На территории Беларуси зарегистрировано около 6 тыс. крупных археологических памятников, включающих до 50 тыс. отдельных объектов
Археологические памятники представлены различными категориями, что определяется разнообразием человеческой деятельности.
- Поселения и жилища
а) неукрепленные(открытые) – стоянки и стойбища каменного и бронзового веков и селища. Они появились раньше укрепленных и были единственным типом поселения первобытного человека. Большинство их располагалось возле водоемов.
б) укрепленные поселения называют городищами, их появление на территории Беларуси совпадает с железным веком. Они устраивались на местах, имевших естественную защищенность: на мысах при впадении одной реки в другую, отдельных возвышенностях, среди заболоченной низменности. Укрепляли их валом и рвом с одной стороны, обращенной в поле (напольной), а потом стали обносить валом и рвом по всему периметру.
- Города, феодальные замки, пограничные крепости, которые тоже относились к укрепленным типам поселений, и представляли собой очень сложные поселения и состояли из нескольких частей. Непременной частью города был дединец, служивший военным, административным, политическим и религиозным центром. К нему примыкали ремесленно-торговые посады, со временем план города усложнялся, возникали укрепленные районы на месте посадов: окольные грады и предградия. Окольный город отмечен летописью в Новогрудке. Города имели сложную внутреннюю планировку, систему улиц, кварталов, отдельных усадеб, площадей
Феодальные замки в отличие от городов имели небольшие размеры, представляя собой двор феодала, состоявший из жилых и хозяйственных построек, окруженных мощными укреплениями.
Непременным атрибутом поселений является особый характер грунта, КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ, образовавшийся в процессе активной жизни людей.
Эти напластования отличаются от естественного грунта более темной окраской, получившейся в результате перегнивших органических веществ, и насыщенностью остатками материальной деятельности людей.
- Погребения – первые изолированные относятся к палелеолиту (26-23 тыс. лет назад), но специальные погребения в отведенных местах – могильники,
датируются началом бронзового века (2 тыс. до н.э.).
По внешним признакам погребения делятся на курганные и грунтовые.
По обряду захоронения различают могилы с трупоположением (ингумация) и трупосожжением (кремация). Изучение их культурного слоя представляет большой интерес как для археологов так и для краеведов.
- Курганы – известны в народе как валатовки, капцы, шведские или французские могилы, но к последним курганы никакого отношения не имеют.
Древнейшие курганы датируются рубежом 3 и 2 тысячелетий до н.э.
- Остатки древних производств = шахты, мастерские и др. (д.Бердыж, Чечерского р-на, поселок Красносельский, Волковыский р-н, 6 тыс. лет назад до н.э.).
- Остатки культовых сооружений – главные строительные объекты в свое время.
- Остатки древних каналов, дорог, полей земледелия, пещеры со следами обитания в них людей, каменные изваяния, наскальные изображения, древние оборонительные сооружения: валы, рвы, крепостные стены и башни.
- Отдельная древняя вещь, орудия труда.
6. Этнографические источники и их использование в краеведческой работе.
Этнография – это историческая наука, которая изучает народы, их культуру и быт. Термин «этнография» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «графейн» (описывать) и означает народоописание, народоведение. Народами в этнографии называют группы людей, обладающих общими особенностями языка, культуры, быта и осознающих свое культурно-бытовое единство. Люди, относящиеся к одному народу, проживают совместно на одной территории или отдельными группами среди других народов. Каждый народ создает культуру и формы быта, которые являются составной частью мировой культуры. Под культурой в этнографии понимается все то, что создано руками и умом человека. Культуру каждого народа подразделяют на материальную и духовную. К материальной культуре относят орудия труда, хозяйственные постройки, средства передвижения, жилище, одежду, украшения, предметы домашнего быта, т.е. все то, что сделано руками людей. В понятие «духовная культура» включают народные знания, народное творчество, религиозные верования, т.е. всевозможные порождения умственной деятельности людей. Бытом в этнографии называют устоявшиеся формы общественной и личной жизни людей. Каждый народ имеет своеобразные черты как в материальной и духовной культуре, так и в быту. Изучение культуры и быта народов есть главная задача этнографической науки.
Как историческая наука этнография использует различные источники, в которых содержится информация о культуре и быте народов в прошлом и настоящем.
