Десять тезисов методологии градостроительства
Сегодня облик европейских городов определяют не архитекторы, инженеры, градостроители, географы или экономисты, но все жители этих городов, интересы которых представляют избранные горожанами политики. Я бы хотел обозначить десять тезисов методологии градостроительства, которые можно вывести из опыта политических реалий Барселоны.
Город как политический феномен
Город является политическим феноменом, и как таковой всегда несет определенную идеологию и тесно связан с политической практикой. В Барселоне последовательная трансформация города стала возможной благодаря единой идеологии и преемственным программам, последовательно осуществлявшимся тремя социалистическими мэрами города: Сера, Марагаллом и Клосом, и их сотрудниками.
Город как территория сообществ
Эта политическая и градостроительная идеология основана на радикальном утверждении: город - необходимая физическая территория для развития когерентных сообществ. Это не место отдельного человека, а место людей, вместе составляющих сообщество. Такое определение города резко контрастируете утверждением одного известного британского политика о том, что «не существует такой вещи, как общество», а есть лишь отдельные люди и государство. Именно во взаимодействии отдельных людей идеи сплетаются в единую ткань постоянно расширяющегося информационного поля. Город предлагает самые полные гарантии производства этой информации, доступа к плодам этой информации и реализации основанных на этой информации социально-политических программ. Без этих трех факторов цивилизация просто невозможна.
В последнее время стали раздаваться голоса энтузиастов новых технологий, утверждающих, что в будущем традиционный город уступит место телекоммуникационным сетевым сообществам, которые образуют города без физической территории. Это антропологический и экологический абсурд, за которым стоят вполне определенные политические идеи. Этот тезис продвигают те, кто не желает отдать приоритет коллективу и стоит за приватизацию общественных территорий.
Противоречия и случайность как факторы информации
Говоря, что город обеспечивает нас незаменимыми факторами информации, я имею в виду плодотворный эффект противоречий и элементов случайности. Прогресс цивилизации возможен только как результат столкновения интересов отдельных групп и различных устремлений при продуктивном вмешательстве случая: только таким образом происходит переход от родоплеменного уклада к цивилизующему единству города.
Город - центр плодотворных противоречий, которые можно разрешить, только если признать их противоречиями и начать рассматривать их в связи с конфликтами, имеющими более универсальную природу. Я считаю, что в урбанизме Афинской Хартии была допущена серьезная ошибка, заключавшаяся в попытке исключить присущие городу противоречия, вместо того чтобы разрешить их, перейдя на новый диалектический уровень. Городские скоростные магистрали, Семь принципов градостроительства Ле Корбюзье, функциональное зонирование, осевые центры, большие торговые зоны - все это не решило социальных проблем, но зато нанесло непоправимый ущерб характеру и функциональной организации многих европейских городов.
Общественное пространство в городе
Развивая идею о том, что город - физическая территория для современного развития связанных между собой сообществ горожан, мы должны признать, что в физическом отношении город - сумма его общественных пространств (цветная таблица 5). Общественное пространство и есть город: в этом заключается один из основных принципов урбанистической теории трех мэров-социалистов Барселоны.
Чтобы успешно выполнять свое назначение, городское пространство должно решить две проблемы: идентичности и читаемости.
Идентичность
Идентичность общественного пространства связана с физической и социальной идентичностью окружающей его территории. Такая идентичность принадлежит сообществу меньшего масштаба, чем городское сообщество в целом. Поэтому, чтобы культивировать и создавать аутентичные коллективные идентичности, следует по. город не как глобальную унитарную систему, но как ряд относительно автономных систем. В случае реконструкции границами их автономных систем можно считать границы исторически сложившихся районов.
