Здания (сооружения) и оборудование

В этом разделе описываются сооружения и оборудование, доступное для вашего бизнеса. Расположение производственных и других объектов, как правило, является одним из наиболее важных факторов успеха. Описание расположения бизнеса может включать следующее:

· географическое расположение вашего бизнеса (штаб-квартира компании, магазины розничной торговли, филиалы, заводы, центры дистрибуции, склады и т.д.);

· площадь производственной зоны, офисов, розничных магазинов, зоны погрузки и т.д.;

· близость к рабочей силе;

· доступ к транспортировке, как например: аэропорт, магистраль;

· доступ к отгрузке (по воздуху, железнодорожным транспортом, морем, по суше);

· близость к основным поставщикам;

· близость к вашем целевым клиентам.

После краткого описания расположения бизнеса приведите список наиболее значимых сооружений и оборудования. Включите производственное оборудование, транспортные средства, торговое оборудование, офисное оборудование и мебель.

Опишите свои производственные мощности – текущие, будущие – и любые шаги по расширению. Производственные мощности являются мерой того, какой объем работ могут выполнить ваши помещения, рабочая сила и оборудование. Прокомментируйте, как вы будете расти в пределах существующих сооружений и оборудования средств и как вы планируете их расширить. Используйте ваш план продаж и прогноз производственных мощностей, чтобы разработать план производства.

Укажите стоимость коммунальных услуг и технического обслуживания. Расходы на коммунальные услуги включают стоимость газа, воды и электричества. Расходы на техническое обслуживание включают стоимость услуг по уборке, вывоза мусора и т.д.

Рабочая сила

Следующим шагом будет планирование вашей рабочей силы. Доступность квалифицированной рабочей силы является еще одним фактором успеха. Какие сотрудники вам требуются для производства вашего продукта или услуги? Вы используете временную рабочую силу, нанимаете подрядчиков или отдаете на аутсорсинг части производственного процесса?

Укажите общее количество сотрудников, включая постоянно занятых и временных, работающих полный рабочий день и неполный рабочий день. Опишите квалификационные требования. Во сколько смен вы работаете? Какова продолжительность смен? Опишите вознаграждение вашей рабочей силы, включая стимулирование, и уровни обязанностей и ответственности.

Процесс производства

По словам РондыАбрамс, каждый промышленный бизнес имеет производственный процесс – способ, которым идет обработка сырых материалов или компонентов и создается элемент с большей полезностью и востребованностью. Но даже если ваш бизнес в сфере услуг или розничной торговли, вы будете иметь метод “производства” чего-то, имеющего ценность для ваших клиентов, хотя вы могли и не обдумывать особо этот процесс.

Здесь вы должны объяснить, как вы будете производить продукт или осуществлять услугу. Вначале читатель захочет узнать, какая часть процесса будет осуществляться вами самостоятельно и какая часть будет передана по контракту другим. Если ваш продукт является сложным, вам может понадобиться описание ключевых производственных процессов шаг за шагом. Если вы предлагаете новый продукт, вы должны тщательно описать переход от прототипа к производству и обсудить те области, в которых могут возникнуть задержки.

Чтобы проиллюстрировать, как ваш бизнес будет работать, вы можете разделить все ваши действия на “закулисные” действия (или за сценой) и действия “на сцене” (или то, что клиент видит и испытывает). В качестве альтернативы некоторые бизнес-планы представляют обсуждение своей деятельности в контексте “день из жизни бизнеса”.

Другим полезным способом проиллюстрировать, как производится продукт или услуга, является включение диаграммы производственного (операционного) процесса в ваш бизнес-план. Диаграмма производственного процесса (или технологическая схема) используется, чтобы показать связи между основным частями системы. Она показывает основной поток производственных процессов. Диаграмма производственного процесса показывает основные этапы производства продукта или осуществления услуги. Она включает потоки информации и ресурсов, показывает необходимое оборудование и может быть разделена на несколько уровней.

Поставки

Почти каждый бизнес зависит от поставок. Поставщики обеспечивают вашу компанию товарами на входе (сырьем, другими ресурсами). Эти товары и материалы являются источниками производственного процесса.

