С.4.3 Уточненный анализ удара судна на внутренних водных путях
(1) Динамическое ударное усилие Fd допускается определять по формулам (С.8) – (С.13). В этом случае рекомендуется использовать среднее значение массы для соответствующего класса судна
в таблице С.3 и расчетную скорость vrd = 3 м/с, увеличенную на скорость течения.
(2) При необходимости учета гидродинамической массы рекомендуется применять для этого значения, соответствующие 10 % вытесненной массы воды для лобового удара и 40 % — для бокового.
(3) При упругих деформациях (при Edef £ 0,21 МНм) расчетное динамическое ударное усилие допускается рассчитывать по формуле (С.8)
, МН. (С.8)
(4) При пластических деформациях (при Edef > 0,21 МНм) расчетное динамическое ударное усилие допускается рассчитывать по формуле (С.9)
, МН. (С.9)
Энергия деформации Edef, МНм, соответствует имеющейся кинетической энергии Ea в случае лобового удара. В случае бокового удара под углом a < 45° предполагают, что удар является скользящим, и энергию деформации рассчитывают следующим образом:
Edef = Ea · (1 – cosa). (С.10)
(5) Для расчетов ударных усилий на основе вероятностных методов можно использовать информацию о вероятностных моделях базисных переменных, которые определяют энергию деформации или ударные характеристики судна.
(6) При выполнении динамического анализа конструкций ударные усилия следует моделировать в виде полусинусоидальных волновых импульсов при Fdyn < 5 МН (упругий удар) или в виде трапецеидальных импульсов при Fdyn > 5 МН (пластический удар). Длительность нагрузки и другие подробности представлены на рисунке С.3.
Упругий удар (Fdyn £ 5 МН)
Рисунок С.3, лист 1 — Функция зависимости нагрузки и времени при ударе судна
Соответственно при упругой и пластической реакции судна
Пластический удар (Fdyn > 5 МН)
tr — время исчерпания упругости, с;
tp — время пластического удара, с;
te — время упругой реакции, с;
ta — эквивалентная продолжительность удара, с;
ts — общая продолжительность удара, с; ts = tr + tp + te;
с — упругая жесткость судна, равно 60 МН/м;
F0 — упруго-пластическое предельное усилие, равно 5 МН;
хе — упругая деформация (≈ 0,1 м);
vn — а) скорость движения vr при лобовом ударе;
b) скорость судна под прямым углом к точке удара, vn = vrsina при боковом ударе.
Учитываемая масса m*:
а) при лобовом ударе: общая масса судна;
b) при боковом ударе: m* = (m1 + mhydr)/3,
где m1 — масса судна и mhydr — добавочная гидродинамическая масса.
Рисунок С.3, лист 2
(7) Если известно расчетное значение усилия удара, например из таблицы С.3, и необходимо рассчитать длительность нагрузки, то массу m* допускается рассчитывать следующим образом:
— при Fdyn > 5 МН — приравнивая Edef, формула (С.9), к кинетической энергии Ea = 0,5 m*vn2;
— при Fdyn £ 5 МН — непосредственно по формуле m* = (Fdyn/vn)2 * (1/c), МН · с2/м.
(8) Если расчетная скорость не указана в проекте, то рекомендуется использовать значение
vrd = 3 м/с, увеличенное на скорость течения; в портах допускается применять скорость 1,5 м/с. Угол a может быть принят равным 20°.