНА – отложения обломочного материала, накопленные или пере-
носимые непосредственно ледниками при их движении и выпахивании
ложа; по составу очень разнообразны (от суглинков до валунов), неотсор-
тированы, содержат гальки и валуны с ледниковыми шрамами и полиров-
кой. В зависимости от условий образования различают М. движущиеся
или отложенные. Движущиеся подразделяют на поверхностные (средин-
ная и боковые), внутренние и донные.
МОРЕНА АБЛЯЦИОННАЯ – отложенные морены, возникающие при
стаивании остановившегося ледника (мѐртвого льда) и «сгружении» рых-
лого материала всех морен на поверхность основной морены. М.а. пред-
ставлены преимущественно рыхлыми грубообломочными и песчаными
частицами, что связано с выносом более мелкозернистого материала обра-
зующимися при таянии ледника водами.
МОРЕНА БОКОВАЯ – валы, протягивающиеся вдоль боковых сторон
ледникового языка, сложенные обломочным материалом, поступившим со
склонов (коллювий обрушения и оползания, лавинный материал).
МОРЕНА ВНУТРЕННЯЯ – обломочный материал, располагающийся и
переносимый в толще льда внутренней части ледника. М.в. морен образу-
ется за счѐт обломков, поступающих со снежными лавинами в фирновый
бассейн и вмерзающих в лѐд по мере его образования (в области питания
ледника), а также, отчасти, за счѐт поверхностных (при попадании облом-
ков в трещины) и донных морен (внедрение материала из донной морены
при движении ледника). В сложных ледниках пополнение внутренней
морены может происходить и за счѐт слияния с донными моренами лед-
никовых притоков.
МОРЕНА ДОННАЯ – обломочный материал, оторванный от ложа в
процессе экзарации, и перемещаемый в придонных слоях ледника. Ре-
шающую роль в процессе образования мореносодержащего льда в основа-
нии ледника имеет послойно-пластичное течение и скольжение блоков и
пластин льда по поверхностям срывов, обеспечивающие затаскивание
материала внутрь ледника. С М.д. связан основной объѐм переносимого
ледником обломочного материала.
МОРЕНА КОНЕЧНАЯ (краевая) – валообразные возвышенности,
распространѐнные по периферии ледника, и образующиеся за счѐт «сгру-
жения» обломочного материала при таянии его краевых частей. Среди
М.к. выделяют насыпные (обязанные своим происхождением описанному
механизму «сгружения» обломочного материала) и напорные, образую-
щиеся при напоре края движущегося ледника на уже отложенные насып-
ные морены и коренные породы.
МОРЕНА ОСНОВНАЯ – отложенные морены, образующиеся образу-
ются как в процессе движения ледника, так и при его остановке и стаива-
нии за счѐт отслаивания части донной морены или при донном таянии
ледника.
МОРЕНА ОТЛОЖЕННАЯ – скопления обломочного материала, остав-
ленного ледником после его отступления или стаивания, и образуются за
счѐт всех видов движущихся морен. Среди М.о. выделяют три генетиче-
ских типа: конечные (или краевые), основные и абляционные.
МОРЕНА ПОВЕРХНОСТНАЯ – обломочный материал, расположен-
ный на поверхности ледника. М.п. разделяется на боковые и срединные.
МОРЕНА СРЕДИННАЯ – морена, образующаяся при слиянии ледни-
ков, когда их боковые морены объединяются в один вал.
МОРЕНИЕ – крашение древесины морилкой для усиления ее естествен-
ного цвета, имитации малоценных пород под ценные и подкрашивание
лаком.
МОРИЛКА – краситель естественного происхождения, который изменяет
цвет древесины без затемнения естественной структуры.
МОРИОН – минерал, разновидность природных кристаллов кварца,
имеющих черную окраску. Встречается в пегматитах. Поделочный камень,
пьезоэлектрический материал.
МОРОЗ – температура ниже 0°С.
МОРОЗИЛЬНИК – камера бытового холодильника для быстрого замо-
раживания и хранения скоропортящихся продуктов, в которой поддержи-
вается температура не выше –18°С.
МОРОЗОСТОЙКОСТЬ – свойство (способность) насыщенного водой
материала (бетона, кирпича, горной породы и т.п.) выдерживать много-
кратное требуемое по условиям долговечности, число циклов поперемен-
ного замораживания и оттаивания без видимых признаков разрушения, а
также снижения прочности и ухудшения иных свойств ниже установлен-
ного предела. Показатель М. – коэффициент М. (Кмрз).
МОРОЗОСТОЙКОСТЬ БЕТОНА – показатель качества бетона, харак-
теризуемый способностью сохранять физико-механические свойства при
многократном воздействии попеременного замораживания на воздухе и
оттаивания (над водой) и характеризующийся маркой по морозостойкости
F.
