Развитие стиля садово-парковой беседки
Стили беседок (начало)
Парковые беседки всегда мирно уживались с любыми садовыми стилями: и с геометрически правильным регулярным, и со свободным пейзажным. В регулярном саду ажурная кованая беседка была хорошим способом замкнуть перспективу, создать фокальную точку в таком месте, куда упираются оси сада. В свою очередь, сидя в беседке, эту ось можно было рассматривать в обратном направлении. Беседку также располагали в центральной точке лучевой композиции. Большой регулярный парк украшали несколькими симметрично расставленными беседками: парные или повторяющиеся архитектурные сооружения усиливали ощущение регулярности.
В отличие от регулярных парков, в лучших пейзажных парках в английском стиле детали и парковые строения продумывались и создавались как части нарисованного на картине пейзажа. Римские развалины с полотен художников превращались в романтические беседки-руины, среди густой зелени были видны белоснежные античные храмы или живописные беседки-хижины. С пейзажным парком сочетались и малые архитектурные формы в виде вкраплений восточной экзотики (беседки, пагоды, мостики и павильоны в китайском стиле) либо готические мотивы. Созданные мастерами английского парка пейзажи выглядели как бы сошедшими с живописного полотна.
Ландшафтоустроители подходили к разработке форм и конструкций беседок очень ответственно. Ведь в этом непростом деле нужно было не только думать о пропорциях и красоте построек, но и учитывать нагрузки на солидные инженерные сооружения. Стараясь сохранить единство всего архитектурного ансамбля, при постройке беседок их создатели выбирали материал, хорошо сочетающийся с другими архитектурными элементами. В оформлении использовали те же элементы декора, которые применяли при отделке дворцовых построек. Это касалось также цветовых и графических решений беседок.
Основные требования, применявшиеся к стилю беседок в больших садово-парковых комплексах, остаются верны и для более скромных по размерам загородных участков. При разработке плана участка все элементы садовой композиции нужно объединять общим художественным замыслом. Дом, ограждение, малые архитектурные формы и посадки должны составлять единый ансамбль. Для этого все элементы садового дизайна должны быть выполнены в одном стиле, который обычно во многом определяется архитектурой дома.
Так, к дому в стиле модерн подходят кованые беседки с элементами растительного орнамента. Если дом на участке построен в классическом стиле (как в русских усадьбах XIX века), то особую достоверность создаваемому образу придают ротонды, которые отлично сочетаются с другими малыми архитектурными формами из прошлой эпохи – чашами на постаментах, фонтанами, скульптурой и др. Дом из металла, стекла и бетона в стиле минимализма потребует размещения в саду простых форм, например, беседки в виде куба или параллелепипеда с плоской крышей. В сельской местности на участке с деревянным домом при строительстве беседки желательно придерживаться деревенского стиля.
Многие наши простые деревянные или кирпичные дома на участках не имеют определенного архитектурного стиля. В таких случаях исправить положение помогают малые архитектурные формы. Именно они, будучи подобраны в едином стиле и выполнены из материалов, которые применены при отделке дома, способны объединить все элементы садового дизайна. От того, насколько продумана стилистика малых архитектурных форм, в том числе и беседки, во многом зависит благоприятное впечатление от сада.
В любом случае, стилистическое решение главной доминанты на участке – дома – требует тщательного подбора элементов садового дизайна и аксессуаров. Иначе целостной композиции в саду не получится. Ниже мы перечислили несколько наиболее популярных стилей, в которых может быть решена садовая беседка. Их можно перечислять еще и еще. Но прежде чем остановиться на чем-то конкретном, определитесь, как вы планируете использовать беседку. Русское чаепитие и японская чайная церемония – это совершенно разные вещи, а уж если любимое времяпрепровождение вашей семьи и гостей – шашлыки или барбекю, то надо не стесняться этого, а подобрать что-то подходящее именно для такой цели. В отличие от скупого минимализма беседки в японском стиле для этого гораздо более уместна летняя кухня-столовая в деревенском русском стиле.
Стили беседок (продолжение)
Стиль «Дворянская усадьба»
Если дом на участке построен в классическом стиле (как в русских усадьбах XIX века), то особую достоверность создаваемому образу придают беседки-ротонды.
Ротонда (от итал. rotonda – круглая) – круглое в плане сооружение с каменными или деревянными колоннами, увенчанное куполом. В древности такой тип построек имел религиозное назначение (храм, мавзолей). Парковые павильоны и беседки с куполообразной крышей появляются с XVIII в.
Часто в пейзажных парках ротонду располагали на возвышенном месте. Но немало случаев, когда постройку возводили и на плоских участках в дальних уголках парка. Колонны, цоколь, лестницу и основание для купола обычно отделывали белым материалом, полусферическую кровлю окрашивали в такой же цвет, что и крыши основных дворцовых построек. Чаще всего парковые ротонды строили с шестью колоннами.
В русской усадьбе ротонда подчеркивает стилевое единство с другими постройками, отлично сочетаясь с малыми архитектурными формами из прошлой эпохи – чашами на постаментах, фонтанами, скульптурой и др.
Деревенский стиль
Деревенский, или сельский, стиль – один из самых распространенных стилей, символ загородной жизни. Понятие «деревня» в каждой стране свое, но это всегда натуральные материалы, простые формы, функциональность, лиричность, некоторое простодушие. Деревенский стиль предполагает дощатые полы, простую кирпичную печь, самодельную мебель и старинные предметы крестьянского быта. Любимый многими стиль кантри очень хорош на природе, он помогает создать неповторимый уют и по-настоящему домашнюю атмосферу.
Бревенчатый сруб, неотесанные стволы вместо опор, горбыль и куски коры в оформлении стен и крыши – прекрасный вариант для открытой беседки в природном или сельском саду. Не менее оригинально и неожиданно будет смотреться беседка с плетеными из ивовых прутьев стенами и соломенной крышей. Для деревенского стиля сада идеально подойдут крыши из порой самых неожиданных материалов: старой коры деревьев, камышового тростника, соломы, хвороста. А чтобы такая крыша была надежной во время дождя, первоначально ее покрывают рубероидом.
Беседка в русском стиле всегда деревянная (лучше всего из оцилиндрованного бруса) со стилизованной русской печью с ухватами, глиняными кувшинами и чугунками, полами из дерева или иногда из натурального камня. Поддержат атмосферу русской деревни вышитые белые скатерти и занавески, полосатые тканые половики на полу. К месту будут деревянные лавки вдоль стен, старый самовар, утюг с углями, ушат. Основное правило подбора аксессуаров – «лучше меньше, да лучше». Украшения для беседки должны делать ее более интересной и стильной, а не создавать ощущение склада ненужных вещей. Иногда достаточно одной небольшой детали, чтобы усилить выбранную стилистику.
Другим вариантом беседки в деревенском стиле может стать «хижина отшельника». Она идеально впишется в заросший уголок природного сада. Такая беседка может иметь вполне цивилизованный вид, а ее главным украшением станет стильная соломенная крыша. А можно возвести настоящее «бунгало» или «хижину Робинзона». Для ее возведения лучше использовать не очень ровные стволы молодых деревьев, украшенные сучками. Единственное, что нужно предварительно сделать, – это снять с них кору и обработать стволы составом, защищающим от гниения. Связывать детали постройки можно с помощью веревок (для подстраховки используя еще и шурупы). Основу крыши сделайте дощатой, а сверху покройте пучками тростника или камыша. Тростник делят на небольшие охапки, связывают в пучки, прочно перевязав у основания, и укладывают наподобие черепицы, начиная с нижнего ряда.
Модерн
К дому в стиле модерн подходят изысканные кованые беседки с элементами растительного орнамента. К сожалению постройки в стиле модерн в российских садах встречаются крайне редко.
Период модерна длился чуть более двадцати лет, но был так ярок, что интерес к нему не утрачен до сих пор. Стиль модерн, естественный и утонченный одновременно, отличает отказ от прямых линий в пользу более естественных природных очертаний и текучих форм, активное использование стилизованных цветков и листьев, силуэтов животных и птиц, стрекоз и бабочек, моллюсков, медуз, морских звезд. Цвета модерна чистые и выразительные, яркие, но естественных умеренных тонов. Особое внимание уделяется контрасту фактур.
Модерн создает одновременно эстетически красивые и функциональные сооружения, самую прозаическую вещь он превращает в предмет искусства. Не удивительно, что художественно оформляются все конструктивные элементы беседки в таком стиле: ступени, столбы, крыша. Внимание уделяется не только внешнему виду беседки, но и ее интерьеру, в котором преобладает стилизованный растительный орнамент, активно используются стекло и художественная ковка.
