Функциональное моделирование процессов – распространенный способ детализации описания процессов, ориентирующийся на представлении для каждого процесса составляющих его функций
1.8. Управление рисками проекта
Риск – вероятное событие, которое может нанести ущерб. Классификация рисков по сферам деятельности: производственный, связанный с невозможностью выполнения обязательств контракта;финансовый (кредитный), связанный с невозможностью выполнения обязательств перед инвестором;инвестиционный, связанный с возможностью уменьшения стоимости инвестиционно-финансового портфеля; рыночный, связанный с возможностью колебания рыночных процентных ставок. Риски также делятся на статические и динамические. Статический риск – это опасность потери реальных активов по причинам: нанесения ущерба собственности; потери дохода из-за дееспособности организации.Динамический риск – это возможность непредвиденных изменений основного капитала по причинам: принятия непредвиденных управленческих решений; непредвиденных изменений рыночных условий; непредвиденных изменений политических условий. Факторы, влияющие на возникновение рисков, делят на объективные и субъективные.
Объективные факторы рисковне зависят непосредственно от компании: инфляция; конкуренция; политические кризисы; экономические кризисы; изменения таможенных пошлин; изменение законодательства и т. д. Субъективные факторы рисковопределяются особенностями самой компании: уровень организации производства; степень отработанности кооперативных связей; уровень техники безопасности; уровень постановки экологической работы; уровень постановки работы в сфере менеджмента качества; уровень постановки управленческого учета; уровень организации менеджмента; выбор типов контракта проекта; квалификация персонала и т. д.
Идентификация рисков – действия по выявлению, систематизации и анализу рисков: анализ плана проекта, SWOT-анализпроекта, использование карточек рисков и пр.
Методы снижения рисков – избежание – уклонение от деятельности или обстоятельств, содержащих риск; передача – перевод ответственности за риск другой стороне; сокращение – проведение собственных специальных мер по ограничению размера риска, создание специальных систем предотвращения ущерба (системы контроля, безопасности, технические средства охраны, пожаротушения и т. п.); резервирование и удержание – сохранение ответственности за риск, готовность и способность покрыть все возможные убытки за счет собственных средств и необходимого их резервирования на покрытие непредвиденных расходов.
Вероятность рисков – оценка вероятности нежелательного исхода.
Измерение рисков – построение оценки вероятности нежелательного исхода.
Управление рисками – последовательность действий, позволяющая соблюдать разумные сочетания рисков и выгод проектов. Риски проекта должны быть идентифицированы, оценены, после чего следует разработать план мероприятий по их уменьшению и ликвидации последствий от событий, которые могут наступить в результате реализации рисков.Карточки типовых рисков компании – классификаторы рисков с выделением сфер деятельности и составлением для каждой сферы списка из пяти-десяти наиболее существенных рисков.
Области риска деятельности компании – безрисковая (потери отсутствуют); минимального риска(уровень потерь не превышает размер чистой прибыли); повышенного риска(потери не превышают размера расчетной прибыли); критического риска(потери не превышают общую валовую прибыль, но могут превышать чистую прибыль); недопустимого риска(возможность потерь, близких к размеру собственных средств, т. е. возможно наступление банкротства компании).
Берлимера критерии – размеры потери от рисков независимы друг от друга; реализация одного из рисков не увеличивает вероятности наступления других рисков (за исключением форс-мажорных обстоятельств); максимально возможный ущерб от реализации рисков не превышает финансовых возможностей участников.
Цели продукта – свойства и функции, которыми должна обладать продукция проекта.
Цели проекта – работа, которую нужно выполнить для производства продукта с заданными свойствами.
Контроль исполнения – регулярное измерение параметров проекта и идентификация возникающих отклонений. Контроль исполнения проводят по всем существенным параметрам, входящим в план проекта.
1.9. Проектное финансирование
Проектное финансирование – финансирование сделки, удовлетворяющей банки, под прогнозируемый денежный поток, генерируемый проектом.
Принципы ограниченного регресса – способ передачи обязательств на участников проекта.
Оценка проектного финансирования – преимущества и недостатки.