МОРОЗОСТОЙКОСТЬ ПЛИТКИ КЕРАМИЧЕСКОЙ – способность
плитки выдерживать при определенных условиях определенное число
циклов замораживания и оттаивания без последующего появления дефек-
тов на глазурованной поверхности и (или) разрушения черепка.
МОРОЗОСТОЙКОСТЬ РАСТВОРА – способность затвердевшего
строительного раствора выдерживать многократное попеременное замо-
раживание и оттаивание в водонасыщенном состоянии без признаков
разрушения.
МОРОЗОСТОЙКОСТЬ ЦЕМЕНТА – способность цементного камня
противостоять многократному попеременному замораживанию и оттаива-
нию.
МОРОСЬ – атмосферные осадки в виде мелких капель диаметром мень-
ше 0,5 мм, очень медленно выпадающие из облаков или тумана.
МОРФОЛОГИЯ – 1) наука о форме и строении материалов (организ-
мов); 2) собственно форма и строение материалов (организмов).
МОРФОЛОГИЯ В ДИЗАЙНЕ – наука о форме и строении объектов
архитектурного и дизайнерского проектирования, которая исследует
закономерности их объѐмно-пространственной организации и формообра-
зования, в т.ч. вопросы динамики этих форм и структур в зависимости от
изменения функционального содержания этих объектов, особенностей их
производства (сооружения), развития и амортизации и в связи с преобра-
зованиями внешних условий (контекста) их существования и эксплуатаци-
онное описание соответствующих объектов.
МОРФОЛОГИЯ ЛАНДШАФТА – раздел ландшафтоведения, изучаю-
щий морфологическое строение ландшафта географического и его струк-
турные части (местности, урочища, фации).
МОРФОСКУЛЬПТУРЫ – относительно небольшие формы рельефа
земной поверхности, в образовании которых главную роль играют экзо-
генные процессы (речные долины, овраги, моренные гряды и др.).
МОРФОСТРУКТУРЫ – крупные формы рельефа земной поверхности,
ведущая роль в образовании которых принадлежит эндогенным процессам
(например, равнинно-платформенные и горные области суши, впадины
океанов). М. второго порядка – отдельные возвышенности, массивы,
хребты и др.
МОРЩИНЫ ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ – дефект, представ-
ляющий собой экстремальную форму образования оспин на лакокрасоч-
ном покрытии, характер которой отражен в названии. См. также оспины
лакокрасочного покрытия.
МОСТ – 1) инженерное сооружение для пропуска транспортного пути над
естественным или искусственным препятствием (река, овраг, дорога) и
состоящее из опор и одного или нескольких пролетных строений (проме-
жуточные опоры называются быками, крайние – устоями). Различают
собственно М. (через реки и др. водотоки, виадуки) и эстакады (через
безводные препятствия), путепроводы (через дороги). По назначению М.
подразделяются на автодорожные, железнодорожные, пешеходные, со-
вмещѐнные и др., по материалу основных конструкций – на каменные,
железобетонные, стальные, деревянные. В зависимости от конструктивной
схемы пролѐтных строений М. бывают балочные, арочные, рамные, кон-
сольные, висячие, комбинированные. Особая группа М. – наплавные,
разводные и сборно-разборные. 2) В деревянном зодчестве М. – перекры-
тие, пол деревянного рубленого строения; 3) Верхние сени двухэтажной
избы, примыкающие к крытому двору крестьянской усадьбы.
МОСТ АВТОДОРОЖНЫЙ – мост, предназначенный для движения
безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
МОСТ АРОЧНЫЙ – мост, несущая конструкция пролѐтных строений
которого выполнена в виде арок, арочных ферм или свода.
МОСТ БАЛОЧНЫЙ – мост с пролетными строениями, основными
несущими конструкциями которых служат балки или балочные фермы.
Различают простые балочные пролетные строения, опирающиеся на 2
опоры, и неразрезные, опирающиеся на 3 опоры и более. Пролетные
строения М.б. выполняют из металла (сталь, алюминий), железобетона или
дерева. По статической схеме различают: разрезные, температурно-
неразрезные, неразрезные, консольные.
МОСТ ВАНТОВЫЙ – висячий мост, несущая конструкция пролѐтного
строения которого поддерживается вантами или вантовыми фермами,
закрепляемыми на пилонах и выполняющими функции упругих опор.
Жесткое полотно дороги поддерживается тросами, закрепленными непо-
средственно на опорах. Использование высокопрочных стальных тросов
позволяет экономить материалы, снизить затраты, а также делает конст-
рукцию более легкой. Различают: по восприятию распора (распорные,
безраспорные), по числу плоскостей вант (одна или две), по взаимному
положению вант («пучок» – радиальное; «арфа» – ярусно-параллельное;
«веер» – ярусно-расходящееся; «звезда» – ярусно-сходящееся).
МОСТ ВЗВОДНЫЙ – мост, возведенный на сваях.