Стили беседок (продолжение)
Китайский стиль
Китайские садовые беседки воздушны, легки и изящны, у них нет стен. Традиционные конструкции китайских беседок – шести- или восьмигранные. Восемь граней означают стороны света, а шесть соответствуют особым символам из знаменитой «Книги перемен». Причудливые крыши китайских беседок имеют красиво изогнутые края, создающие впечатление, что конструкция как бы подвешена за края к небу.
Китайские беседки всегда были яркие, обильно расписанные изображениями людей и животных. В ювелирной обработке архитектурных деталей обычно в полной мере проявлялись ремесленные навыки мастеров. Колонны, на которых лежит крыша, обычно окрашены красным или черным лаком, предохраняющим дерево от порчи. Высокие и большие, изогнутые крыши покрыты желтой, зеленой или синей черепицей. Потолка в собственном смысле слова нет, потолочные перекрытия украшены многоцветным орнаментом.
Уникальность беседки в китайском стиле состоит в том, что ее экзотические формы, как это ни парадоксально, «разрешается» вписывать практически в любой ландшафтный дизайн сада. Другими словами, она не является исключительным атрибутом сада в китайском стиле, а выступает, как правило, в качестве «каприза», т.е. забавного, экстравагантного сооружения, воздвигаемого владельцем как способ эстетического самовыражения или чтобы поразить своих гостей.
Такая необычная трактовка малых архитектурных форм в китайском стиле, рассматривающая их как некие самодостаточные экзотические «вкрапления», которые можно использовать в отрыве от китайского садово-паркового искусства, уходит корнями в прошлое и заслуживает чуть более подробного рассмотрения. Она связана с популярным в XVIII веке направлением в европейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, в оформлении садово-парковых ансамблей, получившем название шинуазри́ или шинуазери́ (от фр. chinoiserie), дословно «китайщина». Шинуазри заключалось в широком использовании мотивов и стилистических приемов средневекового китайского искусства, ориентализма, и, в более широком смысле, экзотизма.
Из далеких поездок европейские купцы привозили новые впечатления об экзотических странах. Привезенные из далекого Китая рассказы путешественников о чудесных садах императоров, где были воссозданы в объеме написанные на свитках виды гор и лесов, в свою очередь оказали действие на воображение архитекторов ландшафтов. Но привезенная на европейскую почву идея китайского сада утрачивала свой восточный смысл и становилась театральной декорацией, иллюстрацией к восточной сказке.
На фоне этого увлечения Востоком «китайская тема» стала востребована во многих областях искусства и быта (например, мода на фарфор). В Европе возникает культура чаепития, а с ней в дворцово-парковых ансамблях стали появляться уникальные сооружения под названием «чайные домики» или китайские павильоны. Едва ли не первым опытом такого рода была выстроенная в XVII веке Китайская деревня при Дроттнингхольмском королевском дворце в окрестностях Стокгольма.
Подобные сооружения захотели иметь и другие государи Европы. В 1759 г. по приказу английской принцессы Августы близ Лондона был разбит Королевский ботанический сад Кью площадью 3,5 га. В его парке Ланселот Браун создал экзотический жасминовый сад, сад бамбуков и долину рододендронов. В 1762 г. архитектор Уильям Чамберс построил в Кью бутафорскую 50-метровую китайскую пагоду. В «английских парках», вдохновителями которых были сады китайских императоров, часто создавались участки в «восточном» стиле. В конечном итоге в классическом «английском саду» «восточный» участок стал такой же обязательной частью, как боскет или узорный партер во «французском парке». А так как ни один китайский сад не обходился без архитектурных сооружений, зодчие стали копировать в основном беседки и мосты.
Увлечение «китайщиной» сыграло важную роль при становлении садово-паркового искусства в России. Особенно ярко оно проявилось при создании парков в Царском Селе, Петергофе, Ораниенбауме, Умани и других местах. Под руководством архитектора Антонио Ринальди в Ораниенбауме в 1762–1768 годах был создан великолепный Китайский дворец, уникальность которого состоит в том, что в нем сохранились подлинные интерьеры.
Ринальди вообще слыл мастером псевдокитайского стиля. Для размещения гостей императорской резиденции в Царском селе он срисовал с принадлежавшей императрице гравюры и построил целую Китайскую деревню. Комплекс «китайских» сооружений Царского Села включал: Китайский театр, Крестовый мост, павильон Большой каприз, Скрипучую беседку, два железных моста через канал и Китайскую деревню, которая была главным звеном «китайского» ансамбля.
