Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в

Церковь была заложена при епископе Экклесии (526 г.), декорация ее закончена в 545 г., освящена — в 547 г. Церковь относится к постройкам центрического типа и представляет собой восьмиугольный мартирий. В конхе апсиды — Спас Эммануил, восседающий на мандорле небесного цвета. Христос протягивает мученический венец св. Виталию, которого представляет ангел.

Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в - student2.ru Мозаика конхи апсиды (Спас Эммануил) церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547

С другой стороны ангел подводит к Спасителю патрона — строителя церкви св. Экклесия. Из-под ног Спасителя вытекают четыре евангельские реки. Ангелы и святые расположены по сторонам Христа симметрично: св. Виталий принимает от Господа дар, св. Экклесий сам преподносит Христу модель храма.

Святые словно не видят друг друга. Некая незримая пелена обволакивает и разобщает их. Они жили в разное время, никогда не встречались друг с другом, но вместе предстали перед Царем Небесным. Время разделило их, а вечность — объединила.

Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в - student2.ru Ангелы,несущие хризмы.

Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в - student2.ru 4 евангелиста: Марк, Лука, Матфей, Иоанн

Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в - student2.ru Моисей, получающий законы (скрижали) Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в - student2.ru Троица

Символически тема жертвы на всех уровнях соотнесена с жертвой Христа, начиная от ветхозаветных ее прообразов и заканчивая темой принесения даров реальными светскими и церковными властителями — Экклесием, Максимианом (епископом Равенны), Юстинианом и его супругой. Не случайно в куполе церкви изображен главный христианский жертвенный символ — Агнец, венчающий мироздание. Медальон с Агнцем поддерживают четыре ангела — символы четырех сторон света — в окружении райских дерев и растений, птиц и животных. Склоны триумфальной арки украшают медальоны с полуфигурами апостолов вокруг Спасителя в замке арки.

Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в - student2.ru Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в - student2.ru Мозаика купола церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547.

В апсиде церкви изображены две процессии, приносящие дары храму. Одну из них возглавляет император Юстиниан, в прошлом бедный иллирийский крестьянин, благодаря удаче и решительности вознесшийся к высотам императорского сана и явивший в редком сочетании властолюбие и аскетизм, великодушие и коварство.

Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в - student2.ru Император Юстиниан

Юстиниан предоставил византийской церкви новые экономические и юридические льготы, даровал ей земли и имущество. По его словам, «источником всех богатств церквей является щедрость императора». Поэтому в равеннской мозаике императорская чета представлена как дарители (донаторы) — оба супруга держат в руках жертвенные литургические сосуды. Акт принесения «жертвы» земными правителями тесно перекликается с темой чистой жертвы Христа. Дары Юстиниана и его жены становятся символом вечного донаторства византийских властителей христианской церкви.

Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в - student2.ru Император Юстиниан со свитой. Мозаика апсиды церкви Сан-Витале в Равенне. Фрагмент. 526-547. Во главе другой процессии — супруга императора Юстиниана Феодора. Феодора, дочь циркового смотрителя, танцовщица и куртизанка, смелая и умная, своекорыстная и мстительная, энергичная и прекрасная — по праву считается самой знаменитой женщиной византийской истории. Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в - student2.ru Мозаики в церкви Сан-Витале в Равенне, VI в - student2.ru Императрица Феодора со свитой. Мозаика апсиды церкви Сан-Витале в Равенне. Фрагмент. 526-547

Наши рекомендации