Анализ организации световой среды города
Невозможно представить жизнь современного человека без искусственного освещения. Появление электрического освещения в корне изменило ночной облик и психологическую атмосферу городов. Прошло уже много лет как люди перестали удивляться "искусственному солнцу" и свету, который оно излучает. Наверное, поэтому специалисты в области светодизайна столь увлеченно занимаются разработкой новых оригинальных способов освещения.
Каждому современному гражданину необходима комфортная безопасная световая среда в городе, тем более что свободное время большинства людей, их передвижение, общение и отдых приходятся в основном на вечер, а для многих и рабочее время совпадает с темным временем суток. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что искусственное освещение - это важнейшая и неизменная потребность каждого.
Существующее сегодня электрическое освещение является обязательным элементом инженерно-технических инфраструктур любого города. Оно, в большинстве случаев, сложилось спонтанно, в процессе эволюции городского коммунального хозяйства и деятельности энергетических служб. В теории и в практике градостроительства наружное освещение во всех его видах было включено в раздел инженерного оборудования городских территорий. Это обстоятельство сыграло решающую роль в многолетнем игнорировании, недооценке в своей проектной практике большинством зодчих всей планеты эстетики наружного освещения, его богатейших возможностей и созидательного потенциала в художественной интерпретации и гуманизации создаваемой жизненной среды в городах и населенных пунктах. Недоучтено влияние, традиционно проектируемой и рассчитываемой архитекторами и дизайнерами, световой среды города на условия ее зрительного восприятия и оценки лишь в дневное время. В теории градостроительства и архитектуры до сих пор не существует четко обозначенной проблемы формирования искусственной световой среды города как профессиональной и относительно автономной творческой задачи, как самостоятельного раздела любого проекта, нет методологии её решения. Соответственно вполне обоснован определенный интерес к этой динамично развивающейся в последние годы области творческой деятельности, поскольку роль искусственного освещения в городской среде как важнейшего компонента очень велика.
В городе Сургуте исторически сложились 5 районов. Рассмотрим их современное световое оснащение.
Таблица 1 - Анализ световых решений в городской среде г. Сургута
Название района | Световые решения |
ГЕОЛОГОВ | Фонарное освещение дворов и дорог. Крупные торговые центры подсвечены индивидуально, без единой концепции. Оригинальные световые решения: - МЭС Западной Сибири (фасад здания и прилегающая территория в виде райских деревьев); - Храм Преображения Господня. |
ЭНЕРГЕТИКОВ | Фонарное освещение дворов и дорог. Оригинальные световые решения: - ИКЦ «Старый Сургут»; - Главный корпус (Корабль) СурГУ; - Администрация г.Сургута. |
СТРОИТЕЛЬ | Фонарное освещение дворов и дорог. |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ | Фонарное освещение дворов и дорог. Оригинальные световые решения: - ТЦ Сити-центр. |
НЕФТЯНИКОВ | Фонарное освещение дворов и дорог. Оригинальные световые решения: - Бизнес-центр ОАО Сургутнефтегаз». |
РАЙОНЫ НОВЫХ ЗАСТРОЕК | Фонарное освещение дворов и дорог. |
Все вышеперечисленные световые решения представлены в одном направлении – это архитектурно-художественное освещение. Это наглядно демонстрирует, что в городе используются традиционные формы освещения, которые не обеспечивают вариативности.
Оригинальная светотехническая реализация всегда привлекали интерес широкой общественности к новым возможностям освещения, его совершенствования, новым, формируемым стандартам световых решений среды. Эти возможности, стандарты и ожидания неуклонно растут в связи с прогрессом в области светотехники и повышением жизненного уровня людей. Архитектурная и жизненная среда должны создаваться не только для жизни и их восприятия днем (это лишь одно визуальное состояние окружающего мира), но и ночью, и выглядеть при этом не простым повторением дневной среды, а иметь свои характерные образно-эмоциональные качества. Это следует считать вторым зрительным состоянием и архитектурным образом городской среды. От триады Витрувия, определяющей свойства дневной архитектуры как «польза, прочность, красота», для ночной, или «световой», архитектуры остаются лишь польза и красота – от потери одного элемента значение оставшихся двух лишь усиливается.
Актуальная потребность в профессиональном решении вопросов формирования визуально полноценной и в дневное, и в вечернее время городской среды связана со следующими объективными обстоятельствами:
· эстетические качества окружающей среды оцениваются, главным образом, по зрительным впечатлениям, возможным лишь при наличии освещения;
· зрительное восприятие формы во всех ее категориях (пространство, объем, пластика, цвет) зависит не только от её особенностей, но и от качества её освещения;
· высокое качество освещения социально и экономически рентабельно. Оно может быть достигнуто лишь комплексным решением всех взаимодействующих в городском пространстве систем освещения. Установлено, что при качественном освещении снижается уличная преступность и вандализм, повышается экологическая безопасность (меньше зрительных стрессов, вызванных визуальным хаосом и дискомфортной яркостью, недостатком световых ориентиров и информации), растут доходы от вечернего туризма, происходит оживление экономической жизни (развитие светотехнической отрасли, продажа её продукции, рост занятости в сфере обслуживания); увеличиваются отчисления в бюджет города от дополнительного товарооборота и расширения объемов и качества услуг в освещаемых и благоустроенных зонах; экономится время на передвижение в городе, улучшается визуальный комфорт и психологическая атмосфера, что опосредовано положительно влияет на здоровье и работоспособность жителей, повышается социальный престиж города и его властей, в чем большую роль играю СМИ и печатная изопродукция, видео- и кинофильмы с эффектными видами освещенных ансамблей и достопримечательных объектов.