Перечислите ключевые товары и материалы, которые вам необходимы (количество, средняя цена и средние издержки). Перечислите ваших основных и альтернативных поставщиков. Постарайтесь не зависеть только от одного поставщика: наличие нескольких обеспечит надежность снабжения.

Контроль качества

Бизнес-план должен описать ваш подход к контролю качества. Вы должны указать, как вы планируете избежать дефектов в производственном процессе. Каков ваш средний процент дефектов? Подумайте о факторах, влияющих на результат. Опишите процессы мониторинга и контроля.

Процедуры контроля качества могут включать регулярные проверки на протяжении всего производственного процесса, случайное тестирование или выборку из произвольно отобранных товаров, тренинги вовлечения работников, программы вознаграждения за обеспечение качества и сбор замечаний клиентов.

Затем вы должны объяснить, как ваша компания будет иметь дело с продуктами, в которых образуется дефект или которые требуют дополнительного внимания, чтобы заставить их работать так, как того требует клиент. Вы должны решить, иметь ли собственный отдел обслуживания или отдать эту функцию на аутсорсинг.

Оценка риска

Каждый бизнес связан с риском, и ваши инвесторы хотят быть уверены в том, что вы знаете основные риски вашего нового предприятия, их возможные эффекты и у вас есть планы, чтобы предотвратить эти риски или справиться с ними. Оценка рисков поможет вам предотвратить угрозы.

Риск проекта может быть определен как вероятность возникновения опасного события и его последствия. Риск – это функция от двух основных компонентов: первый компонент – вероятность, второй – влияние опасного события.

Для целей бизнес-планирования мы можем использовать следующие процедуры управления рисками: выявление рисков; анализ рисков; планирование ответных мер.

Выявление риска

Выявление риска представляет собой процесс определения конкретных рисков и концентрации внимания на них. Постарайтесь обдумать различные риски, стоящие перед вашим новым предприятием.

Риски могут быть классифицированы на внешние и внутренние, статические и динамические риски. Мы также можем классифицировать источники риска на политические, экономические, социальные, культурные, правые, экологические, технические, кадровые, финансовые, маркетинговые и организационные. Но каждый проект имеет свой конкретный набор рисков.

Основные виды риска, с которыми сталкивается новое предприятие, включают:

Рыночный риск. Рынок может не ответить на ваш продукт или услугу, поскольку либо не существует реальной рыночной потребности, либо рынок еще не готов.

Риск конкуренции. Новые конкуренты могут зайти на рынок или существующие конкуренты могут изменить позиционирование своих товаров или услуг.

Технологический риск. Технология или дизайн и инжиниринг продукта могут не сработать или работать не так хорошо, как вы предполагали.

Исполнительский риск. Менеджмент компании недостаточно умелый, отведенное время не адекватно, рабочие процессы не на месте и другие риски.

Финансовый риск. Заниженные затраты или завышенные доходы могут привести к нехватке денег и бюджетному дефициту.

Есть много инструментов и техник для выявления рисков проекта, такие как анализ документов, мозговой штурм, экспертная оценка, SWOT анализ и т.д. Мы бы предложили начать со SWOT анализа, чтобы выявить риски проекта. Эта методика анализирует сильные и слабые стороны проекта, возможности и угрозы. SWOT анализ дает широкие перспективы для выявления рисков, включая внутренние и внешние факторы риска.

SWOT анализ начинается с выявления внутренних сильных и слабых сторон проекта и/или организации. Затем могут определены внешние возможности и угрозы. Возможности возникают из внешней среды проекта и преимуществ организации. Угрозы также возникают из внешней среды проекта и из слабых сторон организации.

Рисунок 2 представляет собой пример оформления SWOT анализа.

  Ведуткуспехупроекта Ведут к провалу проекта
Внутренние источники Сильные стороны   Слабые стороны
Внешниеисточники Возможности Угрозы  

Рисунок 2SWOT анализ

Когда SWOT анализ завершен, составьте список рисков проекта, включая внешние и внутренние риски.

Анализ рисков

Анализ риска – это процесс оценки уровня риска для выявленных и утвержденных рисков. Анализ риска требует оценки вероятности риска и последствий его возникновения, а также приведения результатов к соответствующему уровню риска. Оценка рисков покажет вашим инвесторам, что вы понимаете масштабы угроз для вашего бизнеса и что вы имеете планы по противодействию этим угрозам.