Японский стиль
В отличие от китайской беседки, встречающейся в садах, которые могут не иметь других черт китайского садово-паркового искусства, японский домик для чайных церемоний невозможно представить вне ландшафтного контекста сада в японском стиле. Устройство «тясицу» (чайного домика) и процедура чайной церемонии отражают основные идеи дзэн-буддизма, на которых покоятся и основные приципы японского ландшафтного искусства.
Чайный домик является основой воплощения в чайной церемонии принципа «ваби» – естественности и простоты. В отличие от китайских беседок, японские чайные домики обычно лаконичны и без ярких деталей. Чайному домику специально придавали вид простого крестьянского дома под соломенной крышей или бедной хижины восточного мудреца, где, отдалившись от богатства и роскоши, в которых проходили чаепития знати, проводили чайную церемонию в спокойствии и отрешённости от земных соблазнов. Непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты, постичь смысл которой следовало путём философского осмысления реальности.
Оборудование интерьера классического тясицу в полной степени соответствовало эстетическим канонам и национальному характеру японцев, стремящихся к достижению внутренней гармонии. Подготовка к такому настроению начиналась ещё на подступах к тясицу. С давних времен тясицу окружают небольшим садом, который должен способствовать нарастанию особого настроения, без которого церемония оказывалась бы бессмысленной. Вступление на выстланную крупным камнем дорожку, ведущую к тясицу, означает начало первой стадии медитации: вступивший оставляет в этот момент все свои мирские заботы и сосредоточивается на предвкушении ожидающей его церемонии.
По мере приближения к тясицу сосредоточенность усиливается, а медитация переходит во вторую фазу. Этому способствуют старый фонарь, освещающий дорожку в вечерние и ночные часы, камень-колодец – цукубаи – в выдолбленном углублении хранящий воду для омовения рук и полоскания рта, низкая, высотой в девяносто сантиметров, дверь, через которую проходят, становясь в проеме на колени. Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны.
Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия (самураям) войти внутрь вооруженными – длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном.
Окон в чайном домике может быть довольно много – шесть-восемь, различного размера и формы. Как правило, расположены они высоко и предназначены не для того, чтобы смотреть наружу, а лишь для пропускания в дом необходимого количества света. Иногда, если из домика открывается особенно приятный вид, рамы могут раздвигаться, чтобы гости полюбовались красотой природы, но чаще окна в чайном домике закрыты.
Типичным украшением чайного домика служат сферические оконные переплеты из бамбука (на фото чуть ниже). Следует отметить, что в японских садах бамбук используется достаточно часто, и как растение, и как подручный материал в самых разных конструкциях: из него делают невысокие ограды, заборы, скамейки, фонарики, им оформляют водные источники, оконные переплеты чайных домиков и беседок и многое другое.
Внутреннее убранство домика очень просто – стены отделаны серой глиной, чтобы отражённый ими свет создавал ощущение спокойствия и нахождения в тени, пол устлан татами. Самая важная часть домика – ниша в стене (токонома), расположенная напротив входа. В нише перед церемонией помещается курильница с благовониями, цветы и свиток с живописью или с изречением, как правило, в дзэн-буддийском стиле. Свиток для токонома подбирается с особой тщательностью и является непременным атрибутом обсуждения во время церемонии.
Никаких других украшений в чайном домике не допускается, за исключением, возможно, картины старого мастера на стене. В центре комнаты располагается бронзовый очаг, на котором и готовится чай. Перед церемонией промытый пепел выкладывается в очаге в форме «долины с двумя горами», на него кладутся угли и разводится огонь.
Простой чайный домик или беседку для чайных церемоний в японском стиле можно соорудить своими руками. Пример такой беседки и ее конструкция показаны на рисунках ниже.
Главное, о чем надо помнить при возведении «японской» беседки, – это то, что для нашего климата не подходят некоторые традиционные восточные материалы: в частности, перегородки из промасленной бумаги. Конструкцию беседки лучше сделать из дерева, используя в декоре решетки, стеклопластик, натуральный камень. Будут уместны здесь и жалюзи из бамбука, символизирующего в японской культуре жизненную силу, быстрый рост, удачу и успех.