Финансовый инжиниринг – услуги в сфере организации проектного финансирования.
Способы финансирования инвестиционных проектов – самофинансированиепутем использования в качестве источника финансирования собственных средств инвестора; использование заемных и привлекаемых средств; государственное финансирование инвестиций.
Формы проектного финансирования. Финансирование с полным регрессом на заемщика – предполагает перенос права возмещения на заемщика, наличие определенных гарантий или требований определенной формы ограниченной ответственности кредиторов проекта. Риски проекта падают в основном на заемщика. Цена займа относительно невысока. Часто используется для малоприбыльных и некоммерческих проектов. Финансирование без права регресса на заемщика – кредитор не имеет гарантий от заемщика и принимает на себя риски, связанные с реализацией проекта. Стоимость займа относительно высока, поскольку кредитор будет стремиться получить компенсации за высокие риски. Используется для «надежных высококачественных» проектов, имеющих высокую прибыльность и конкурентоспособность (например, для проектов инвестиций в нефтегазовую промышленность, добычу полезных ископаемых, энергетику). Финансирование с ограниченным правом регресса на заемщика – предусматривает рациональное распределение рисков между участниками проекта сообразно их профильной специализации и компетенции. В результате участники проекта оказываются «в одной лодке» и принимают на себя конкретные коммерческие обязательства по реализации проекта. Цена займа умеренная.
Используется для проектов, реализуемых консорциумами.
Источники проектного финансирования – средства инвесторов; кредиты коммерческих банков(на практике наблюдается определенная специализация банков по профилю проектов) экспортные кредиты(в связи с поставкой оборудования); займы, гарантии политических и кредитных рисков, участие в уставном капитале международных кредитных организаций; лизинг – освобождение от налога на имущество, улучшение денежного потока проекта.
Financial designing (финансовое конструирование) – разработка схем финансирования проектов.
1.10. Особенности инфраструктурных проектов
Инфраструктурный проект – создание и эксплуатация объектов промышленной/социальной инфраструктуры, необходимой для обеспечения деятельности государства и экономики. Общие особенности инфраструктурных проектов: масштабность, широкие границы, длительный период окупаемости, высокая капиталоемкость, большое число участников, обязательное непосредственное участие принимающего государства (host government), участие частного сектора как основной движущей силы проекта. Основные особенности инфраструктурных проектов лежат в сфере их организации.
Особенности организации инфраструктурных проектов – сложное структурирование, применение схем проектного финансирования, использование инструментов частно-государственного партнерства, широкое включение инжиниринга. Масштабностьпроектов и длительные сроки окупаемости повышают сложность их структурирования. Обеспеченный спросна потенциальные сервисы, создаваемые в инфраструктурных проектах, позволяет применять для них схемы проектного финансирования, при которых сам проект является способом обеспечения долговых обязательств без требований или с ограниченными требованиями о возмещении представляемой в кредит суммы. Такого рода кредиты погашаются за счет денежных потоков, образующихся в ходе эксплуатации объекта инвестиционной деятельности. Подобные схемы предоставления кредитов известны как кредит без права регресса (возмещения) или кредит с частичным правом регресса.
С экономической точки зрения такие схемы становятся привлекательными, когда реализуемый проект может принести такой уровень дохода, который обеспечит погашение обязательств по предоставляемому инвесторами капиталу и получение повышенной выгоды в качестве компенсации пониженного обеспечения. Присутствие государства, в качестве основного участника проекта, позволяет создать условия для увеличения выгод и снижения рисков проекта. В таких условиях инвесторы могут пойти на финансирование проекта, выдавая с точки зрения традиционной схемы банковского кредитования необеспеченный или частично обеспеченный банковский кредит. Реализация значительной части инфраструктурных проектов направлена на развитие дефицитных сервисов, обеспечение наличия которых – традиционная задача государства. Речь идет, прежде всего, о таких сферах, как добыча полезных ископаемых, транспорт, энергетика, здравоохранение, коммунальное хозяйство и даже образование. Рост объема предоставления государственных сервисов приводит к тому, что возрастают финансовые обязательства государства по их финансовому обеспечению. В итоге государство может оказаться в ситуации, когда ему трудно обеспечить адекватное и своевременное финансирование из госбюджета всех социально значимых проектов и программ. Зато более или менее свободные средства могут быть у частного сектора, и государство может их привлекать для решения социальных задач с помощью механизмов частно-государственного партнерства, или РР(Public Private Partnership). Использование РР представляет собой своего рода взаимодополняющее объединение государственных и частных компетенций, которое, с одной стороны, позволяет правительствам стран решать насущные проблемы с финансированием инфраструктурных объектов и социальных программ, а с другой – дает возможность частному бизнесу вкладывать деньги и получать интересующую его прибыль. Применяются два принципиально разных подхода к реализации механизма частно-государственного партнерства: контрактная схема и создание специальной проектной компании.