Читаемость
Не сомневаюсь, что за эти идеи многие так называемые урбанисты-новаторы обвинят меня в консерватизме, реакционности и отсталости. Но я настаиваю на том, что у города есть особый язык, которого очень трудно избежать. Дело не в том, чтобы воспроизводить бульвары Османа, или принятую в девятнадцатом веке сетку улиц, или барочные площади, или парки Ленотра. Дело в том, чтобы проанализировать, чем, например, определяются центростремительные качества этих площадей, в чем состоят многофункциональные возможности застроенных магазинчиками улиц, какие факторы способствовали формированию наиболее распространенных типологий. И еще дело в том, чтобы осознавать, что отказ от этих канонов приводит к смерти города [и ведет] к появлению бросовых пространств окраин и пригородов, огромных торговых центров на границах города, городских скоростных магистралей, расположенных на большом расстоянии от городского ядра университетских городков, и так далее.
Архитектурные проекты против генеральных планов
Вышеизложенные соображения приводят нас к другому важному выводу, примененному в Барселоне: урбанистические инструменты реконструкции и расширения города не могут быть ограничены нормативными и количественными генеральными планами. Необходимо идти дальше и разрабатывать конкретные формы городской ткани. Другими словами, вместо того, чтобы пользоваться генеральным планом как единственным инструментом, необходимо подходить к реконструкции города более детально, создавая (и утверждая) серии проектов отдельных фрагментов городской среды. Задача в том, чтобы заменить урбанизм архитектурой. Необходимо проектировать общественное пространство то есть, город, как архитектуру - участок за участком, район за районом. Генеральный план может быть очень полезен как схема намерений, но он не будет эффективен, если он не является суммой таких проектов, и не будет, кроме того,
основывали разложение городов, отсутствие у них физической и социальной цельности, их распад на отдельные гетто и прокладывали путь криминальной спекуляции незастроенной землей. Мало того, они имитировали участие в разработке планов самих горожан, чьи критерии не могут быть логически распространены за пределы отдельных микрорайонов.
Связь локальных центров
При контроле над городом на основе серий проектов, а не единообразных генпланов возникает возможность придать характеру города целостность, связать между собой его центры. Это один из способов преодолеть острые социальные различия между историческим центром и периферией.
Мне известно, что в последние несколько лет раздавалось много голосов в защиту распыленного, неформального города периферий как желательного и предвидимого будущего современного города. Vilie eclatde, terrain vague. Такая позиция кажется мне глубоко ошибочной.
Окраинные районы были построены не для того, чтобы удовлетворить пожелания тех, кто в них живет. Они появились по двум причинам: чтобы служить интересам капитала, вложенного в общественное или частное строительство, и чтобы продвигать консервативную политику. Они эксплуатируют стоимость участков за пределами отведенной под застройку зоны и отделяют от основного контингента городских жителей те социальные группы и виды деятельности, которые доминирующие классы считают проблематичными.
Урбанисты, придерживающиеся модели периферии, по-видимому, не осознают, что они делают только одно - ставят себя на сторону рыночных спекулянтов, не отягощая себя никакими этическими соображениями. Как говорят некоторые неолиберальные политики, место политических соображений занял рынок, не учитывающий экономический и социальный ущерб, который испытывает периферия и даже пригород - другими словами, рынок без культуры и без политики.
Архитектурное качество между службой обществу и революционным пророчеством
Ни одно градостроительное предложение не имеет смысла, если оно не основывается на качестве архитектуры. Это трудный вопрос. Чтобы культурное усилив, она должна быть актом устремленного в будущею новаторства, а не следовать установившейся практике. Хорошая архитектура не может не быть пророчеством, находящимся в конфликте со своим временем. С одной стороны, необходимость служить людям здесь и сейчас, а с другой - направленное против истеблишмента пророчество: такова трудная дилемма, которую должна разрешать хорошая архитектура.
Архитектура как проект города
В конце я хочу сказать еще об одной архитектурной проблеме. Очевидно, что в наши дни налицо огромный разрыв в качестве архитектурной продукции. С одной стороны, мы видим очень ограниченное количество творений крупных архитекторов, которые публикуют в журналах и показывают на выставках. С другой стороны - переизбыток реальной архитектуры, которую строят в наших жутких пригородах, вдоль курортных побережий, вдоль шоссе, в наших торговых центрах. Очень плохой архитектуры, худшей в истории, разрушающей города и ландшафты.
