Возраст проектный материалов дороги укреплен-
НЫХ – время, в течение которого должно быть обеспечено достижение
укрепленными материалами автомобильной дороги требований по норми-
руемым физико-механическим показателям: 28 суток – при применении в
качестве вяжущего цемента, 90 суток – при применении вяжущих на
основе техногенных отходов (активных зол уноса, металлургических
шлаков).
ВОЗРАСТ РАДИОМЕТРИЧЕСКИЙ (возраст изотопный, возраст
абсолютный) – возраст минералов и горных пород (в млн. и тыс. лет), а
также органических остатков, определяемый по накоплению в них про-
дуктов распада природных радионуклидов.
ВОЗРАСТ РУБКИ ЛЕСА – возраст начала рубки древостоев.
ВОЗРАСТ СПЕЛОСТИ ЛЕСА – состояние, в наибольшей степени
соответствующее функциональному назначению лесов. Различают естест-
венную, техническую, защитную и другие виды спелости, возраст которых
может определять возраст рубки древостоев.
ВОЗРАСТ ТРУДОСПОСОБНЫЙ – возраст, в котором человек спосо-
бен к трудовой деятельности, имеет право трудиться. В России В.т. уста-
новлен для мужчин 16-59 лет, для женщин 16-54 года.
ВОЗРОЖДЕНИЕ – см. Ренессанс.
ВОЙЛОК – группа органических материалов (текстильный материал),
характеризующаяся волокнистым строением. Получают В. валянием
шерстяных (реже минеральных и химических) волокон, а также из мине-
ральной ваты (на битумной связке). Используют главным образом в каче-
стве прокладочного, а также тепло- и звукоизоляционного материала.
ВОЙЛОК МИНЕРАЛОВАТНЫЙ – плоское теплоизоляционное изде-
лие из минеральной ваты и связующего вещества.
ВОЙЛОК СТРОИТЕЛЬНЫЙ – рулонный либо листовой изоляцион-
ный материал, изготавливающийся из низкосортной шерсти (отходов
шерстяного и мехового производства), растительных волокон и клея.
Плотность 0,15 г/см3. В.с. используется для теплоизоляции различного
оборудования, трубопроводов и т.п., тепловой и звуковой изоляции под
штукатурку стен и потолков, обивки дверей и конопатки оконных и двер-
ных коробок.
ВОЙО – см. вай.
ВОКЗАЛ – 1) расположенный на одном остановочном пункте комплекс
зданий, сооружений и устройств для обслуживания пассажиров, проведе-
ния билетных и багажных операций, управления движением транспорт-
ных средств и размещения служебного персонала; различают автовокзалы,
аэровокзалы, железнодорожные, морские, речные, а также объединѐнные,
или комплексные (например, железнодорожно-автобусные); 2) название
парка и увеселительного заведения близ Лондона (XVII в.); в России пер-
воначально (с XIX в.) – место общественных увеселений, публичных
концертов (воксал); загородный зал для танцев и концертов, с рестораном.
ВОКЗАЛ АВТОБУСНЫЙ (автовокзал) – комплекс сооружений для
обслуживания пассажиров конечных и транзитных пунктов междугород-
ных или пригородных маршрутов автобусных перевозок.
ВОКЗАЛ БОКОВОЙ – железнодорожный вокзал, расположенный по
одну сторону от путей.
ВОКЗАЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ – комплекс зданий, сооружений и
устройств с единым административным подчинением, расположенный на
одной железнодорожной станции (раздельном или остановочном пункте) и
предназначенный для обслуживания пассажиров.
ВОКЗАЛ МОРСКОЙ – здание или комплекс зданий, сооружений и
устройств для обслуживания пассажиров в морских портах.
ВОКЗАЛ ОБЪЕДИНЕННЫЙ – здание (или комплекс зданий и соору-
жений), предназначенное для обслуживания пассажиров двух или не-
скольких видов транспорта.
ВОКЗАЛ ОСТРОВНОЙ – железнодорожный вокзал, расположенный на
уширенном участке между путями.
ВОКЗАЛ РЕЧНОЙ – здание (или комплекс зданий), сооружение и уст-
ройства для обслуживания пассажиров в речных портах и на пристанях.
ВОКЗАЛ ТУПИКОВЫЙ – вокзал, расположенный на конечном пункте,
где производится формирование транспортных средств: поездов, судов,
автобусов, самолѐтов.
ВОЛЛАСТОНИТ (шпат дощатый) – минерал подкласса цепочечных
силикатов, Са3[Si3O9], основу которого составляет силикат кальция
(CaSiO3). Белые, лучистые и скорлуповатые агрегаты. Имеет волокнистую
структуру в виде кристаллов игольчатой формы, что позволяет использо-
вать его в качестве наполнителя в красках. Твердость 5-5,5; плотность 2,9-
3,0 г/см3. По происхождению – контактово-метаморфический. Сырьѐ для
тонкой керамики; звуко- и теплоизоляционный материал.
ВОЛНА – перенос энергии в упругой среде посредством колебаний ее
частиц.