Контрактные концессионные схемы – разновидности частно-государственного партнерства: ВОOТ– (build – построй, own – владей, operate – управляй, transfer – передай); ВОТ(build – построй, own – владей, transfer – передай); ВОO (build – построй, own – владей, operate – управляй); обратный ВОOТ – государственный сектор финансирует и возводит инфраструктуру, а потом передает ее эксплуатацию частной компании, которая постепенно приобретает объект в собственность. Среди этих четырех моделей в качестве наиболее распространенных называют первые две – ВОOТ и ВОТ, так как они предполагают, что строящийся на средства частного инвестора объект в итоге будет передан в собственность государства. Две другие модели, напротив, предполагают сохранение (в случае ВОO) или передачу (в случае обратного ВОOТ) права собственности частной стороне партнерства.
Участники инфраструктурных проектов – принимающее государство (host government) – в лице государственных органов (министерств, ведомств, уполномоченной государственной отраслевой компании). Инвесторы (инициаторы проекта) – частные инвесторы, обычно являются наиболее активными участниками инфраструктурных проектов, имеют стратегический интерес в проекте, стремятся к наибольшему контролю над бизнесом проекта в качестве акционеров проектной компании. В некоторых случаях одним из инициаторов является государство, как правило, участвует в проектной компании в нефинансовой форме. Инвесторы – частные организации, финансовые институты, входящие в состав акционеров, как правило, небольшой долей вложений, заинтересованные в повышенных доходах от инвестиций. Кредиторы – крупные международные финансовые институты, институциональные инвесторы (пенсионные фонды, страховые компании), синдикаты банков.Подрядчики – крупные специализированные компании, заинтересованные в больших объемах работ/поставок, в расширении круга клиентов, укреплении имиджа. Прочиезаинтересованные группы – различные частные и общественные круги и организации (покупатели/пользователи продукции проекта, страховщики, лизингодатели, консультанты, СМИ, политические партии и общественные движения), в зависимости от специфики проекта имеющие в нем определенный интерес, не обязательно экономический.
Консорциум – временное добровольное объединение участников проекта для организации эффективного взаимодействия на основе общего соглашения и специальных соглашений по производственной, коммерческой и финансовой кооперации. Консорциум может предлагать солидарную ответственность в рамках определенной компетенции.
SPV(Single Purpose Venture) – самостоятельное юридическое лицо, отвечающее за реализацию проекта, за все контрольные обязательства, являющееся стороной всех основных соглашений по проекту.
Цели и мотивы участников инфраструктурного проекта – построить объект, предоставить услуги высокого качества, рационально распределить риски, приобрести «большую ценность за деньги».
РPР(Public Private Partnership) – механизмы частно-государственного партнерства. Использование РРP представляет собой своего рода взаимодополняющее объединение государственных и частных компетенций, которое, с одной стороны, позволяет правительствам стран решать насущные проблемы с финансированием инфраструктурных объектов и социальных программ, а с другой – дает возможность частному бизнесу вкладывать деньги и получать интересующую его прибыль. Применяются два принципиально разных подхода к реализации механизма частно-государственного партнерства: контрактная схема и создание специальной проектной компании.
1.11. Мультипроектное управление
Система управления проектами – методики, процедуры, инструменты.