У этого явления много причин, но наиболее очевидные из них - уникальные типологии выдающихся проектов и коммерциализация рядовой архитектуры. Великие проекты «башен из слоновой кости» больше не способны порождать методологические и стилистические модели, и в результате большая часть рядовой архитектуры не может выправиться хотя бы за счет подражания качественным образцам.
Ясно, что сейчас мы не в том положении, чтобы призывать к созданию академических моделей, как это происходило в истории всех стилей. Вероятно, единственное, что мы можем сделать, это установить правило, относящееся скорее к методологии, чем к стилистике: архитектура должна в первую очередь учитывать форму города и ландшафта и участвовать в создании их новой конфигурации. Это было бы хорошим инструментом создания нового порядка, в противоположность самодовольному совершенству хорошей архитектуры и бескультурью рядовой архитектуры.
Сохранить и усовершенствовать существующие объекты инфраструктуры
Район Диагональ-Бесос сравнительно невелик, но включает в себя такие важные объекты инфраструктуры города, как станция очистки сточных вод, мусоросжигательный завод и электростанция. Эти сооружения придают району отчетливо индустриальный характер. Электростанция с ее видимыми издалека трубами - одно из наиболее примечательных зданий в округе. Весь район можно сравнить с чердаком. Чердак есть в каждом доме, и никто не будет отрицать его полезность в качестве места, где можно хранить всякий хлам, но в то же время никому из нас не придет в голову показывать его гостям. В любом городе есть электростанции и очистные сооружения, но специфика Барселоны заключается в том, что здесь они оказались сосредоточены на одном участке, и что еще хуже, этот участок отнял у города ценнейшие 2 км побережья.
Поэтому многие горожане и большинство политиков ратовали за вывод этих сооружений в другое место. Станция водоочистки распространяла зловоние и препятствовала продолжению оси Авениды Диагональ к морю, за которое ратовали многие жители города. Мусоросжигательный завод, по мнению значительной части горожан, следовало вообще снести. Одним из оснований было загрязнение атмосферы, другим - удручающее впечатление, оказываемое его видом на людей, въезжающих в Барселону по прибрежному шоссе с северо-востока.
Многие также задавались вопросом о том, почему электростанция должна находиться прямо на побережье - ведь для нее можно было бы найти и другое место. Опоры и провода линий высоковольтных электропередач тоже портили вид и были потенциально опасны, препятствуя регенерации реки. Электрические кабели были уведены под землю только вдоль улицы Прим(рис. 3 Е)- косметическая мера, предпринятая в связи с Олимпиадой 1992 года.
Преобладающее мнение о необходимости вывода сооружений городской инфраструктуры из района Диагональ-Бесос в течение некоторого времени мешало городской администрации принять какое-либо решение. Только с образованием Барселонского регионального планировочного агентства (БР) в 1994 году начались работы по модернизации систем жизнеобеспечения города. Два года спустя агентство подготовило документ «Городская инфраструктура и системы жизнеобеспечения», содержащий анализ и первые предложения по реконструкции района Диагональ-Бесос. Этот документ был удостоен Специальной европейской премии за городское планирование 1997-1998 годов (Premio Especial Europeo de Urbanismo 1997-1998).
План БР содержал два предложения, касающихся инфраструктуры. Первое - модернизировать существующие сооружения и привести их в соответствие с современными требованиями города. Второе - провести модернизацию таким образом, чтобы сооружения не мешали превращению района в эффективное, высококачественное общественное пространство.
Станция водоочистки, крупнейшая в окрестностях Барселоны, безнадежно устарела и нуждалась в срочной замене на новую установку, которая обеспечила бы первичную очистку и последующую биологическую обработку сточных вод и имела бы площади для переработки собранного осадка. Однако перенести станцию в другое место было невозможно, поскольку ее расположение было обусловлено структурой городской канализации. У города не было иного выбора, кроме как сохранить станцию на том же месте. Оставалось только модернизировать ее технологически и архитектурно - т.е. надстроить над ней новый уровень, где могло бы разместиться общественное пространство, служащее продолжением Авениды Диагональ к морю.
Новое городское пространство
Изменения в инфраструктуре района Диагональ- Бесос: были необходимы, но сами по себе недостаточны. Перемещение существующих объектов оказалось нереальным со стратегической точки зрения - потенциальные выгоды от их перенесения не выдержали тщательного анализа. Иди. то сохранение этой инфраструктуры в существующем виде также не имело смысла, несмотря на преимущества в этом условии район мог рассчитывать на новую роль в городе, достойную его центрального местоположения. Барселона владеет только семью километрами береговой полосы, и всем было очевидно, что город не может отвести почти треть своего берега исключительно под объекты инфраструктуры. Вывод напрашивался один: хотя предприятия инфраструктуры должны оставаться на месте, их необходимо перепроектировать таким образом, чтобы создать высококачественное городское пространство.
Это пространство должно было стать «новым» в двух смыслах. Прежде всего, буквально - поскольку урбанизация должна была коснуться этого района впервые. Но, кроме того, еще и в концептуальном смысле - как первое наглядное подтверждение способности города создать благоустроенные и современные пространства для жизни на месте деградировавших промышленных территорий.
Однако инфраструктура занимала большую часть земли, а оставшиеся свободными участки, как бы они ни были хороши сами по себе, все же не могли составить полноценную приморскую общественно-рекреационную зону. Эту головоломку можно было разрешить только одним способом: отвоевать дополнительную площадь у моря. Эта новая земля позволила бы создать непрерывную береговую полосу и освоить ее, оставив инфраструктуру в глубине.
Потребовалось проработать несколько возможных схем, чтобы окончательно установить новую границу земли и моря так, чтобы она выдерживала приливы и отливы и при этом обеспечивала необходимую дополнительную площадь побережья. Первым этапом было определение места новой пристани для яхт, Марины. Муниципалитет Сант-Адриа, на территорию которого приходится половина реконструируемого района, решил, что такая пристань является принципиально важной частью проекта реабилитации. Когда Барселонское региональное агентство подключилось к работе над проектом, муниципалитет Сант-Адриа уже располагал планом новой пристани поистине титанического масштаба - более 2000 швартовных мест должен был прикрывать мол, уходящий в море до отметки 20-метровой глубины. Такой проект изуродовал бы естественный ландшафт, резко исказив линию побережья. Подход БР был иным. Поскольку наша группа была не в силах убедить политиков в том, что строительство пристани в принципе плохая идея, мы попытались сократить ее размеры с учетом соображений окупаемости (до менее 800 швартовных мест) и вписать большую ее часть в существующую береговую линию. В результате появилась нынешняя Марина, гармонирующая с ландшафтом, Эспланадой и Авенидой Диагональ.
Участок вокруг Форума был расширен тремя искусственными полуостровами. Один расположен к юго-востоку от русла канал Орта (на нем предполагается построить Морской зоопарк), а еще два - по сторонам от Марины, между каналом Орта и рекой Бесос.
Принципиальным вопросом был поиск оптимального решения для завершающего приморского участка Авениды Диагональ. Эта магистраль длиной 10 километров проходит через весь город, однако ее продление до моря и устья реки Бесос в прошлом постоянно наталкивалось на проблемы. К 1974 году эта идея уже была забыта - судя потому, что построенная в этом году станция водоочистки блокировала эту ось. Серда в своем «Плане Барселоны и прилегающих территорий» (1861) зарезервировал место для большой площади и парка на пересечении улицы Прим и Авениды Диагональ, оставив коридор для дорог и железнодорожных путей. В сложившихся обстоятельствах план Серды был уже неосуществим. Поэтому мы выдвинули идею большой приподнятой над землей платформы, которая позволяла создать выход к морю, избежав конфликтов из-за перераздела территории. «Эспланада» фигурировала в проекте с самого начала. Основная идея заключалась в том, чтобы эта покрывающая все конструкция одновременно служила бы связкой между всеми новыми объектами на территории.