ВОЛНА БЕГУЩАЯ – 1) волна, которая при распространении в среде
переносит энергию (в отличие от стоячей волны), например упругая волна
в стержне, столбе газа, жидкости, электромагнитная волна вдоль длинной
линии, в волноводе; 2) (меандр криволинейный) протяженный орнамен-
тальный мотив, объединяющий в мерном ритме ряд спиралей, направлен-
ных в одну сторону.
ВОЛНА ВЗРЫВНАЯ – ударная волна (распространяющийся с большой
скоростью скачок давления в атмосфере сжато-разреженной массы возду-
ха), возникающая при взрыве. Фронт В.в. движется от центра взрыва со
скоростью, превышающей скорость звука, при этом поверхность фронта
В.в. монотонно увеличивается, а скорость еѐ движения и интенсивность
убывают.
ВОЛНА ЛИСТА АСБЕСТОЦЕМЕНТНОГО – часть волнистого листа
асбестоцементного, ограниченная выпуклыми полуцилиндрическими
образующими, отстоящими друг от друга на величину, равную шагу вол-
ны.
ВОЛНА НА ПОКРЫТИИ ДОРОЖНОМ – разновидность деформаций
верхнего слоя дорожных покрытий, происходящих при излишне пластич-
ном материале покрытия под влиянием высокой температуры и касатель-
ных воздействий колес автомобилей.
ВОЛНА НЕЗАТУХАЮЩАЯ (волна непрерывная) – непрерывная
волна, имеющая постоянную амплитуду и частоту.
ВОЛНА ПЛОСКАЯ – волна, в которой частицы с одной фазой колеба-
ний лежат на плоских параллельных поверхностях.
ВОЛНА ПОПЕРЕЧНАЯ (волна сдвиговая) – волна, в которой направ-
ления колебаний частиц в любой точке среды перпендикулярны направле-
нию распространения.
ВОЛНА ПРОДОЛЬНАЯ (волна сжатия-разряжения) – волна, в кото-
рой направление колебаний частиц среды совпадает с направлением рас-
пространения волны.
ВОЛНА СВЕТОВАЯ – электромагнитная волна видимого диапазона
длин волн (см. свет). Частота В.с. (или набор частот) определяет «цвет».
Энергия, переносимая В.с., пропорциональна квадрату еѐ амплитуды.
ВОЛНА СДВИГОВАЯ – см. волна поперечная.
ВОЛНА СЕЙСМИЧЕСКАЯ – упругие колебания, распространяющиеся
в Земле от очагов землетрясении, взрывов и др. источников. Продольные
В.с. – волны сжатия (колебания частиц среды осуществляются в направле-
нии сейсмического луча); поперечные В.с. – волны сдвига (колебания
частиц среды происходят в направлении, перпендикулярном лучу).
ВОЛНА СЖАТИЯ ВЗРЫВНАЯ – взрывная волна, не имеющая ударно-
го фронта, характерна постепенным повышением значений избыточного
давления и скоростного напора до максимальных значений.
ВОЛНА СЖАТИЯ-РАЗРЯЖЕНИЯ – см. волна продольная.
ВОЛНА СФЕРИЧЕСКАЯ – волна со сферическими фронтами.
ВОЛНА ТЕМПЕРАТУРНАЯ – распространяющиеся в средах периоди-
ческие колебания температуры, обусловленные периодичностью поступ-
ления теплоты от источника или периодическим изменением какой-либо
величины, определяющей теплопроводность среды.
ВОЛНА УДАРНАЯ – распространяющаяся со сверхзвуковой скоростью
тонкая переходная область, в газе, жидкости или в твердом теле, в которой
происходит резкое увеличение плотности, давления и температуры веще-
ства. К наиболее характерным случаям относятся В.у., возникающие при
взрывах, полѐте тел со сверхзвуковой скоростью и т.д. В.у. при взрыве
может поражать людей и животных, разрушать сооружения, уничтожать и
повреждать технику. В сфере строительства В.у. чаще всего представлена
как кратковременная динамическая нагрузка, возникающая при ударении
тел конечной массы о сооружение.
ВОЛНА УЛЬТРАЗВУКОВАЯ – упругая волна, частота которой превы-
шает порог слышимости человеческого уха (обычно выше 20 кГц).
ВОЛНА УПРУГАЯ – механические возмущения (обратимые периодиче-
ские изменения положения частиц в сплошной среде), распространяющие-
ся в упругой (твѐрдой, жидкой или газообразной) среде. Возникают при
колебаниях твердых тел, взрывах, землетрясениях; звук также является
В.у.
ВОЛНА ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ – волна с цилиндрическими фронтами.
ВОЛНИРОВКА – придание волнистого профиля свежесформованным
асбестоцементным заготовкам.
ВОЛНИРОВЩИК – машина для волнировки и калибровки профиля
асбестоцементных заготовок.
ВОЛНИСТОСТЬ – дефект строительных изделий (керамической плитки,
огнеупорных изделий, деревянного шпона и т.п.