К таким источникам относятся:
письменные свидетельства, как рукописные, так и опубликованные
коллекции предметов, хранящихся в музеях
полевые этнографические материалы, которые собираются во время непосредственных контактов с изучаемым народом. Этот вид источников является самым важным в этнографии.
Первые этнографические сведения о древнем населении, проживавшем на территории Беларуси, содержатся в древнерусских источниках. В «Повести временных лет» упоминаются этнические общности, обитавшие в раннем средневековье,
Интерес к этнографии Беларуси усилился после воссоединения Беларуси с Россией. В начале 19 в. в Беларуси побывала экспедиция В.Севергина, собравшая много ценных материалов о традиционных формах хозяйства и материальной культуре белорусов. На развитие этнографических исследований в Беларуси большое влияние оказало возникшее в 1845 г. Русское географическое общество. Оно составило программу по сбору этнографических сведений, которая была разослана во многие места России, в том числе и в Беларуси. Наиболее крупными этнографическими работами о Беларуси, выполненными по программе, были труды А. Киркора, сделавшего этнографический обзор Виленской губернии.
В 60-70-е гг. 19 в. много сведений о Беларуси публиковалось на страницах губернских газет, в памятных книжках и описаниях белорусских губерний. Наиболее ценным является описание Гродненской губернии, в котором дается характеристика экономического положения крестьянской семьи.
Важными источниками для этнографии служат труды крупных представителе белорусской этнографии П.И.Шейна, Н.Я.Никифоровского, Е.Р.Романова. В этих работах помещены описания материальной культуры, обрядов и верований белорусского крестьянства, их фольклор.
Описанию быта и материальной культуры жителей Полесья посвящены работы белорусских этнографов А.К.Сержпутовского («Земледельческие орудия Белорусского Полесья», «Бортничество в Белоруссии»), И.А.Сербова («Поездки по Полесью 1911 и 1912 гг.», «Белорусы – сакуны»). В исследованиях характеризуются поселения, усадьбы, жилища, одежда местных жителей, отмечаются как общие, так и локальные особенности в материальной культуре Полесья.
Этнографический материал о быте белорусского народа были обобщены в дореволюционный период в труде выдающегося ученого Е.Ф.Карского «Белорусы», в котором сделан анализ развития белорусской этнографии, исследованы вопросы происхождения белорусского народа, дан анализ традиционной и духовной культуры белорусских крестьян.
После Великой Октябрьской революции в Беларуси создается научно-исследовательский центр по изучению народной культуры. В 1922 г. был открыт Институт белорусской культуры, в котором образована секция этнографии, которая потом переименована в кафедру этнографии. После реорганизации Института белорусской культуры в Академию наук БССР кафедра этнографии была преобразована в сектор этнографии. Собранные материалы по этнографии Беларуси включали 70 единиц описаний и фольклорных текстов, около 10 тыс. фотоснимков, 2 тыс. предметов, которые предназначались для этнографического музея. Все материалы были уничтожены во время ВОВ немцами.
После войны научный центр по изучению этнографии Беларуси был восстановлен. Исследования вел сектор этнографии и фольклора Института истории Академии наук БССР. В 1957 г. был создан Институт искусствоведения, этнографии и фольклора.
Важное значение для краеведения имеют методы сбора полевых этнографических материалов. Для этого применяют стационарный и экспедиционный методы.
Стационарный метод предполагает длительное изучение быта и культуры населенного пункта, это может быть несколько месяцев, год и даже несколько лет. Этот метод предполагает проживание исследователя в течение всего этого срока в населенном пункте, который он изучает. Сведения, собранные стационарным методом, очень надежны, так как исследователь имеет возможность в течение этого срока проверить свои наблюдения и навыки, собрать наиболее полные сведения о всех сторонах жизни местного населения, о явлениях быта, которые требуют длительного наблюдения.
Экспедиционный метод заключается в кратковременном пребывании исследователя в одном или нескольких населенных пунктах. При этом методе непосредственные контакты исследователя продолжаются несколько недель, месяц и гораздо реже несколько месяцев.
Применение экспедиционного метода позволяет в более короткий срок изучить большую группу населения, обследовать большую территорию.
Полевая работа включает сбор этнографических предметов, характеризующих быт местного населения.
