Тема урока: 10.3. Иконоборчество и теория иконописи — 2 урока
Тема урока: 10.1. Типы византийских храмов и их структура — 1 урок.
- Обзор типов византийских храмов: базилика, центрический храм, крестово-купольный храм, скальный храм.
- Развитие базилики из здания римского суда (архива).
- Основные части плана базилики:
- открытый дворик-атриум с фонтаном для ритуального омовения;
- продольный коридор основного помещения — неф (корабль) и его символика как Ноева Ковчега;
- появление боковых продольных нефов и поперечного нефа (трансепта) в связи с увеличением числа молящихся;
- завершение нефов полукруглым помещением — апсидой с полукупольным перекрытием (конха);
- символика креста и человеческой фигуры в плане базилики.
- Проблема освещения центра базилики и решение ее с помощью увеличения высоты центрального нефа по сравнению с боковыми нефами.
- Центрический византийский храм (круглый или восьмиугольный, перекрытый куполом) как архитектурное наследие римской культуры.
- Первые шаги крестово-купольного храма в Византии. Его план: нефы в виде равновеликого (греческого) креста, башенка или купол над средокрестием.
- Увеличение пространства крестово-купольного храма за счет столпов, поддерживающих свод. Храмы бесстолпные, двухстолпные и четырехстолпные.
- Скальные и пещерные храмы для монахов отшельников и особо строгих монастырей.
Задания:
- Как вы думаете, почему основным языком Византийской империи был греческий язык?
- К какому храму ближе базилика по своей структуре и назначению — к греческому или египетскому? Почему?
- Человек — мера греческого ордера. Но человек и мера пространства христианского храма. Какова разница в отношении к человеку в Древней Греции и в Византии и как это отношение воплотилось в архитектуре храмов?
- Почему древним грекам не пришло в голову строить трансепты в своих храмах?
- Как мог бы выглядеть христианский храм, если бы его заставили строить древнегреческого архитектора?
Тема урока: 10.3. Иконоборчество и теория иконописи — 2 урока.
- Политические причины иконоборчества во второй половине VIII - начале IX века в Византии.
- Рождение в борьбе за икону и против нее стройной теории иконописи.
- Иоанн Дамаскин. Его жизнь и основной принцип творчества — компилятивность.
- Главные доводы противников икон:
- “Бог есть дух и его никто никогда не видел”;
- заповедь Моисея: “Не делай себе кумира и никакого изображения...”.
- Споры вокруг возможности изображения Христа как богочеловека.
- Четкое различение изображения (“отражения видимого”) и образа (“показание скрытого”) в теории И. Дамаскина.
- Создание образов духовных сущностей так, как их видели достойные люди, находясь в состоянии “умной молитвы”.
- Назначение иконы в православной культуре:
- икона дает созерцающему информацию, “заменяя неграмотным книги”;
- икона — есть напоминание об изначальной духовной чистоте и красоте человека;
- икона является лишь поводом для размышления о духовном мире, но не конечной целью созерцания;
- икона, как и другие предметы православного культа, наполнена “Божественной благодатью” (понимание “благодати” как особой духовной энергии);
- икона служит поклонным образом, помогая смирить гордыню человека.
- “Византийский стиль” иконописи — изобразительный канон православного мировоззрения:
- ракурс фигур на иконе, в зависимости от их духовного наполнения (наиболее важные фигуры располагаются фронтально, отрицательные персонажи — в профиль, остальные вполоборота);
- величина фигур в зависимости от их духовного уровня;
- треугольная композиция иконы;
- обратная перспектива как способ передачи особого духовного пространства, которое все время раскрывается и позволяет видеть вещи со всех сторон одновременно;
- одновременный показ событий прошлого, настоящего и будущего как передача не времени, но вечности на иконе;
- условное изображение архитектуры, интерьеров, пейзажа;
- особая система света на иконе, иконные источники света (золотой фон, нимбы над головами святых и лики святых).
- Условная система цвета в иконе:
- пурпур — цвет божественного и императорского достоинства;
- красный — цвет карающего и очищающего пламени и цвет крови;
- белый — символ божественного света, чистоты;
- черный — символ адской пещеры, смерти;
- зеленый — цвет земли, юности и цветения;
- синий — символ духовного мира.
- Икона как предмет ритуала, молитвы, но не любования. Участие иконы в стройной синтетической системе православного храмового действа, вместе с пением хора, речитацией священника, светом свечей и запахом ладана.
Задания: