Наименование Курсовой проектрасчетно-графических работ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра «Городское строительство и архитектура»
Методические указания
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
по дисциплине
СТРОИТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА
Направление подготовки: 270100 270800 - АрхитектураСтроительство
Профиль Профили подготовки: Архитектурное проектированиеПромышленное и гражданское строительство
Городское строительство и хозяйство
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения:очная
Форма обучения: очная
Тула 2012 г.
Методические указания к расчетно-графической работе оставлены доцентом кафедры «ГСиА», к.т.н. А.Е. Жидковыми обсуждены на заседании кафедры «Городское строительство и архитектура» горно-строительного факультета,
протокол №___ от “__” ____________________________ 20___ г.
Зав. кафедрой ГСиА______________________В.В. Соколовский
Методические указания пересмотрены и утверждены на заседании кафедры «Городское строительство и архитектура» горно-строительного факультета,
протокол №___ от “__” ____________________________ 20___ г.
Зав. кафедрой ГСиА______________________В.В. Соколовский
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Цели и задачи дисциплины…………………………………...…….4
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………..…………4
3. Наименование Курсовой проектрасчетно-графических работ………………...…….5
4. РГР №1. Проектирование однородных ограждающих конструкций исходя из нормативного сопротивления теплопередаче….…….6
5. РГР №2. Приближенная методика определения сопротивления теплопередаче неоднородной ограждающей конструкции……………..…….14
6. РГР№ 3 . Характеристики звукоизоляции ограждающих конструкций, их нормирование и расчет…………………………………..…..18
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...…..29
Цели и задачи освоения дисциплины
Цели изучения дисциплины «Архитектурная Строительная физика» тесно увязаны с общими целями основной образовательной программы по направлению 270100 270800 – АрхитектураСтроительство, которые ориентированы на комплексную и качественную подготовку квалифицированных, конкурентоспособных специалистов-архитекторов, способных осуществлять комплексное проектирование зданий различного назначения.
Основной целью изучения дисциплины является получение знаний, умений и владений в области принципов и методов формирования комфортного теплового, светового, и акустического климата помещений и территорий для подготовки к грамотному решению профессиональных задач, относящихся ко всем видам профессиональной деятельности.
Задачами освоения дисциплины являются:
Ø изучение принципов нормирования и методов проектирования ограждающих конструкций на основе теплотехнических требований;
Ø изучение принципов нормирования и методов проектирования естественной освещенности и инсоляции помещений, их солнцезащиты, а также инсоляции территорий;
Ø изучение принципов нормирования и методов обеспечения акустики залов, звукоизоляции и защиты от шума помещений и территорий.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к базовой вариативной части учебного цикла Б3 Б2 – Профессиональный Естественнонаучный и математический цикл.
Необходимые для изучения данной дисциплины знания, умения и владения должны быть приобретены в процессе освоения следующих предметов:
Ø Математика: основы дифференциального и интегрального исчислений, основы дифференциальных уравнений;
Ø Концепции современного естествознанияФизика: знание основных физических явлений и законов из области термодинамики (основы тепло- и массообмена), акустики (основные закономерности распространения звука и шума);
Ø Архитектурное Строительное материаловедение, строительные материалы и изделия: знание физических свойств основных конструкционных и отделочных материалов.
Знания, умения и владения, приобретенные при освоении данной дисциплины, необходимы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Ø Архитектурное Архитектурно-строительное проектирование гражданских и промышленных зданий; Конструктивные системы и части зданий: знание нормативных положений по микроклимату помещений и способов обеспечения комфортного микроклимата;
Ø Основы планировки и застройки населенных мест: знание нормативов в области обеспечения помещений и территорий инсоляцией и естественной освещенностью, защиты от шума.
Ø Инженерное оборудование зданий: знание норм и методов в области проектирования ограждающих конструкций по теплотехническим требованиям;
Наименование Курсовой проектрасчетно-графических работ
Задачи курсового проектавыполнения РГР
Основной задачей выполнения курсового проектарасчетно-графических является получение практических навыков разработки архитектурно-строительной части проектов на примере простого жилого зданиярешения реальных проектных задач из области строительной физики.