Марины (4). Она перекрывает половину площа ди станции водоочистки, мягко понижаясь также в сторону Парка Аудиторий (5) и Купальной зоны (6). При этом она одинаково сложна как в плане, так и в разрезе. Мы сознательно стремились вы явить разновысотность накрытых платформой сооружений, чтобы придать ей сходство с естест венным ландшафтом. Платформа начинается на 5-метровой отметке у пересечения Диагональ/Прим и поднимается до 18-метровой отметки над станцией водоочистки. Человек, идущий по Диагонали в сторону порта, преодолевает пологий подъем в 4,5%. Отсюда он видит только мостовую и силуэт большой Солнечной батареи (7) с восточной стороны. Центральная часть эспланады расположена над самой высокой точкой станции водоочистки. Именно здесь пешеход впервые вступает с морем в визуальный контакт. Отсюда он может продолжить приближение к морю по одному из трех направлений: через Парк Аудиторий к Купальной зоне; через проход под Солнечной батареей к Марине; по Обходной пристани Марины к пляжам на северо-востоке (8).
Мы никогда не стремились превратить Эспланаду в подобие площади - ни по размеру, ни по планировке. Это открытое общественное пространство - своеобразный утес, спускающийся к Марине - не привязано к какой-либо конкретной функции. Сегодня здесь проводится Форум, завтра здесь с тем же успехом может расположиться ярмарка или цирк. Это место, где обитатели города соприкасаются с морем. Платформа твердая и имеет выраженно городской характер. На ней нет монументов, только скульптура, напоминающая о трущобном поселке Камп дела Бота и массовых казнях после Испанской гражданской войны. Здесь также установлены две большие солнечные батареи, вырабатывающие электричество и дающие тень.
Новый столичный центр
В Барселоне и ее окрестностях реализуется новая модель «столичного региона». В ее рамках осуществляются различные интермуниципальные проекты, которые по своей природе и размаху являются столичными. Прочтение Барселоны как «столичного региона» получило новый импульс в связи с проектом регенерации реки Бесос и еще двух зон, которые к настоящему моменту приобрели принципиальное значение: района Гран-Виа-Сур на границе между Барселоной и Оспиталетом и района Диагональ-Бесос на границе Барселоны и Сант-Адриа.
Район Диагональ-Бесос всегда считался бросо-
ПГ.М адмлвй ТРППИТОПИРЙ TDVLL106. Относительно
ра ла каталана и ли мина (микрирстип и па- селением в 10 ООО человек, занимающий площадь в 26 кварталов) - быстро превратились в гетто, изолированное от остального города.
Положение района на границе между двумя муниципальными образованиями дополнитель- но усугубляло эту ситуацию. Беднейшая часть района находится в Сант-Адриа, пригороде, рас
городской среды в этом районе подключились Городской совет Барселоны и каталонское правительство.
Первые попытки реабилитации района предпринимались еще в 1980-х годах. Среди осуществленных проектов - Гражданский центр, пост роенный по проекту бюро Miralles-Pinos, и чудесный парк, спланированный Pinon-Viaplana. Однако проблемы района были слишком серьез ными, чтобы их можно было решить с помощью парков. В конце концов, Гарлем всегда граничил с Центральным парком Нью-Йорка, но это не мешало ему оставаться гетто.
Упадок Ла Мины был результатом ее изоляции от остального города. План реконструкции предлагал четкие меры для преодоления этой изоляции: организацию прямого доступа со стороны кольцевых автодорог, прокладку двух новых автострад, идущих в направлении с востока на запад (продолжение улиц Ллулл и Таулат, пересекающих реку по новому мосту), замену старых промышленных складов на 1100 новых жилых квартир с обслуживающими предприятиями, размещение поблизости Университетского кампуса и создание нового бульвара, пересекающего центр района и кампус по направлению к Марине. Итогом этих мероприятий должно стать превращение района Ла Мина в место, привлекательное для постоянного проживания и включенное в зону «столичного региона» Барселоны.