Вероятность и влияние могут быть оценены для каждого из выявленных рисков. Вероятность риска есть вероятность возникновения конкретного риска. Вероятность риска может быть измерена от 0 до 1. Оценка влияния риска исследует потенциальное воздействие на цели проекта или на выполнение проекта. Влияние риска может быть измерено количественно (в российских рублях или других денежных единицах) и/ или качественно (как низкое, среднее или высокое влияние).

Ответные меры на риск

Ответ на риск означает выбор и осуществление конкретных стратегий, для того чтобы установить риск на приемлемом уровне. Планирование ответных мер на риск включает определение и назначение лица, ответственного за каждый риск.

Ответные меры на риск зависят от значимости риска и направления влияния риска (положительное или отрицательное). Стратегии ответа на отрицательные риски имеют дело с угрозами или рисками, которые могут оказать отрицательное влияние на достижение целей проекта. Основными стратегиями ответа на отрицательные риски являются следующие: избежание, передача, смягчение и принятие рисков.

Стратегия избегания риска имеет целью устранение угроз или защиту от их воздействия. Эта стратегия может включать расширение расписания, изменение стратегии, сокращение мероприятий (деятельности) или даже закрытие проекта.

Стратегия переноса риска приводит к смещению влияния угрозы на третье лицо. Премия за риск выплачивается третьей стороне, которая принимает на себя риск. Это эффективная стратегия для борьбы с финансовыми рисками. Страховка, облигации, гарантии, контракты, соглашения и другие инструменты могут быть использованы для переноса рисков.

Стратегия смягчения рисков используется, чтобы снизить вероятность возникновения риска или влияние риска. Это зачастую является более эффективным, чем ликвидация ущерба после того, как рисковое событие произошло.

Стратегия принятия риска означает признание риска без осуществления каких-либо действий до тех пор, пока рисковое событие не произошло. Если избежание риска, перенос или смягчение риска не представляется возможным или не является экономически эффективным, вы можете принять риск. Есть два типа этой стратегии: пассивное принятие или активное принятие. Пассивное принятие не требует каких-либо действий до возникновения рискового события, в то время как активное принятие означает создание плана действий в непредвиденных обстоятельствах, включая резервы времени, денег и ресурсов, чтобы справиться с рисками.

Когда вы выбрали стратегию или стратегии реагирования на риски, мы можете планировать действия по ответу на риски и оценить стоимость каждого действия.

Финансы

Финансовый раздел бизнес-плана представляет собой разработку финансовых прогнозов для нового предприятия. Финансовые прогнозы выражают разработанные вами планы в финансовых терминах. Чтобы сделать финансовые прогнозы, вам нужно сначала рассчитать все ваши расходы.

Если вы не знакомы с бухгалтерским учетом, вы можете получить профессиональную помощь бухгалтера. Однако в самом начале вам, возможно, придется разрабатывать финансовые прогнозы самостоятельно. В любом случае вам нужно будет понимать все финансовые отчеты, чтобы эффективно управлять своим бизнесом и контролировать его. Финансовая отчетность обеспечит вас информацией, необходимой для принятия решений. Давайте разрабатывать ваши финансовые прогнозы шаг за шагом и постараемся сделать это просто.

Обычно инвесторы хотят видеть финансовые прогнозы на 3-5 лет вперед. Первый год: ежемесячные или ежеквартальные прогнозы. Второй и третий годы: ежеквартальные или годовые прогнозы. Четвертый и пятый годы: годовые прогнозы.

Ниже мы рассмотрим следующие финансовые формы:

Отчет о финансовых результатах, который показывает, получает ваша компания прибыль или нет;

Отчет о движении денежных средств, который показывает, есть ли у компании денежные средства для оплаты своих счетов;

Отчет об источниках и использовании финансовых ресурсов (фондов), который показывает, где вы возьмете средства для вашего бизнеса и как вы потратите вложенные или заемные средства.

Затем мы обсудим такие финансовые показатели, как период окупаемости, окупаемость инвестиций, социальная окупаемость инвестиций.

Наши рекомендации