Материал для повторения. Ø Ранний возраст − возраст овладения предметной деятельностью

Ø Ранний возраст − возраст овладения предметной деятельностью, сущность которой − действия с предметами в соответствии с их общественно выра­ботанным значением. Предметная деятельность осваивается как путем подражания, так и путем специального обучения.

Ø В предметной деятельности ребенок усваивает назначение предметов. Он овладе­вает орудийными, соотносящими и собственно пред­метными действиями. У ребенка изменяется характер ориентировки в окружающем: от ориентировки «что такое?» к ориентировке «что с этим можно делать?»

Ø Предметная деятельность не является отдельным видом деятельности, она представляет собой форму активности ребенка, в ко­торой он овладевает структурой человеческой дея­тельности, присваивает ее. Овладевая предметной дея­тельностью, ребенок психологически входит в мир постоянных предметов с опреде­ленными способами их употребления.

Ø Игра в раннем возрасте характеризуется тем, что ребенок выполняет действия с предметами в воображаемой ситуации, заменяет один предмет другим (использу­ет предметы-заместители). Ребенок еще не берет на себя игровую роль, но он уже осознаёт, что действует «как взрослый». В игре выделяется элементарный сюжет, который реализуется через выполнение це­почки игровых действий.

Ø Изобразительная деятель­ность наблюдается, когда ребенок узнаёт в сделанном им изображении предмет или у него появляется намерение изобразить что-либо, о чем он сообщает словесно.

Ø В структуре сознания ведущую роль выполняет восприятие: ребенок отражает окружающий мир с помощью восприятия, а другие психические функ­ции подчинены ему. За восприятием непо­средственно следуют действия ребенка с предмета­ми, имеющими для него огромную притягательную силу. С помощью мышления ребенок устанавливает связи и отношения между наглядно воспринимаемы­ми предметами. Речь ребенка развивается в связи с обозначением предметов и действий с ними.

Ø На третьем году жизни ребенок уже может «отрываться» от фиксиро­ванных значений предмета, действовать с ним про­извольно. Это выражается в возникновении симво­лической функции сознания, когда ребенок исполь­зует один предмет вместо другого (замещение).

Ø К трем годам ребенок свободно пользуется речью как средством общения с окружающими. С помощью речи ребенок усваивает названия предметов, начи­нает их обобщать.

Ø Основные изменения в личности ребенка связаны с открытием им своего «я». Он психологически отде­ляет себя от других людей, осознает свои действия, чувствует себя источником действия. Закладывают­ся базовые элементы самосознания – осознание имени, внешнего облика, половой принадлежности. Во второй половине раннего возраста появляется употребление личных местоимений по отношению к самому себе.

Ø Психологические новообразования раннего возра­ста (смысловое строение сознания, символическая функция, система «я») приходят в несоответствие с положением ребенка среди других людей как ма­ленького. Возникает самый яркий кризис – кризис трех лет с симптомами упрямства, негативизма, строптивости, чувства гордости за свои достижения.

Проблемно-дискуссионные вопросы:

1. Почему игровые действия у ребенка раннего возраста не могут появиться раньше соответствующих предметных действий?

2. Когда по отношению к ребенку можно сказать, что этот ребенок умеет рисовать? По каким критериям это можно определить?

3. Как вы считаете, является ли случайным совпадением то, что в раннем возрасте ведущей является предметно-манипулятивная деятельность, и сензитивный период в развитии речи детей также приходится на ранний возраст?

4. Как объяснить известный феномен «амнезии раннего возраста»: взрослые помнят себя, как правило, после двух с половиной лет?

5. Почему К. Бюлер назвал ранний возраст «шимпанзеподобным» возрастом?

6. Объясните, с точки зрения основных тенденций развития в раннем возрасте, почему на ребенка сильнее воздействует то, что он видит, по сравнению с тем, что ему говорят взрослые.

7. Как объяснить тот факт, что первые неологизмы в речи ребенка наблюдаются уже в раннем возрасте?

8. Объясните следующее высказывание Л. С. Выготского: «Сознавать вообще для ребенка раннего возраста – еще не означает воспринимать и перерабатывать воспринимаемое с помощью внимания, памяти, мышления. Все эти функции еще не дифференцировались, они действуют в сознании целостно, подчиняясь восприятию постольку, поскольку они участвуют в процессе восприятия» (Собр. соч., том 4, с. 343).

9. Почему симптомы кризиса трех лет ребенок чаще демонстрирует по отношению к родителям и значительно реже – по отношению к воспитателям?

10. Почему только к концу раннего возраста дети усваивают, сколько им лет, мальчики они или девочки?

11. Объясните, почему многие родители считают, что труднее всего воспитывать ребенка раннего возраста, особенного на втором году жизни, даже по сравнению с младенцем.

Наши рекомендации