Положения о системе управления проектами – мультипроектное управление.
Структура системы управления проектами – мультипроектный офис, проектный офис.
Типовая проектная документация – реестр проектов, список ресурсов проекта, программа.
Система мультипроектного управления – организационно-технологический комплекс методических, технических, программных и информационных средств, направленный на поддержку и повышение эффективности процессов совместного планирования и управления двумя и более проектами.
Цель системы мультипроектного управления – обеспечить эффективное использование временных, человеческих и финансовых ресурсов, выделяемых на проведение изменений в технологии и бизнес-процессах компании путем грамотного планирования, организации и контроля исполнения проектов.
Организационная структура системы мультипроектного управления – кураторы проектов; куратор системы управления проектами; администратор системы управления проектами; организационное совещание по проектам – центр проектов; звенья систем управления отдельными проектами; руководитель проекта; администратор проекта; менеджеры проекта.
Проектный офис – организационная единица в составе компании, создаваемая с целью исполнения заданного проекта.
Мультипроектный офис – организационная единица в составе компании, создаваемая для исполнения мультипроектного управления.
Центр управления проектами – целевая организационная структура (подразделение, филиал), создаваемая для управления реализацией проектов заданной направленности.
SPV (Single Purpose Venture) – компания, создаваемая для реализации заданного проекта.
Проектно-ориентированная компания – компания, создаваемая для реализации проектов заданной направленности.
Реестр проектов – централизованное хранилище информации обо всех зарегистрированных в компании проектах.
Список проектных ресурсов – перечень и общее количество ресурсов каждого типа, которое можно использовать в проектах.
Программа работ – перечень описаний принятых к исполнению в текущем периоде проектов.
Хранилище информации по проектам – предназначено для организованного хранения необходимой информации в различной форме.
Управление исполнением проекта – определение и применение необходимых управляющих воздействий с целью успешной реализации проекта.
Процессы анализа проекта – включают в себя как анализ плана проекта, так и анализ исполнения проекта.
Анализ плана – определение того, удовлетворяет ли составленный план исполнения проекта предъявляемым к проекту требованиям и ожиданиям участников проекта. Он выражается в оценке показателей плана командой проекта и другими участниками проекта. На стадии планирования результатом анализа плана может быть принятие решения о необходимости изменения начальных условий и составления новой версии плана, либо принятие разработанной версии в качестве базового плана проекта, который в дальнейшем служит основой для измерения исполнения. В дальнейшем изложении анализ плана не выделяется в качестве отдельной группы процессов, а включается в группу процессов планирования, делая эту группу процессов по своей природе итеративной.
Процессы анализа исполнения – предназначены для оценки состояния и прогноза успешности исполнения проекта согласно критериям и ограничениям, определенным на стадии планирования. В силу уникальности проектов эти критерии не являются универсальными, но для большинства проектов в число основных ограничений и критериев успеха входят цели, сроки, качество и стоимость работ проекта. При отрицательном прогнозе принимается решение о необходимости корректирующих воздействий, выбор которых осуществляется в процессах управления изменениями. Процессы анализа можно подразделить на основные и вспомогательные.
Основные процессы анализа – непосредственно связаны с целями проекта и показателями, характеризующими успешность исполнения проекта.
Вспомогательные процессы анализа – связаны с анализом факторов, влияющих на цели и критерии успеха проекта. В результате анализа либо принимается решение о продолжении исполнения проекта по намеченному ранее плану, либо определяется необходимость применения корректирующих воздействий (изменений).
1.12. Организация инжиниринговых компаний
Структура инжиниринговой компании – организационные звенья, подчинение, задачи.
Клиент-ориентированная структура – выделение в составе организации бизнес-подразделений, ориентированных на клиентов, и корпоративных сервисов, ориентированных на обеспечение работы бизнесов.
Необходимость адаптации организационной структуры – изменения как образ жизни.
Система управления организационными изменениями – вместо реорганизации – постоянные улучшения и развитие.
Организационный дизайн – системное строительство организационных структур.Организационных структур проектирования типовые задачи – привязка организационной структуры к стратегии; закрепление процессов и функций за организационными звеньями; адаптация структуры.
