Служебные и вспомогательные здания и сооружения

К ним относятся также здания и сооружения, предназначенные для берегового комплексного обслуживания судов.

Комплексное обслуживание судов включает в себя услуги:

· портово–эксплуатационные: лоцманская проводка, предоставление судну причала, оформление грузовых документов;

· снабжение: материально – техническое, продовольственное, топливом, маслами, водой, береговой электроэнергией;

· ремонтно–технические работы: межрейсовый ремонт судна, ремонт электронавигационных приборов и средств автоматизации;

· санитарно–технические работы;

· медицинское и культурно–бытовое и т.п.

В выполнении этих работ принимают участие разные предприятия и организации, а для обеспечения этой деятельности в портах возводят соответствующие здания и сооружения. Это производственные: (склады, морские вокзалы, пассажирские павильоны); подсобные производственные (ремонтные мастерские, гаражи погрузчиков, зарядные станции, центральный материальный склад, инвентарные склады грузовых районов); обслуживающего назначения (административно – конторские, помещения для обслуживания рабочих, учебные помещения, поликлиники); вспомогательного назначения (энергохозяйства, транспорта, связи, водоснабжения, канализации, теплофикации и т.п.) и т.д.

По организационному признаку эти здания и сооружения объединяются в блоки; портоуправление (управление, таможня и т.д.), оперативный корпус (диспетчеры, лоцмана, инфлот); службы района, мастерские, морской вокзал и т.д.

Портовый флот

Порты, особенно крупные, располагают портовым флотом широкой номенклатуры, для которого требуется своя акватория и причальный фронт.

К судам портофлота относят:

· портовые буксиры–кантовщики, обеспечивающие маневровые операции в портах;

· буксиры морские, производящие буксировку несамоходных судов в портах, осуществляющие местные перевозки.

· катера портовые: (рабочие - для буксировки несамоходных плавсредств, перевозки рабочих и снабжения; рейдовые – для доставки экипажей судов с рейдов; служебно–разъездной – для перевозки рабочих и работников органов надзора; швартовый – для заводки швартовых концов; и т.д.).

· лоцманские суда и катера, для лоцманской проводки судов в портах и доставки лоцманов на борт судна;

· бункеровщики жидким топливом и маслами в процессе грузовых операций;

· бункеровщики–водолеи, для бункеровки судов водой;

· суда, предназначенные для предотвращения загрязнения акватории;

· пожарные суда;

· ледокольные суда, для ледокольной проводки в портах;

· плавкраны;

· пассажирские суда для пригородных сообщений.

Длина причалов, глубина и возвышение кордона причалов для портофлота определяют аналогично грузовым причалам.

В портах предусматривают также дополнительные причалы для вспомогательного и технического флота: морских спасателей, водолазных ботов, и т.п.

Количество и номенклатура портофлота определяется в зависимости от структуры флота, обслуживаемого портом, интенсивности движения на акватории, особенностей климатических, экологических требований по безопасному обеспечению всех технологических операций с транспортными судами на период их стоянок в портах.

Расчетное число судов, какого – либо типа в эксплуатации определяется по формуле:

Служебные и вспомогательные здания и сооружения - student2.ru (12.1)

где Qi - объем работы судов i – го типа в месяц наибольшей загрузки в судо-часах;

Fi – бюджет рабочего времени судов i – го типа в месяц в часах - учитывает потери времени на навигационный ремонт, прием топлива и грузов материально – технического снабжения, простои по метеорологическим причинам для самоходных судов;

Ki –коэффициент использования бюджета рабочего времени, (портовый буксир Ki = 0,65; бункеровщики Ki = 0,05; лоцманские Ki = 0,40; буксиры морские Ki = 0,80).

Инженерные сети порта

Для нормального функционирования порта служат инженерные сети, включающие в себя сети электроснабжения, связи, водоснабжения, канализации и теплоснабжения.

Электрическое хозяйство порта состоит из группы сильных токов (питание портового перегрузочного оборудования, освещение порта) и группы слабых токов (телеграф, телефон, радиосвязь, пожарная сигнализация).

Потребление электроэнергии в портах распределяется примерно следующим образом: 70% общей установленной мощности расходуется перегрузочными подъемно – транспортными машинами и механизмами; 18% - вспомогательным оборудованием; 12% на освещение и другие нужды порта. Электроснабжение порта должно быть надежным и бесперебойным. Для этого питание электроэнергией производят от двух независимых источников по самостоятельным линиям электропередачи.

Схема питания порта электроэнергией.

РЭС  
     
  ГПП
     
  РП
   
       

│ │ │

ТП1   ТП2   ТП3
   

│ │ │

ПУ   ПУ   ПУ   ПУ

Электроэнергия от районной электростанции (РЭС) передается на главную понизительную подстанцию (ГПП), снижающая напряжение с 35÷100 Кв до 6÷10 Кв. ГПП обычно располагается в центре потребителей энергии. Питающая линия от РЭС до ГПП преимущественно воздушная. ГПП находится в тыловой зоне в удалении от пылящих грузов.

