Концепция управления рисками
Методология управления рисками, имеющаяся на сегодняшний день, подразумевает активную работу с источниками и последствиями определяемых угроз. Вообще, управление рисками является совокупностью процессов, основой которых служит идентификация и анализ рисков и разработка мер по минимизации уровня негативных последствий как результата наступления рисковых событий.
В PMBoK (Своде знаний по управлению проектами (от англ. Project Management Body of Knowledge)) выделяются шесть основных процессов управления рисками (рис. 22.3).
Рисунок 22.3. Визуальная схема последовательности основных процессов управления рисками.
Т.е., к основным процедурам управления проектными рисками относятся:
- идентификация рисков;
- анализ риска (качественный и количественный);
- планирование реагирования на риски;
- контроль над рисками.
Идентификация – это определение рисков, основанное на определении продуцирующих их факторов, а также документальное оформление параметров этих рисков. Качественный и количественный анализ причин возникновения и возможности отрицательных последствий необходимы для формирования оценочной процедуры. Планирование реагирования на найденные риски предполагает создание комплекса мер, направленных на снижение негативного воздействия рисков на параметры и результаты проекта. Но главенствующее место в этой системе занимают именно мониторинг рисков и контроль над ними – они осуществляются на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Благодаря умелому управлению рисками можно достичь:
- объективного восприятия и понимания участниками проекта неопределенностей и рисков, связанных с его реализацией, их источников и возможных отрицательных событий как результата появления рисков;
- поиска и расширения возможностей для эффективного решения проектных задач с учетом найденных неопределенностей;
- разработки путей минимизации проектных рисков;
- доработки проектных планов с учетом выявленных рисков и комплексов мер по их минимизации.
Проектные риски могут управляться как менеджером проекта, так и всеми участниками проектной команды в разной степени. В процессе применяются методы экспертных оценок, мозговые штурмы, обсуждения и интервьюирование, а также программно-математический аппарат и т.д.
Перед тем как начинать управление рисками, необходимо сформировать информационный контекст, в который входят внешние и внутренние условия для решения задач. К внешним условиям относятся конкурентные, экологические, технологические, социальные, правовые и экономические, политические и прочие аспекты. А внутренние состоят из ряда характеристик – это:
- характеристики проекта и его целей;
- характеристики структуры и целей компании-организатора проекта;
- корпоративные регламенты и стандарты;
- информация о ресурсном обеспечении проекта.
Начинать же управление проектными рисками, как и следует полагать, нужно с планирования.
Планирование управления рисками
Планирование управление рисками – это первый процесс среди всего комплекса процедур по работе с проектными угрозами. Планирование – это инструмент, позволяющий определить выбранные методы, инструменты и степень организации управления относительно конкретного проекта. Институт по управлению рисками (PMI от англ. Project Management Institute) придает данному процессу огромное значение в плане коммуникации с каждой заинтересованной в проекте стороной. В Руководстве PMBoK предлагается такая схема планирования управления рисками (рис. 22.4).
Рисунок 22.4. Схема планирования управления рисками в Руководстве PMBoK.
План управления рисками является документом, состоящим из нескольких разделов, а именно из:
- общих положений;
- основных характеристик компании-организатора проекта;
- уставных характеристик проекта;
- целей и задач управления рисками;
- методологического раздела с описанием методов, средств анализа и оценки, источников сведений, рекомендуемых для использования с целью управления проектными рисками (все инструменты и методы необходимо расписывать по стадиям проектной реализации);
- организационного раздела, включающего в себя распределение ролей и ответственности среди членов проектной команды, а также описание взаимосвязей с другими элементами управления проектом;
- бюджетного раздела, включающего в себя правила формирования и обеспечения выполнения бюджета управления рисками;
- регламентного раздела с указанием сроков, периодичности и продолжительности операций по управлению рисками, форм и состава управляющих документов;
- метрологического раздела, состоящего из принципов оценки, правил пересчета параметров и справочных шкал (они выполняют функцию вспомогательных средств для качественного и количественного анализа);
- пороговых значений рисков – допустимых значений рисковых параметров на уровне проекта и отдельных угроз (необходимо учитывать важность и новизну проектной реализации);
- раздела отчетности, рассматривающего вопросы периодичности, формы, порядки заполнения, сдачи и рассмотрения отчетов;
- раздела мониторинга и документационного обеспечения управления проектными рисками;
- раздела шаблонов для управления проектными рисками.
После завершения этапа планирования управления рисками следует процесс их идентификации.