Организационных структур правила визуализации – единого универсального формата представления организационной структуры не существует; разные форматы представления фокусируются на разных особенностях организации структуры; углубленное понимание организации работы компании требует одновременного применения нескольких представлений, построения нескольких ее структурных срезов.
BPR (Business Process Reingeneering) – схема реорганизации, или схема реинжиниринга бизнес-процессов. После проведения изменений компания длительное время может работать с неизменной организационной структурой.
BPI (Business Process Improvement) – схема постоянных улучшений. В системе регулярного управления изменениями адаптация организационной структуры осуществляется в рамках каждого управленческого цикла.
РМ (Project Management) – схема проектного управления. Мощный инструмент, обеспечивающий необходимую адаптацию организационной структуры. Применение методологии проектного управления предполагает создание по регулярной процедуре в рамках каждого проекта временной организационной структуры под целевую задачу.
1.13. Описание и моделирование бизнес-процессов проектно-ориентированной компании
Бизнес-процесс – преобразование входа в выход.
Декомпозиция бизнес-процесса – детализация описания, осуществляемая с прикладной целью.
Модель бизнес-процесса – отображение бизнес-процесса на специализированном языке, осуществляемое с прикладной целью.
Методологии ведения проекта моделирования и анализа бизнес-процессов – описание того, как вести проект моделирования и анализа.
Методологии моделирования и анализа бизнес-процессов – описание того, как моделировать и анализировать бизнес-процессы.
Методологии использования программных продуктов для моделирования бизнес-процессовв проекте – описание того, как использовать программные продукты для моделирования бизнес-процессов.
Методология регламентации бизнес-процессов – описание того, как регламентировать бизнес-процессы и применять для этого модели.
TQM (Total Quality Management) – система всеобщего управления качеством.
PIQS (Process Integrated Quality System) – система менеджмента качества, интегрированная с бизнес-процессами.
MS ISO серии 9000 версии 2000 г.– регламентирующие требования к системам менеджмента качества.
WFMS (Work Flow Management System) – система управления потоками работ.
ERP (Enterprise Resource Planning) – комплексная система планирования и управления ресурсами организации.
Процесс согласно определениям MS ISO 9000:2000 – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы и выходы, представляющие ценность для клиента.
Классификации бизнес-процессов – по отношению к клиентам процессов: внешние, внутренние;
• по отношению к полученной добавленной ценности: основные (добавляющие ценность), поддерживающие (добавляющие стоимость);
• по позиционированию в системе управления: управления (поддерживающие – добавляют стоимость), исполнения деятельности: основные (добавляющие ценность), поддерживающие (добавляющие стоимость);
• по уровню подробности рассмотрения: верхнего уровня, детализированные, элементарные (операции, не требующие более детального описания).
Управления процессы – исполнение управленческой деятельности (управленческих циклов) в группировке по областям деятельности, сложившейся в практике бизнеса.
Основные процессы – процессы производства, сбыта и снабжения. Строго говоря, к основным процессам следует относить все процессы, добавляющие ценность. Примерами таких процессов являются процессы маркетинга, закупок, производства, хранения, поставки и сервисного обслуживания продукции.
Вспомогательные процессы – напрямую не добавляют ценности, но увеличивают стоимость изделия (услуги, информации). К таким процессам относятся: управление персоналом, управление документацией, техническое обслуживание оборудования, бюджетное управление, административно-хозяйственная деятельность и т. д.
Мультипроектное управление – управление несколькими параллельно идущими проектами.
Бизнес-процессы организации в классификации Международной бенчмаркинговой палаты(International Benchmarking Claringhause) – маркетинг рынка и пожеланий заказчиков, разработка стратегии, разработка продукции (услуг), организация продаж, производство и поставка продукции, организация сервиса (для сервисно-ориентированных организаций), обслуживание заказчика и оформление счет-фактур, управление информационными ресурсами, управление человеческими ресурсами, управление финансовыми и физическими ресурсами, управление экологией, управление внешними связями, управление улучшениями и изменениями.