Графика как вид изобразительного искусства
Графика - самый древний вид изобразительного искусства, который существует и по сей день. Сегодня графические произведения мы встречаем повсюду. Откройте газету, книгу и вы увидите рисунки, карикатуры, иллюстрации. На стене в комнате, в классе, в залах – плакаты, эстампы, оттиски гравюр. На упаковке, на часах, авторучках, альбомах – фирменные знаки. В магазинах есть рекламные проспекты, созданные художником-графиком. Одним словом, графика окружает нас повсюду.
Первые графические работы появились на самых ранних стадиях развития человеческого общества. Это первобытные наскальные изображения. Рисунки фиксировали не только какие-либо события и окружающий мир, но и служили средством общения между людьми. Долгое время графические изображения не имели самостоятельного значения и были только украшением дома, либо предметов.
Термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии, т.к. являлся основой создания рукописных текстов. Однако, позже стали появляться иллюстрации к книгам, визуально отображающие текст в них содержащийся. Появилась профессия переписчика и копииста, а затем рисунок вышел за рамки книг. Началось развитие промышленности, а вместе с ним и промышленной полиграфии и распространение чёткого, контрастного линейного рисунка, который получил в конце XIX - начале XX вв. несколько новых значений. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, и уголь или другой красящий материал.
Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с поверхностью бумаги - основного материала графики. В основе графики всегда лежит рисунок. Применяется и цвет, но он не является главным, а играет лишь вспомогательную роль. Искусство графики включает в себя рисунок в собственном смысле слова во всех его разновидностях.
Графические работы подразделяются на:
1. станковые (самостоятельны по назначению и форме: станковый рисунок, эстамп, лубок)
2. прикладные (этикетки, марки и т. п ).,
3. книжные (служащие для оформления или иллюстрирования печатной продукции: иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка )
4. плакатные.
По сравнению с живописью у графики более ограниченные средства, но по своей распространенности и действенности она превосходит остальные виды пластического искусства.
Графика делится на два вида:
- единичный рисунок на бумаге - рисунки, сделанные акварелью, гуашью, карандашом, углем, сангиной (палочки красного и коричневого цвета). Воспроизводятся один раз.
- печатная графика - позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров.
Печатная графика бывает нескольких видов:
1. Книжная графика – оформление книг и журналов;
2. Прикладная графика – оформление открыток, марок, грамот;
3. Гравюра - (от франц. gravure),
a) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой нанесён рисунок.
б) Вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки "досок" и печатания с них оттисков. Специфические особенности гравюры заключаются в её тиражности (т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков), а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твёрдых материалах. Возникновение гравюры связано с ремёслами, где применялись процессы гравировки: ксилография - с резьбой, в том числе на досках для набойки; резцовая гравюра - с ювелирным делом; офорт - с украшением оружия. Бумага - материал для оттисков - появилась в начале н. э. в Китае (где гравюры упоминается с VI-VII вв., а первая датированная гравюры относится к 868), в Европе - в средние века.
Гравюру на дереве называют ксилографией, на камне — литографией, на линолеуме — линогравюрой, на металле — офортом, на картоне – гравюра на картоне.
Ксилография. Гравюру на дереве создают следующим образом: задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева — самшита или пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами — штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые не тронул резец художника. Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра. Черным и белым цветом гравюра может передать и яркий солнечный день, и туманный, пасмурный, с тяжелыми тучами, и весеннюю прозрачность неба. Бывают гравюры и цветные, когда на бумагу наносится по очереди несколько слоев разной краски.
Литография — гравюра на камне (от греческого “литос” — “камень”). Гравирование делается на особом известковом камне. Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью. Затем камень обрабатываются специальными составами, и рисунок на камне как бы “закрепляется”. Когда рисунок готов, на камень кладут бумагу и под прессом делают оттиск — эстамп. В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, а остается ровной.
Линогравюра — гравюра на линолеуме, по которому художник режет как по дереву.
Офорт — гравюра на металле. Медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву или линолеуму. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Кислота выедает углубления в процарапанных местах, потому что их уже не защищает лак. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск.
В гравюре на дереве и линолеуме углубленные места остаются на оттиске белыми. В офорте наоборот: углубленные места на оттиске — черные, все остальное белое. Такую технику изобрели в XVII веке. А самым замечательным мастером офорта был великий голландский художник Рембрандт.
4. Монотипия – графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования. Бывает цветная и одноцветная. Цветная монотипия – художник пишет масляными красками на гладкой поверхности стекла, затем сверху кладут увлажненную бумагу и прокатывают на печатном станке.(можно получить только один оттиск).
Одноцветная монотипия – диатипия. На стекло наносят слой краски, верху накладывают лист и начинают рисовать. На стороне, которая была прижата к стеклу, получается оттиск – зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой.
5. Граттография – техника царапания рисунка. натирают лист бумаги свечой, сверху наносят гуашь перемешанную с тушью, наносят карандашом рисунок и острыми предметами процарапывают по рисунку изображение.