Распределительные пункты (РП) также размещают в тыловой зоне, что позволяет сократить число кабелей высокого напряжения. Понижающие трансформаторные подстанции (ТП), от которых осуществляется непосредственное питание электроэнергией всех основных потребителей, располагают вблизи от подключающих устройств. Обычно одна ТП обслуживает 2 причала. Расстояние между ТП около 400 м, а от ТП до линии кордона ~ 50-60 м кабели от ТП к ПУ напряжением 380 или 220 В прокладывается в траншеях, перекрываемых съемными плитами.

Перегрузочные машины (передвижные краны и т.п.), подключаются с помощью шлангового, кабаля к электроколонкам наземного, подземного или навесного типа, располагаемые на причале вдоль прикордонного подкрановых рельсов (обычно ≤ 40 м), напряжение в электроколонках 380 или 660 В.

Электроколонки для снабжения судов от береговых сетей (380 В) располагаются вдоль кордона в одну линию с крановыми электроколонками. На одном причале располагают 2 колонки, которые подключены к отдельной линии, снабженной прибором учета расхода электроэнергии. Электроколонки тыловых кранов устанавливаются за тыловым подкрановым рельсом на расстоянии 35-40 м друг от друга.

Контейнерные и другие перегружатели, работающие от сети 6-10 Кв, подключаются индивидуально к распределительному устройству ближайшей подстанции.

Шланговые высоковольтные кабели при сматывании с барабана на кране или перегружателе укладываются в лотки или канавки, которые устраиваются в бетонном покрытии причала.

Наружное освещение портовой территории: рабочее, дежурное и охранное. Рабочее освещение (380-220 В) включается при выполнении грузовых работ – наиболее энергоемкое. Дежурное освещение включается в то время, когда работы не производятся. Охранное освещение включается вдоль охраняемых границ порта. Устанавливают их на местах или зданиях достаточной высоты. Высота мачт освещения типовая: 21, 28, 35, 45 м. расстояние между прожекторными мачтами 200-250 м на мачтах до 30-60 прожекторов.

Освещенность территории устанавливается по нормам для причалов генеральных грузов – 20 лк, навалочных и зерновых – 5 лк, в трюмах судов и в местах грузовых операций 10…30 лк, в местах работы весовщиков и тальманов – 40лк.

Усиленное освещение применяют в зонах работы промышленного телевидения.

Сети связи и сигнализации.

В морских портах прокладываются следующие сети связи:

· комплексная телефонная сеть, в т.ч. производственная автоматическая телевизионная связь, диспетчерская телесвязь и т.п.;

· сеть распределительно – поисковой громкоговорящей связи;

· сеть радиолокации;

· сеть диспетчерского TV.

На причалах предусматривается возможность подключения судов к береговой телефонной сети. Грузовые терминалы поддерживают двухстороннюю радио телефонную связь с каждым перегружателем, краном, авто контейнеровозом, бригадирами докеров. Многие порты имеют свои приемно–передающие радиоцентры для связи с транспортными судами.

Сети теплоснабжения.

Теплоснабжение необходимо для отопления, вентиляции и получения горячей воды. Обеспечивается от централизованных городских ТЭЦ, от местных котельных порта. Потребителями тепла в порту являются: служебно–производственные, бытовые здания, отапливаемые склады, иногда пришвартованные суда. В качестве теплоносителей используется перегретая вода с t0=70-1500С, пар давлением 0,6-1,6 МПа. Пар используется, как правило, для технических нужд (например разогрев нефтепродуктов). Тепловые сети выполняются из стальных труб. Топливо: жидкое, твердое, газ.

Сети водоснабжения и канализации.

Для снабжения водой судов и береговых потребителей в портах устраивается централизованный водопровод, объединенный для хозяйственно – противопожарных нужд. Система водоснабжения должна обеспечивать:

а) снабжение объектов порта и судов водой питьевого качества;

б) потребности пожаротушения на территории порта;

в) потребности производственных объектов порта в воде, не обладающей питьевыми качествами (мойка машин, охлаждение агрегатов и т.п.)

Канализация является важным элементом в благоустройстве порта. Порты обычно имеют раздельные канализационные сети: ливневую и производственно – фекальную. Канализационные сети предназначены для приема и отвода: а) бытовых сточных вод, б) загрязненных производственных вод, подлежащих обработке на очистных сооружениях; в) атмосферных и дренажных вод; г) атмосферных и условно чистых производственных вод (например, конденсационных вод, вод охлаждения компрессоров; д) всех видов сточных вод.

Сброс с берега и с судов неочищенных бытовых и загрязненных производственных сточных вод и выбрасывание твердых отходов и мусора в пределах акватории порта запрещается.

Наши рекомендации