Показатели эффективности организации розничной продажи мото и садово-парковой техники и обслуживания покупателей

С использованием различных методов продажи мото и садово-парковой техники связаны ряд оценочных показателей, характеризующих уровень обслуживания покупателей в магазинах. Наиболее значимыми из этих показателей являются: удельный вес продажи мото и садово-парковой техники с применением прогрессивных методов в общем объеме товарооборота магазина и средний объем затрат времени покупателей на ожидание обслуживания.

Высокий уровень торгового обслуживания, может быть достигнут лишь в результате тесного взаимодействия предприятий, выпускающих мото и садово-парковую технику, и всех звеньев торговли.

На стадии производства изначально закладывается возможный уровень культуры и эффективность торговли. Он определяется качеством представленной продукции, уровнем подготовленности товаров к потреблению, ритмичность поставок и т.д.

Эффективность методов продажи можно выразить различными показателями: экономическими, социальными, технико-технологическими. Все показатели рассчитываются в сопоставимых ценах.

Социальный эффект применения методов розничной продажи заключается в сокращении затрат времени на покупку товаров, повышении культуры торгового обслуживания, улучшении условий труда торговых работников.

Экономический эффект внедрения прогрессивных методов продажи товаров и обслуживание покупателей достигается за счет увеличения пропускной способности торговых объектов, роста их товарооборота, улучшения использования торговых площадей и торгово-технологического оборудования, снижении затрат, повышении производительности труда торговых работников и ряда других факторов [9].

Рассмотрим некоторые из вышеперечисленных показателей.

Экономические показатели определения эффективности форм продажи мото и садово-парковой техники:

1) Уровень оплаты труда к товарообороту:

Уфот = Ф / Р, (1.1)

где Уфот - уровень оплаты труда к товарообороту, %;

Ф - годовой фонд оплаты труда, руб.;

Р - годовой объем товарооборота, руб.

2) Уровень издержек обращения:

Уио = Ио / Р, (1.2)

где Уио - уровень издержек обращения, %;

Ио - издержки обращения, руб.;

Р - годовой объем товарооборота, руб.

3) Производительность труда одного работника - измеряет эффективность использования трудовых ресурсов. Для обеспечения стабильности экономического развития должна расти быстрее средств на потребление в расчете на 1 потребителя:

П = Р / Чр , (1.3)

где П - производительность труда, руб. /1 чел.;

Р - годовой объем товарооборота, руб.;

Чр - численность работников, чел.

Качество торгового обслуживания - совокупность элементов, определяющих состояние материально-технической базы, применение прогрессивных методов продажи, полноты и устойчивости ассортимента, затрат времени на покупку товара, товарооборот [9].

К культуре обслуживания включают целый ряд элементов, характеризующих уровень обслуживания покупателей и состояние торгового зала магазина.

1) Коэффициент устойчивости ассортимента (Ку):

Показатели эффективности организации розничной продажи мото и садово-парковой техники и обслуживания покупателей - student2.ru

, (1.4)

где Ку - коэффициент устойчивости ассортиментного перечня;

Q1, Q2,…, Qфп - количество наименований товаров в момент проверки;

Qп - количество наименований товаров по ассортиментному перечню;

n - количество проверок.

2) Коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания:

Ко = Зо / Зф, (1.5)

где Ко - коэффициент затрат времени на ожидание обслуживания;

3о - оптимальные затраты времени на обслуживании, с;

Зф - фактические затраты времени на обслуживание, с.

3) Коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей:

Км = Мп / Мо, (1.6)

где Км - коэффициент культуры по мнению покупателей;

Мп - количество покупателей, которые дали хорошую и отличную оценку состоянию культуры;

Мо - общее количество опрошенных или анкетированных покупателей.

4) Обобщающий коэффициент культуры обслуживания определяется по формуле:

Кобоб. = [ (З1 * Ку) + (З2 * Кд) + (З3 * Ко) + Км] / 2, (1.7)

где Кобоб. - обобщающий коэффициент культуры обслуживания;

Ку - коэффициент устойчивости ассортиментного перечня;

Кд - коэффициент дополнительного обслуживания;

Ко - коэффициент затрат времени на ожидание;

Км - коэффициент культуры по мнению покупателей.

Культура непосредственного торгового обслуживания зависит от того сколько времени будет затрачивать покупатель на приобретение товаров в магазине, сколько покупок он сделает, с каким настроением покинет торговое предприятие.

Можно сделать вывод о том, что розничная торговля, будучи завершающим этапом многосложного процесса товародвижения, является индикатором спроса, это значит, что она выявляет необходимые по цене и потребностям товары производственно-технического назначения и широкого потребления.

Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на оказание им удобств при покупке и потреблении товаров и экономию затрат времени покупателей. Услуги являются одной из составляющих конкурентоспособности торговой организации. Нужно быстро и эффективно реагировать на запросы потребителей услуг и укреплять доверие к тем, кто их предлагает.

2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ МОТО И САДОВО-ПАРКОВОЙ ТЕХНИКИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБЪЕКТЕ «ХОРС-МОТОРС №41» ЧТУП "ХОРС-МОТОРС"

2.1 Экономико-организационная характеристика ЧТУП "Хорс-Моторс" и специализация и типизация торгового объекта "Хорс-Моторс №41"

ЧТУП «Хорс-Моторс» владеет одной из крупнейших торговых сетей по продаже мото и садово-парковой техники в Республике Беларусь. В ассортименте представлен широкий ряд мото и садово-парковой техники: мопеды, мотоциклы, мотороллеры, квадроциклы, мотокультиваторы, бензокосы и др. Большую часть ассортимента торговой сети ЧТУП «Хорс-Моторс» составляет продукция ОАО «Гомельский мотороремонтный завод», а так же техника различных брендов из Китая и Европы. Данная фирма имеет круглую печать с указанием своего полного наименования, а также штампы, бланки, расчетный счет, открытый в ОАО «БНБ-Банк». Юридический адрес ЧТУП «Хорс-Моторс»: г. Минск, ул. Монтажников, 39 к.47. ЧТУП «Хорс-Моторс» самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается своей продукцией, получением прибыли, оставшейся в распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Источником формирования финансовых результатов фирмы является прибыль, амортизационные отчисления.

Предприятие реализует мото и садово-парковую технику оптом и в розницу. В г. Минск имеется большой склад - 940 м. кв. На данный момент торговая сеть «Хорс-Моторс» насчитывает 20 розничных магазинов.

В городе Гродно магазин ЧТУП «Хорс-Моторс» находится по адресу: ул.Озёрское шоссе, 14. Площадь магазина составляет 140 м. кв. Магазин в г.Гродно начал свою деятельность 15.05.2016 года.

Магазин - специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и имеющее торговое помещение. (Примечание - в магазине наряду с торговым помещением могут быть подсобные, административно-бытовые, технические помещения, а также помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже).

Магазин «Хорс-Моторс» работает с 10.00 - 19.00 (воскресенье - выходной).

Магазином управляет - директор. Директор самостоятельно определяет структуру управления магазина и формирует штаты. По данным статистической отчетности в магазине работает 4 человека. Что касается организационной структуры (рис.2.1), во главе магазина стоит директор, который координирует деятельность всех сотрудников, путем издания признаков и распоряжений, касающихся деятельности магазина, а также осуществляет контроль экономической деятельности магазина по видам деятельности в рамках расширения товарного ассортимента, ежемесячно пересматривает штатное расписание, с целью регулирования численности и занятости работников. В обязанности директора также входит - контроль качества товаров, подача заявки на нужную технику, проверка сроков годности на продукции, приемка товара, проверка документов, передача в торговый зал техники, оформление документов, их обработка, хранение, определение товаров на склад и выдача со склада по мере надобности. В непосредственном подчинении директора находятся 2 продавца-консультанта и механик.

Показатели эффективности организации розничной продажи мото и садово-парковой техники и обслуживания покупателей - student2.ru

Рисунок 2.1 - Организационная структура магазина "Мото и садово-парковая техника-Неман"

Источник: собственная разработка на основании данных магазина "Хорс-Моторс №41" ЧТУП "Хорс-Моторс"

Розничная торговля - купля и продажа товаров поштучно или в небольших количествах. Розничный вид торговли рассчитан на индивидуальных

покупателей, приобретающих мото и садово-парковую технику. Товарный ассортимент магазина «Хорс-Моторс №41» ЧТУП «Хорс-Моторс» представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Товарный ассортимент магазина «Хорс-Моторс №41» ЧТУП «Хорс-Моторс»

Наши рекомендации