№ п/п | № раздела | Наименование РГР |
4.3 | Проектирование однородных ограждающих конструкций исходя из нормативного сопротивления теплопередаче | |
4.5 | Приближенная методика определения сопротивления теплопередаче неоднородной ограждающей конструкции | |
10.5 | Характеристики звукоизоляции ограждающих конструкций, их нормирование и расчет |
Параллельно, в процессе учебного проектирования, должна проходить углубленная проработка материалов значительной части разделов дисциплины с целью получения более глубоких знаний, умений и владений в областях принципов проектирования зданий, конструктивных решений зданий и их элементов, требований к несущим и ограждающим конструкциям, методики проектирования и правил оформления архитектурно-строительных чертежей.
Материал, подробно изучаемый и применяемый в процессе выполнения курсового проекта, для дневной формы обучения выносится на практические занятия по дисциплине, а для заочных форм – на самостоятельную работу. Правильность усвоения материала и разработки отдельных частей проекта проверяется и корректируется на консультациях по курсовому проекту.
Темы курсового проекта
Обобщенно тема проекта формулируется как «Малоэтажный (1-2 этажа) жилой дом».
Возможные варианты тем курсового проекта:
одноэтажный жилой дом (коттедж) с подвалом;
двухэтажный жилой дом (коттедж);
одноэтажный жилой дом (коттедж) с мансардой;
двухквартирный блокированный жилой дом (таунхаус);
двухэтажный трех-четырех квартирный жилой дом и т.п.
Задание на курсовой проект
С целью ограничения объема курсового проекта и времени его выполнения не рекомендуется выдавать задания с количеством квартир, имеющих разную планировку, больше четырех. Общее количество квартир рекомендуется не более восьми. По тем же причинам количество этажей не желательно принимать более двух, включая мансардные и подвальные. Не рекомендуется также выдавать в качестве темы одноэтажное здание без подвала, так как в учебных целях весьма желательно выполнить разрез по междуэтажной лестнице.
Задание на курсовой проект должно, как минимум, содержать следующие, конкретизирующие тему проекта, данные:
район строительства;
габаритные размеры здания в плане;
высоты этажей;
краткая характеристика рельефа площадки строительства;
тип грунтов основания;
тип и конструкцию фундаментов;
конструкцию наружных и внутренних стен (в учебных целях рекомендуется задавать стены ручной кладки, утепленные при необходимости);
конструкцию перекрытий (в учебных целях рекомендуется задавать сборные плитные или балочные перекрытия);
конструкцию междуэтажных лестниц;
конструкцию крыши (в учебных целях рекомендуется задавать чердачное скатное покрытие с деревянной стропильной системой);
материал кровли.
В задании должен быть оговорен состав проекта, приведен список рекомендуемой литературы, указаны: номер варианта темы проекта, ФИО студента и номер учебной группы, дата выдачи задания (заверенная подписями преподавателя и студента), примерный график представления студентом материалов по проекту.
В качестве дополнения к заданию может выдаваться паспорт (эскиз) проекта, глубина соответствия которому определяется ведущим преподавателем.
Образец задания на проектирование
Минобрнауки РФ
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет»
Кафедра «Городское строительство и архитектура»
Задание на курсовой проект
по дисциплине «Основы проектирования зданий и строительных конструкций»
Выдано студенту ________________ группы _____________
Вариант №________: Тема проекта _____________________
Исходные данные
Район строительства: г. __________________
Максимальные размеры здания в крайних осях: _________
Высота этажей: основных: ______; мансардного: ______; подвального: ______ .
Рельеф территории строительства: спокойный; с уклоном;
Грунты: мелкие пески; крупные пески; супеси; глины; суглинки __.
Уровень грунтовых вод находится на глубине _____ м от уровня земли.
Фундаменты: ленточные сборные из крупных ж/б блоков; ленточные монолитные; столбчатые; свайные с монолитным ростверком.
Стены: кирпичная кладка, при необходимости утепленная.
Перекрытия: из крупных ж/б плит; по деревянным балкам; по ж/б балкам.
Лестницы из: крупноразмерных ж/б элементов; сборных ж/б ступеней по ж/б косоурам; сборных ж/б ступеней по стальным косоурам; деревянные.