МОСТ ВИСЯЧИЙ – мост, несущая конструкция пролѐтного строения
которого (балки жѐсткости) поддерживается висячими поясами из высо-
копрочных кабелей, тросов, канатов или шарнирных цепей, закрепляемы-
ми на пилонах. Основная несущая конструкция М.в. работает исключи-
тельно на растяжение. Различают безраспорный (висячий мост, у которого
горизонтальная составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается
на балку жесткости), распорный (висячий мост, у которого горизонтальная
составляющая усилий, возникающих в кабелях, передается на анкерные
опоры).
МОСТ ВОЗВОДНЫЙ – 1) подъемный мост при оборонительном соору-
жении; 2) взводный мост.
МОСТ ВРЕМЕННЫЙ – мост, предназначенный для ограниченного
срока службы. Как правило, М.в. строятся деревянными, поэтому срок
службы таких мостов не превышает срока службы древесины (10-15 лет).
Деревянные М.в. (или деревянные опоры моста) применяются в период
постройки железной дороги или при восстановлении, на временных обхо-
дах, до постройки постоянного моста.
МОСТ ВЫСОКОВОДНЫЙ – мост с высоким подмостовым габаритом;
пролетное строение М.в. находится над рекой на уровне, обеспечивающем
свободный пропуск паводка, ледохода, сплавного леса и судов.
МОСТ ГОРОДСКОЙ – мост для движения транспорта (автомобилей,
поездов магистральных железных дорог и метрополитена, трамваев) и
пешеходов, прокладки коммуникаций, расположенный в черте города.
МОСТ ДВУХЪЯРУСНЫЙ – мост, по которому движение транспортных
средств осуществляется в двух уровнях (ярусах).
МОСТ ДЕРЕВЯННЫЙ – мост с деревянными пролетными строениями
и опорами. Основные системы М.д.: балочная, балочно-подкосная, с ре-
шетчатыми фермами, арочные и комбинированные. М.д. могут иметь и
бетонные (массивные) опоры.
МОСТ ДЕРЕВЯННЫЙ НАПЛАВНОЙ – наплавные мосты (обычно
предназначаемые для автогужевого движения), строящиеся обычно в тех
случаях, когда большая глубина воды или сильный ледоход делают прак-
тически невозможным устройство деревянного моста на свайных или
ряжевых опорах.
МОСТ ДОРОЖНЫЙ – сооружения для пропуска по ним автомобильной
дороги через реку, овраг или другое препятствие.
МОСТ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ – сооружение для перевода дороги через
какое-либо препятствие.
МОСТ ЖИВОЙ – деревянный мост на плавающих брѐвнах.
МОСТ ЗАДНИЙ – комплекс узлов самоходных машин (например, авто-
мобиля, трактора), обычно передающий движителю крутящий момент от
карданного вала или коробки передач и вертикальную нагрузку от кузова
(рамы), а от движителя – окружные и боковые усилия на кузов (раму).
МОСТ ЗАТОПЛЯЕМЫЙ – низководный мост, затопляемый при павод-
ке.
МОСТ ЗЕМЛЯНОЙ – земляная насыпь с дорогой поверху, защищающая
местность от разлива воды либо разделяющая водоемы. См. также дамба.
МОСТ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ – устройство для измерения электрических
сопротивлений, ѐмкостей, индуктивностей и т.д. методом сравнения с
образцовой мерой; выполнено по схеме мостовой цепи с гальванометром в
качестве нуль-индикатора.
МОСТ КАБЕЛЬНЫЙ – висячий мост на проволочных тросах.
МОСТ КАМЕННЫЙ – мост с каменным пролетным строением; состоит
из устоев, сводов и надсводной эстакады с гидроизоляционным покрыти-
ем.
МОСТ-КАНАЛ – мост, предназначенный для пропуска канала, часто
судоходного.
МОСТ КОСОЙ – мост, продольная ось которого пересекает ось препят-
ствия под косым углом.
МОСТ КРАНА – несущая конструкция грузоподъемных кранов мостово-
го типа, предназначенная для движения по ней грузовой тележки, или
конструкция между опорами козлового или полукозлового крана.
МОСТ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ – мост, пролетные строения которого
выполнены из металла.
МОСТ НАПЛАВНОЙ – мост на плавучих опорах, состоящий из плаву-
чей части, представляющей собой ряд балок или ферм, опирающихся на
плавучие опоры; въездов на мост в виде насыпи или эстакады; сопрягаю-
щей части, расположенной между плавучей частью и въездами и предна-
значенной для обеспечения возможности движения по мосту при измене-
нии горизонта воды; разводной части или выводного звена для пропуска
судов. М.н. могут быть понтонными (временными и постоянными), дере-
вянными плотовыми и плашкоутными. М.н. постоянного типа строятся в
устьях крупных рек или через морские проливы, при очень большой глу-
бине воды или при грунтовых условиях, требующих глубокого заложения
фундаментов, вследствие чего сооружение моста на неплавучих опорах
технически сложно и/или экономически нецелесообразно.
МОСТ НИЗКОВОДНЫЙ – мост, который незначит