Экологическое содержание плана реконструкции
Одной из главных задач плана реконструкции было создание «экологически дружественной» урбанистической модели. Это было весьма непросто, принимая во внимание запущенное состояние территории и расположенные на ней объекты инфраструктуры. Кроме того, архитекторам сложно было решить, как именно встроить в свои программы экологические требования
- Прекращении сброса ливневой канализации в море путем устройства сушильной установки, способной обрабатывать 170 метрических тонн в день. Согенератор этой установки сможет вырабатывать примерно 25 МВт электроэнергии;
- Использовании жара от сжигания городских отходов для системы центрального отопления и охлаждения. Такая система будет поставлять горячую и холодную воду для отопления/охлаждения в объеме 400 ООО м3, что сократит потребление энергии на 32% и выбросы С02 на 52%;
- Использовании метана, получаемого в эко- парке, для производства электроэнергии;
- Строительстве солнечной электростанции, состоящей из 1600 кварцевых панелей и вырабатывающей 1,3 МВт энергии. В год такая станция будет вырабатывать примерно 1,6 ГВт - достаточно для того, чтобы обеспечить электричеством 1000 жилищ.
Все перечисленные направления экологического раздела проекта соответствуют установкам, определенным в «Повестке 21» - утвержденной концепции развития Барселоны.
Заключение
План реконструкции района Диагональ-Бесос создавался не только ради Форума Культур 2004 года. Тот же подход мы использовали в ходе подготовки Олимпиады 1992 года.
Истинная задача плана - решить насущные проблемы города. Форум закончился, но пространство, в котором он проходил, будет служить городу еще долгое время. Форум Культур, подобно Олимпиаде-92 и Всемирным выставкам 1888 и 1929 годов, был использован как крупное событие, способное катализировать широкое общественное согласие вокруг крупномасштабного градостроительного проекта и преодолеть политические препятствия, мешающие его осуществлению.
При этом необходимо помнить, что работа над целой группой объектов - таких, как Морской зоопарк, Университетский кампус, жилые дома в микрорайонах Ла Мина и Ла Каталана, - еще только начинается. Остановка этих инициатив может серьезно скомпрометировать наши намерения относительно района в целом.
Характерный для постиндустриальных городов «кластерный» эффект, чтобы соединить мозаику в единое целое. Эти части общего плана не нарисованы одной рукой, а отражают авторский почерк целого ряда мастеров, использующих разные пространственно-визуальные языки. Примерами такого концептуального разделения авторства могут служить и комплекс Центра Конгрессов, состоящий из двух зданий, и само центральное пространство, сформированное тремя элементами: Эспланадой (Торрес-Марти- нез Лапена), Парком Аудиторий (Foreign Office Architects) и Купальной зоной (Гали).
4.3 Реконструкция делового района Defense в Париже
Программа реконструкции делового района Defense в Париже направлено на строительство новых офисных и жилых объектов, реконструкция существующих зданий, развитие транспортной инфраструктуры. Площадь участка составляет 31 га. Район , окруженный Сеной ,- один из наиболее плотно застроенных в Париже. В парижском городском пейзаже, ограниченном 37 метрами в высоту, деловой квартал Дефанс обращает на себя внимание издалека. Он появляется на горизонте подобно плотному лесу. Расположенный на так называемой Королевской оси, которая начинается от Лувра, проходит под Триумфальной аркой и продолжается далее на северо-запад, Дефанс кажется на первый взгляд ульем, где единственной задачей каждого обитателя является работа. На самом деле здесь есть и жилье и многочисленные торгово-досуговые центры, а главное Дефанс отнють не забыт туристами – включены во все основные ознакомительные маршруты по Парижу, этот островок современной архитектуры «самого красивого города» в мире стал по-настоящему популярным объектом показа. Рисунки 4.3
Выводы:
Из проделанной мной работы, я могу сказать, что реконструкция - это одна из самых сложных работ в жизни архитектора! Вкусы, нравы, образ жизни меняется очень быстро, как мода, но сохранить ту часть культуры, которую нам оставили предки, которая была на тот момент времени актуальна, современна, красива и функциональна сейчас, конечно, не всегда рентабельна и даже, не побоюсь этого слова, красива для нашего взгляда. Но это не дает право уничтожать или консервировать ее. Все должно жить, как старики с ребятишками вместе и в миру.
Из курса лекций я узнала, что за последние 2 века было испробовано много методов и подходов к вопросу о старом и новом, и так и не пришли к единому мнению архитекторы всего мира. Это говорит о том, что вопрос безумно сложный. Одни предлагают все расчистить, как нигилист Базаров из « Отцы и дети », другие замирают от взгляда на старые сооружения. И тот и другой метод не выход. Нельзя разрушать и нельзя « вытирать пыль » с того, что уже отслужило свое.
«Музей»
Введение
Растущие количественные показатели деятельности художественных музеев - выставок, лекций, экскурсий - отражают и разнообразие ее аспектов. Современный музей стал не только хранилищем памятников материальной и духовной культуры, но и важным образовательным и просветительным центром, научно- исследовательским учреждением.
Значение музеев как общедоступного массового источника информации, их роль в идейном и эстетическом воспитании населения возрастает с каждым годом. Сейчас в стране функционируют 1850 музеев, наиболее часто посещаемые из которых - художественные музеи и галереи. Количество посетителей музеев искусств составляет 45 млн. человек - треть от общего числа посетителей всех музеев.
Определение музея «как здания для различных коллекций» или «места для исследований в науке и искусстве» отражает лишь отдельные стороны деятельности современных музеев. В практике строительства музеев выработаны определенные закономерности и принципы, ознакомление с которыми широкого круга специалистов музейного дела представляется важным.
Прежде всего музей не может быть универсальным. Очевидно, что от коллекции, величины города и ряда других условий зависит специфика архитектурной композиции музейного здании.
Большой комплекс факторов, влияющих на проектирование, включает климатические условия, национальные особенности, окружающую природу, масштаб города и т.п. Помимо технологических требований, именно эти черты во многом определяют архитектурные решения музеев.
Региональные особенности в архитектуре музеев имеют важное значение в создании комфортабельных условий для экспонирования и хранения экспонатов, в формировании конкретных, присущих именно этим условиям пространственных композиций. Художественная выразительность и идейно-воспитательные качества архитектуры будут более высокими, если в архитектуре музеев найдут свое место произведения монументального и декоративного искусства, национальный и местный колорит.
Главная особенность новых зданий музеев - их комплексность, динамичность и гибкость. Под комплексностью понимается объединение ряда функций в одном сооружении - тенденция, очень характерная для всей современной архитектуры. В музее размещаются не только собрания произведений, относящихся к двум-трем видам искусств, но также библиотека, лекционный и музыкальный залы и ряд других, зачастую архитектурно обособленных составляющих. Музей стремится вернуться к античному «музейному» - пристанищу всех муз, но в качественно новой трактовке.
Динамичность и гибкость композиции - два тесно связанных между собой определяющих требования к музеям. Динамичность также подразумевает многофункциональность, способность ответить быстро развивающимся требованиям, заранее предусмотреть возможность расширения здания. Гибкость обеспечивает разнообразие проводимых экспозиций, допускает изменение и планировочной организации, и функционального использования помещений.
Мысли архитектора все чаще обращаются к поискам новых форм музеев. Устойчивое представление о музее как о храме искусств, сложившееся со времени Древней Греции, претерпевает значительные изменения. Некоторые авторы представляют музей в виде законченного автономного образования с комплексом экспозиционных залов, развитым фондохранилищем, реставрационными мастерскими, научно-исследовательским отделом и обслуживающими помещениями; другие трактуют музеи как органичную часть городского общественного центра с возможностью создания централизованных реставрационных мастерских, включения музея в комплекс учреждения информации.