Покрытие чердачное с деревянными стропилами.
Материал кровли: асбоцементные листы; кровельная сталь; рубероид; глиняная черепица; металлочерепица.
Отопление, водоснабжение, канализация принимаются от существующих сетей.
Состав проекта
I. Графическая часть: выполняется на стандартных листах формата А2 (4-5 листов), оформленных в соответствии с требованиями ГОСТ. Включает в себя следующие чертежи:
Планы неповторяющихся этажей, М 1:100.
Поперечный разрез (положение задается преподавателем), М 1:50.
Схема расположения элементов междуэтажного перекрытия, М 1:100.
Схема расположения элементов фундамента (план фундаментов при монолитной конструкции), М 1:100.
Схема расположения элементов стропильной системы, М 1:100.
План кровли, М 1:100.
Фасад (аксонометрия, перспектива), выполняется с построением теней и отмывкой, М 1:100 (1:50).
Три архитектурных или конструктивных узла (задаются преподавателем), М1:10 (1:20).
Совместно с названными чертежами на листы графической части наносятся требуемые ГОСТ ведомости, спецификации, экспликации, а также основные технико-экономические показатели проектируемого объекта: строительный объем, площадь застройки, экспликация квартир.
II. Пояснительная записка: выполняется на стандартных листах формата А4, оформленных в соответствии с требованиями ГОСТ. Записка должна быть сшита. После титульного листа, настоящего задания на проектирование и оглавления записка должна включать следующие разделы:
Общие данные для проектирования.
Общая характеристика здания.
Объемно-планировочное решение здания.
Конструктивное решение здания.
Основание и фундаменты (в т.ч. расчет глубины заложения фундамента при возможности возникновения морозного пучения).
Наружные стены (в т.ч. приводится теплотехнический расчет наружной стены).
Внутренние стены и перегородки.
Перекрытия.
Лестницы (в т.ч. приводится расчет числа ступеней, размеров маршей и лестницы в целом).
Покрытие и кровля (в т.ч. приводится сбор нагрузок на кровлю).
Двери и окна.
Полы.
Наружная и внутренняя отделка.
Литература.
Принимаемые в проекте решения должны соответствовать действующим нормам проектирования и предусматривать, как правило, применение типовых конструктивных приемов.
Примерный график представления материалов по курсовому проекту
До 23.02 | До 9.03 | До 23.03 | До 6.04 | До 20.04 | До 5.05 | До 2.06 |
Расположение разбивочных осей и несущих конструкций, теплотехнический расчет, план перекрытий | Согласованные планы этажей | Планы фундаментов, стропил и кровли | Разрез | Фасад, узлы, черновик ПЗ | Оформление чертежей и ПЗ | Сдача КП |
Черновики на миллиметровой бумаге в заданных масштабах | Готовые листы и пояснительная записка |
Сроки выполнения РГР варьируются в зависимости от времени их выдачи. Ориентировочно работы 1 и 2 должны быть выполнены и зачтены к моменту первой аттестации (середина семестра), работа 3 – не позже последнего дня учебных занятий в семестре. За невыполненные работы баллы текущей аттестации не начисляются.
Формой контроля выполнения РГР является проверка правильности их выполнения и оформления ведущим преподавателем.
Сдача КП до 01.05 поощряется дополнительными баллами по усмотрению лектора.
Предъявление студентом КП в объеме не соответствующем заданию на проектирование, либо выполненного с отступлениями от задания, не согласованными с ведущим проект преподавателем, является основанием для недопущения студента к защите проекта с выставлением неудовлетворительной оценки.
К защите работа должна предъявляться с заданием на проектирование, входящим в состав пояснительной записки. Работы с отсутствующим заданием на проектирование не допускаются к защите вне зависимости от сроков их предъявления. В случае отсутствия задания студенту выдается новое задание на проектирование.
При успешной защите КП студент обязан сдать все чертежи и ПЗ ведущему преподавателю.
Список рекомендуемой литературы
ГОСТ 21.1101-2009. СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации.
ГОСТ 21.501-93. СПДС. Правила выполнения архитектурно-строительных рабочих чертежей.
