Тема урока: 10.3. Иконоборчество и теория иконописи — 2 урока

Тема урока: 10.1. Типы византийских храмов и их структура — 1 урок.

  • Обзор типов византийских храмов: базилика, центрический храм, крестово-купольный храм, скальный храм.
  • Развитие базилики из здания римского суда (архива).
  • Основные части плана базилики:
    • открытый дворик-атриум с фонтаном для ритуального омовения;
    • продольный коридор основного помещения — неф (корабль) и его символика как Ноева Ковчега;
    • появление боковых продольных нефов и поперечного нефа (трансепта) в связи с увеличением числа молящихся;
    • завершение нефов полукруглым помещением — апсидой с полукупольным перекрытием (конха);
    • символика креста и человеческой фигуры в плане базилики.
  • Проблема освещения центра базилики и решение ее с помощью увеличения высоты центрального нефа по сравнению с боковыми нефами.
  • Центрический византийский храм (круглый или восьмиугольный, перекрытый куполом) как архитектурное наследие римской культуры.
  • Первые шаги крестово-купольного храма в Византии. Его план: нефы в виде равновеликого (греческого) креста, башенка или купол над средокрестием.
  • Увеличение пространства крестово-купольного храма за счет столпов, поддерживающих свод. Храмы бесстолпные, двухстолпные и четырехстолпные.
  • Скальные и пещерные храмы для монахов отшельников и особо строгих монастырей.

Задания:

  1. Как вы думаете, почему основным языком Византийской империи был греческий язык?
  2. К какому храму ближе базилика по своей структуре и назначению — к греческому или египетскому? Почему?
  3. Человек — мера греческого ордера. Но человек и мера пространства христианского храма. Какова разница в отношении к человеку в Древней Греции и в Византии и как это отношение воплотилось в архитектуре храмов?
  4. Почему древним грекам не пришло в голову строить трансепты в своих храмах?
  5. Как мог бы выглядеть христианский храм, если бы его заставили строить древнегреческого архитектора?

Тема урока: 10.3. Иконоборчество и теория иконописи — 2 урока.

  • Политические причины иконоборчества во второй половине VIII - начале IX века в Византии.
  • Рождение в борьбе за икону и против нее стройной теории иконописи.
  • Иоанн Дамаскин. Его жизнь и основной принцип творчества — компилятивность.
  • Главные доводы противников икон:
    • “Бог есть дух и его никто никогда не видел”;
    • заповедь Моисея: “Не делай себе кумира и никакого изображения...”.
  • Споры вокруг возможности изображения Христа как богочеловека.
  • Четкое различение изображения (“отражения видимого”) и образа (“показание скрытого”) в теории И. Дамаскина.
  • Создание образов духовных сущностей так, как их видели достойные люди, находясь в состоянии “умной молитвы”.
  • Назначение иконы в православной культуре:
    • икона дает созерцающему информацию, “заменяя неграмотным книги”;
    • икона — есть напоминание об изначальной духовной чистоте и красоте человека;
    • икона является лишь поводом для размышления о духовном мире, но не конечной целью созерцания;
    • икона, как и другие предметы православного культа, наполнена “Божественной благодатью” (понимание “благодати” как особой духовной энергии);
    • икона служит поклонным образом, помогая смирить гордыню человека.
  • “Византийский стиль” иконописи — изобразительный канон православного мировоззрения:
    • ракурс фигур на иконе, в зависимости от их духовного наполнения (наиболее важные фигуры располагаются фронтально, отрицательные персонажи — в профиль, остальные вполоборота);
    • величина фигур в зависимости от их духовного уровня;
    • треугольная композиция иконы;
    • обратная перспектива как способ передачи особого духовного пространства, которое все время раскрывается и позволяет видеть вещи со всех сторон одновременно;
    • одновременный показ событий прошлого, настоящего и будущего как передача не времени, но вечности на иконе;
    • условное изображение архитектуры, интерьеров, пейзажа;
    • особая система света на иконе, иконные источники света (золотой фон, нимбы над головами святых и лики святых).
  • Условная система цвета в иконе:
    • пурпур — цвет божественного и императорского достоинства;
    • красный — цвет карающего и очищающего пламени и цвет крови;
    • белый — символ божественного света, чистоты;
    • черный — символ адской пещеры, смерти;
    • зеленый — цвет земли, юности и цветения;
    • синий — символ духовного мира.
  • Икона как предмет ритуала, молитвы, но не любования. Участие иконы в стройной синтетической системе православного храмового действа, вместе с пением хора, речитацией священника, светом свечей и запахом ладана.

Задания:

Наши рекомендации