Личным наблюдением называется такой прием работы, когда этнографические сведения собираются посредством целенаправленного визуального наблюдения. Все сведения, полученные посредством личных наблюдений, фиксируются в полевом дневнике.
7. Палеография, нумизматика и геральдика, их роль в историческом краеведении.
Палеография( от греч. палайос древний, графо – пишу) – наука, изучающая внешние признаки памятников письменности, графику, материал, орудия письма, бумажные водяные знаки, орнамент, украшения в их историческом развитии.
Палеографические источники:
Древнейшим образцом восточнославянского кирилловского письма 10 в., является печать полоцкого князя Изяслава Владимировича с надписью «Изас(лав)ос» русскими буквами. Две печати с надписями «Симеон « и «Дмитрий» были найдены в Волковыске.
Печати – редчайшие находки на территории Восточной Европы, которые принадлежали женщинам княжеского звания. (12в.- печать святой Софии, найденная в 1962 году при раскопках Верхнего замка в Полоцке, принадлежала матери Ефросиньи Полоцкой).
- Кресты с надписями (крест Ефросиньи Полоцкой, сделанный в 1161 г. Лазарем Богшей, который в 1941 году похитили фашисты и дальнейшая его судьба неизвестна)
- Борисовы камни, четыре огромных валуна с высеченными на них крестами и надписями одинакового содержания «Господи и помози рабу своему Борису», лежали в русле р. Западной Двины ниже Полоцка. Известны камни на суше – камень у д. Каменка Вилейского р-на Минской обл., впервые упоминается К. Тышкевичем в 1867., Рагвалодов камень – д. Дятловка Оршанский р-н.
- Пергамент и береста- письменные принадлежности до появления более дешевой бумаги. Первая единственная берестяная грамота на территории Беларуси была найдена в Витебске в 1959 г. рабочим Е.Фроловым во время земляных работ на территории Нижнего города в Витебске.
- Древние надписи, процарапанные остриями на стенах зданий, на бытовых предметах – граффити (надписи на стенах Киевской Софии, Полоцкой Софии, Спасской церкви в Полоцке).
- Сосуды – амфоры (корчаги), (Новогрудская амфора 12 в.)
- Колокола (надписи на колоколах Нижней церкви в Гродно- первая половина 12 в.).
О развитии письменности можно судить не только по отдельным эпиграфическим, письменным памятникам, но и по находкам орудий письма (писала).
Наиболее древним материалом для письма, удобным для хранения и перемещения, являлся папирус (греч. papuroz), изготовленный из похожего на тростник растения (Cyperus papyrus), произрастающего в Тропической Африке, Сирии, на берегах реки Иордан и в некоторых других местах.
Папирус был редкостью, поэтому во многих странах вскоре стали употреблять пергaмен (пергaмент) – писчий материал, выделанный из кожи животных. Для изготовления пергамента использовались очень тонкие кожи телят, ягнят и козлят. Кожи отбеливали в растворе хлорной извести, натягивали на деревянную раму, а потом тщательно выскабливали с обеих сторон. Листы пергамента обрезали по краям, придавая им прямоугольную форму. При письме листы складывали пополам и получали четыре книжные страницы. Первые церковнославянские рукописи были пергаменные. На пергаменте была написана золотом одна из древнейших русских грамот – Мстиславова грамота (ок. 1130 г.) – дарственная сына Владимира Мономаха великого князя киевского Мстислава и его сына новгородского князя Всеволода Юрьевскому монастырю под Новгородом. Пергамент был дорог, поэтому приходилось обращаться к материалу, который поставляла сама природа. Им стала берёста – верхний слой коры берёзы – очень удобный материал для письма. На берёсте были написаны (процарапаны костяным стержнем) многочисленные грамоты наших предков: это и хозяйственные записи, и частные письма, и жалобы, и деловые поручения...Во II столетии н. э. в Китае была изобретена бумага. В Европе она появилась в Х веке, в Византии – известна с конца ХI века. К славянам бумага проникла в ХIII–ХIV веках.
История белорусской письменности начинается с первой половины 13 в., когда появляются первые письменные памятники с характерными признаками белорусского языка (договорная грамота смоленского князя Мстислава с Ригой и Готландом 1229 г.).
В истории белорусской кирилловской письменной графики известно три основных типа письма: