Значение площади в архитектуре
Внутренняя площадь
Барокко | Ренессанс |
Эпоха барокко создает тип флигельного дворца с открытым двором (cour d'honneur), стремящийся слиться с ритмом окружения и принять участие в его динамике. | характерен кубический тип дворца с внутренним двориком, как бы замкнувшийся от внешнего мира |
стиль барокко предпочитает анфиладу, то есть ряд помещений, связанных сквозной перспективой | Стиль Ренессанса поощряет коридорную систему, в которой каждое представляет собой совершенно самостоятельную пространственную ячейку |
Внешняя площадь
Барокко | Готика | Ренессанс |
· Арх-ры стремятся к динамике, к раскрытию площади, к ее слиянию с окружающим пейзажем. · новые стилистические идеи** | · часто раскалывается на несколько частей. · всегда замкнута · не подготовлена далекой перспективой | · в основе их застройки всегда была заложена определенная система, теоретическая идея.* · площади Ренессанса символизируют абсолютный покой, уравновешенное существование. |
площади барокко грандиозные | Площади были маленькими и случайными | приспособлены к размеру человека |
воплощают движение, становление, устремление к какой-то цели | не имеет одного господствующего направления | |
готическая площадь обычно не имеет правильной, симметричной формы | по большей части имеет правильную, симметричную, четырехугольную форму | |
площадь служит зданию | здания служат готической площади, формируют ее и украшают. |
*Так возникла, например, классическая площадь во Флоренции перед церковью св. Аннунциаты. (изначально идея – без фонтанов)
**Микеланджело и в этой области первый осуществил новые стилистические идеи в своем проекте застройки Капитолия. Для осуществления своей идеи Микеланджело прибегает еще к одному оригинальному приему, чуждому и готике, и Ренессансу: оси боковых дворцов несколько расходятся, расширяя площадь в глубину.
Фасад здания.
· Среди плоскостей, ограничивающих здание, переднюю и главную мы называем фасадом
· Конструктивное расчленение фасада - обнаруживая структуру здания, органически связывает его наружный облик с внутренним пространством (как пример – готика и средневековая архитектура)
· Декоративном членение фасада- ведет существование как бы независимое от скрытого им пространства (как пример – церковное зодчество ренессанса, барокко)
· В противовес барокко XIX века, превратившей фасад в главное средство эстетического воздействия, архитектура XX века начинает с полного отрицания фасада, выдвигая требование абсолютной конструктивной правды и практичности.