В отечественной и зарубежной практике проектирования и строительства музеев наиболее выявлены изменения в характере функций современных зданий, отличных от традиционных «классических».
Разработка предложений по перспективным типам зданий художественных музеев учитывает опыт существующих музеев. Социологические исследования выявляют требования сотрудников и посетителей музеев. Учет запросов посетителей помогает создать модель современного музея. Определив основные направления развития музеев, оценив современные достижения и практику музееведения, можно идти дальше в реальном проектировании.
Общие положения проектирования музеев
1.1.Музеи предназначаются для собирания и комплектования памятников материальной и духовной культуры, их хранения, изучения и экспонирования.
Музеи принадлежат к особому типу научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений, осуществляющих многообразную деятельность предметным языком экспонатов.
1.2 .Профиль музея, функциональная специфика деятельности и коллекций, национальное своеобразие края , градостроительные особенности размещения являются основополагающими моментами в проектировании зданий музеев.
Каждый музей должен иметь индивидуальное архитектурно-художественное решение, определяемое конкретной коллекцией и формами деятельности. Особенность всех музеев - постоянный рост количества экспонатов, пополнение и обновление композиций. В соответствии с этим для музеев не может быть предложено нормирование аналогично объектам типового проектирования.
1.3.При открытии новых музеев или реконструкции существующих следует исходить из необходимости создания в регионе целостной взаимосвязанной музейно-выставочной системы, включающей музеи различных профилей, выставочные залы, памятники истории и культуры и способствующей наиболее эффективному и всестороннему показу истории, природы, общественного развития, искусства, а также современных достижений в социально-экономической и духовной жизни.
В этой связи представляется целесообразным создание централизованных фондохранилищ с лабораториями и мастерскими и преимущественное развитие сети специализированных музеев.
Классификация музеев
Классификация отражает отнесение музеев к определенному типу, профилю, статусу и категории.
Тип музея определяется характером общественного использования. По этому признаку музеи распределяются на три основных типа: научно-просветительские, научные и учебные.
Профиль музея определяется связью с определенной областью знаний, искусства или производства (или их совокупностью ).
Основные профильные группы музеев следующие: исторические, литературные, естественнонаучные, искусствоведческие и комплексные.
Внутри каждой группы происходит дальнейшая профилизаци я музеев, отражающая внутреннюю специализацию науки, искусства и производства.
Архитектурная типология представляется более общей, чем тематическое разнообразие музеев. С архитектурной точки зрения мемориальные музеи, например, имеют много общего вне зависимости от их профиля. С точки зрения архитектурного проектирования, они разделяются на здания с сохраняющейся мемориальностью обстановки, здания с дополнительными помещениями для поясняющей экспозиции, новые здания музеев.
Типологический ряд мемориальных музеев включает: музей-памятник, комплекс мемориальных сооружений, комплекс памятника с новым зданием для поясняющей экспозиции, диорамы и панорамы.
Среди исторических музеев особое место занимают военно-патриотические музеи. По своей тематической и архитектурной направленности они могут быть объединены в 6 групп: музеи Великой Отечественной войны; музеи героической защиты городов и мест, военно-исторических событий; интернационального сотрудничества; партизанской, народной и комсомольской славы; мемориальные; памятники-музеи.
Для архитектурной классификации военно-патриотических музеев 1 - 4- й групп существенное значение имеет комплексный характер экспозиции; развитый состав помещений, включающий зоны для постоянной экспозиции, временных выставок и лекций, фондохранилища, мастерские и лаборатории, административные, подсобные и хозяйственные помещения.
Исторические музеи подразделяются на три группы, характеризующие задачи архитектурного проектирования: новые здания и комплексы, сохраняемые (восстановленные) места и представляющие сочетание новых сооружений с существующими.