Архитектурный дизайн и социальный диалог
Наряду с актуальными процессами театрализации новейшая архитектура все чаще сближается с предметным и средовым дизайном, модой, используя методы экспериментального формообразования, интерактивной подачи, различные PR-технологии. Особую популярность приобрели подходы, ведущие активный социально ориентированный диалог архитектурно-художественными средствами: архитекторы обращаются к приемам игровой выразительности для более легкого контакта с потребителем. В современной практике методами дизайна и рекламы пользуется большинство преуспевающих архитекторов, но только для ряда авторов эти понятия выступают важными основаниями персональной художественной системы: У. Олсоп, С. Бениш, П. Кук, Б. Ингельс (BIG), бюро «Diener&DienerArchitekten», MVRDV, MAD, FAT («Fashion.Architecture.Taste» – «Мода. Архитектура. Вкус») (табл. 40).
Уильям Олсоп.Концепция архитектурной «игры» и экспериментального художественного дизайна
Творческая игровая дизайн-концепцияУильяма Олсопа относительно недавно перешла из сферы визионерской архитектуры в область реальной проектной практики (табл. 40). Произведения мастера строятся на взаимопроникновении приемов актуального искусства (в т.ч. авторской концептуальной живописи) и различных технических новинок (трансформируемых конструкций, мультимедийных систем, «устойчивых» эко-технологий) на основе идеи интеллектуальной открытости. Искусство архитектуры жертвует утонченной элитарностью в пользу демократизации творческого процесса и доступности широкой публике. Примерами тому служат изобретательные пространства библиотеки Пекхэм в Лондоне или галереи The Public в Уэст-Бромидже. Подход У. Олсопа балансирует на грани реальных потребностей современной публики и концептуального эксперимента, что отчасти объяснимо и особенностями архитектурного образования. Сегодня мастер признается, что к моменту окончания лондонской Архитектурной ассоциации (АА) в числе его преподавателей были все без исключения члены бюро Archigram, работы которого он воспринимал как научную фантастику.
В случае Олсопа художественное и концептуальное мышление взаимодополняют друг друга. Показательно, что автор с сомнением относит свои живописные произведения (в настоящее время весьма популярные) к искусству. Для него это скорее метод соотношения реальности и сознания, причем метод социально обусловленный. «Мне особенно нравится коллективное рисование, когда другие задают начало моим произведениям. Ведь это очень сложно - нарисовать что-то на белом листе. Но как только кто-то испортил белый лист, он превращается во что-то иное, и появляется точка отсчета. Это не мое решение, а чье-то. В этом смысле, это напоминает архитектуру. Мне кажется, мы должны непрерывно ставить под сомнение конвенции и пробовать, что еще возможно. Иногда это удается, а иногда – нет. Мне интересен сам процесс», – поясняет мастер в интервью В. Белоголовскому.
Мотивы искусства и дизайна активно проникают в архитектуру Олсопа. Ведущей темой художественного решения офисного здания с говорящим названием «Colorium» в районе Медиапорт в Дюссельдорфе стало использование активной колористики в духе группы Де Стиль в характерной для У. Олсопа ироничной манере. Под вечер объект приобретает особую игровую выразительность: искусственное освещение обозначает «бегущие» по фасадам ленты, а провокационное завершение претендует на главенство во всей композиции Медиапорта.
Экспериментальный метод художественной интеграции У. Олсопа наиболее полно воплотился в концепции предметного «дизайна» архитектуры Центров искусств [91].Объекты культурной сферы стали манифестом авторского стиля. Архитекторы обращаются ко всем типам культурно-зрелищных зданий: музеи современного искусства, выставочные павильоны, концертные и универсальные залы, библиотеки и медиацентры, универсальные Центры искусств. Особое место занимают парковые и городские павильоны временного характера.
Конструктивное и технологическое решение трактуется как основа концепции «дизайна» для достижения свойств мобильности и трансформируемости элементов сооружений. Авторы используют конструкции временных сооружений (легкие пространственные, «надувные», оболочки из полимерных материалов) и элементы промышленного дизайна. (Серия остроумных разработок под девизом «Звезда рождается» включает гибкие конструкции, которые могут одновременно служить для организации эстрады и мест для публики.) Универсальный образ построек отражает разнообразие форм и концептуальных принципов современного искусства, выходящего за границы традиционных жанров. В рамках этого подхода вполне объяснимы их программный техницизм и «виртуальность». Произведения Олсопа и Стормера отличает яркая индивидуальность в контрастном сочетании эстетики высоких технологий (хай-тека) и биоархитектуры (бионики). Принципы «green architecture» осваиваются авторами на образно-символическом (синтез архитектуры, воздуха, солнца, воды) и технологическом (создание возможности искусственного контроля микроклимата) уровнях. Природно-климатические факторы применяются как игровой элемент (эффект «растворения» объема в искусственном тумане, примененный в павильоне на Expo 2000).
В градостроительном аспекте смелое размещение сооружений, контрастирующих с контекстом, во многих примерах может показаться спорным, даже агрессивным и случайным, по отношению к среде. Это противоречие частично снимается в рамках авторской концепции игры, сообщающей крупным объектам временный характер архитектуры. Архитекторы увлечены разработкой универсальных форм для небольших мобильных центров искусств (выставочных павильонов, открытых эстрад) с возможностью свободного размещения в городе и на природе.
Концепция игры раскрывается в ряде свойств объектов:
- архитектура мимикрирует под объект промышленного дизайна, превращаясь в остроумно функционирующий механизм – здания-игрушки.
- эпатажный образ сооружений: причудливые «неземные» формы, яркие открытые цвета, абстрактный орнамент в интерьере и экстерьере, иллюзорность и изменчивость.
- искажение масштабных характеристик объектов – крупные сооружения принимают облик временных трансформируемых павильонов.
Организация внутренней структуры следует философии открытого и закрытого пространства. Коммуникационные и распределительные узлы (вестибюли, фойе, переходы и галереи) максимально демократичны и открыты. Материал ограждающих конструкций – стекло. Границы формы растворяются в пространстве. Используются элементы трансформации с включением природного и искусственного окружения в структуру здания. Рабочие помещения (залы, аудитории, кабинеты) четко выделены в пространстве замкнутыми оболочками, выполненными в ключе предметного дизайна.
Технологическому подходу архитекторов сопутствует идея интеллектуальной открытости. Она проявляется в возможности организации инсталляций современных художников в структуре тематического парка искусств; в привлечении внимания широкой общественности к проблемам экологии архитектурно-художественными средствами в комплексном проекте «Центр Земли». Жизнерадостный и игровой характер архитектуры определяет ее открытость массовой публике. В этом плане искусство и архитектура жертвуют утонченной элитарностью в пользу демократизации творческого процесса и доступности обывателю.