ГОСТ 30494-96. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях.
СП 55.13330.2011. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31.02-2001.
СП 54.13330.2011. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003.
СП 20.13330.2011. Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*.
СП 131.13330.2011. Строительная климатология. (СНиП 23-01-99*).
СП 50.13330.2010. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003.
СП 23-101-2004. Проектирование тепловой защиты зданий.
СП 52.13330.2011. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*
СП 51.13330.2011. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003.
СП 22.13330.2011. Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.02-85*.
СП .13330-2011. Полы. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88.
СП 17.13330.2011. Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76.
Шерешевский И.А. Конструирование гражданских зданий. – М: Архитектура-С, 2007.
Шерешевский И.А. Жилые здания. Конструктивные системы и элементы для индустриального строительства. – М: Архитектура-С, 2005.
Маклакова Т.Г., Нанасова С.М.. Конструкции гражданских зданий. - М.: изд-во АСВ, 2010.
Нанасова С.М. Конструкции малоэтажных жилых домов. – М.: АСВ, 2005.
Нанасова, С.М. Архитектурно-конструктивный практикум (Жилые здания). – М.: АСВ, 2007.
Дыховичный Ю.А., Казбек-Казиев З.А., Марцинчик А.Б. и др. Архитектурные конструкции: учеб.пособие. Кн.1. Архитектурные конструкции малоэтажных жилых зданий. – М.: Архитектура-С, 2006.
Казбек-Казиев З.А., Беспалов В.В., Дыховичный Ю.А. и др. Архитектурные конструкции : учебник для вузов – М.: Архитектура-С, 2006 .
Конструкции гражданских зданий: учеб.пособие / под ред. М.С. Туполева. - М.: Архитектура-С, 2007.
А.Е. Жидков. Основные типовые конструкции для жилых и общественных зданий. Номенклатура в соответствии с ГОСТ. I. Сборные бетонные и железобетонные конструкции. – Тула: ТулГУ, 2002.
А.Е. Жидков. Основные типовые конструкции для жилых и общественных зданий. Номенклатура в соответствии с ГОСТ. II. Деревянные конструкции и элементы заполнения проемов. – Тула: ТулГУ, 2002.
А.Е. Жидков. Основные требования государственных стандартов по оформлению архитектурно-строительных чертежей. Материалы для курсового и дипломного проектирования. – Тула: ТулГУ, 2002.
Задание выдал: ________________. Дата выдачи в группу: ____________
Задание получил: ______________. Дата получения: _________________
Сдача курсового проекта
В соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов дифференцированный зачёт по курсовому проекту проставляется на основе результатов защиты его студентом перед специальной комиссией, назначаемой кафедрой, с обязательным участием в ней руководителя проекта.
К защите допускаются проекты, выполненные в соответствии с заданием на проектирование. При этом контролируется соответствие заданию состава проекта (наличие всех чертежей, разделов пояснительной записки и расчетов), а также принятых планировочных и конструктивных решений. Проект должен быть оформлен в соответствии с требованиями государственных стандартов к оформлению проектной и рабочей документации, архитектурно-строительных рабочих чертежей. В проекте, допускаемом к защите, не должно иметься грубых ошибок, серьезно ухудшающих функциональные, прочностные, эксплуатационные или художественные характеристики объекта, а также экономические показатели.
Оценка курсового проекта формируется в процессе защиты в соответствии с основными положениями балльно-рейтинговой системы как сумма следующих составляющих:
оценка качества графической части и пояснительной записки – до 35 баллов;
оценка рецензента – до 5 баллов;
оценка качества доклада – до 20 баллов;
уровень защиты и ответов на вопросы – до 40 баллов.
В соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студенту, получившему неудовлетворительную оценку на защите курсовой работы или курсового проекта, кафедра предоставляет возможность повторной защиты (не более двух раз) после исправления допущенных ошибок и соответствующей подготовки к защите. Если студент и на повторных защитах получает неудовлетворительную оценку, то он представляется к отчислению из университета.
При наличии несданного несданных курсового проектарасчетно-графических работ студент не допускается кафедрой к экзамену по дисциплине.