Тема: Способы производства архитектурно-археологического обмера.
Обмерные чертежи выполняют в масштабе 1:50 в аксонометрических проекциях: фронтальный вид, план и разрез. Масштаб 1:50 дает точность обмера до 5 мм и точность построения чертежей до 0,1 мм.
Инструменты: рулетки и складной метр.
Для фиксирования на чертежах архитектурной формы, ее элементы привязывают к выверенным: - прямым (натянутым шнурам);
- вертикалям (отвесам);
- горизонталям (отбитой «нулевой линии»).
«Нулевая линия» – отбитая по всему периметру памятника горизонталь:
· для каждого этажа «н.л.» отбивается отдельно;
· все «н.л.» должны быть связаны между собой;
· отбивка ведется при помощи водяного уровня или нивелира.
Базис –(.)-ки или линии конструкции, от которого осуществляется обмер.
Причалки –натянутые на одном уровне шнуры – вспомогательные базисы для замера плана группы помещений, привязки к внешнему абрису здания
Способы производства архитектурно-археологического обмера:
1. Триангуляция –разбивка любого сложного по форме пространства на отдельные треугольники:
· Треугольник – простейшая геометрическая фигура, у которой каждая (.) м.б. точно определена засечками из двух других углов.
· Точность построения будет выше, если засечки будут пересекаться под прямым углом.
2. Координатный метод обмера –система прямых промеров между отдельными (.)-ми стены и натянутым вдоль нее шнуром (используется при промере кривизны стен).
3. Теодолитный ход –система полярных координат, к нему привязывают основные (.)-ки плана (используют для обмеров помещений сложной конфигурации, а также при наличии разобщенных помещений).
Примечание: обмерные чертежи изготавливают не на подрамниках.
Снятие шаблонов:
а)плоские – наложением кальки;
б)профили – пластилином, затем обрисовывают на бумаге, затем вырезают обратный шаблон, сверяют с натурой, а для большей точности изготавливают гипсовые оттиски.
Тема: Задачи зондажных исследований.
Зондаж –основная форма натурного исследования – ограниченное по площади раскрытие (т.е. проникновение в структуру памятника), произведенное для решения конкретной исследовательской задачи.
Задачи зондажных исследований:
1.Дать сведения о материале и характере кладки, структуре различных частей памятника, о стыках разновременных частей, последовательности возведения частей памятника.
2.Выявить остатки архитектурных форм.
3.Обнаружить детали утраченных частей памятника.
4.Дать сведения об отделке и декоре.
5.Установить техническое состояние скрытых конструкций здания, действие разрушающих факторов.
6.Дать информацию о назначении памятника.
Общие требования к производству зондажей:
1.Наносить памятнику минимальный ущерб (при зондировании не должны удаляться художественные ценности).
2.Целенаправленность ведения зондажей:
· действия ведут на основании исторических сведений, обоснованных визуальным осмотром;
· на основании документально подтвержденных гипотез составляют карту исследований, на которой обозначают места раскрытий.
3.Зондажи выполняют тщательно с приданием правильных геометрических форм.
4.Изучение всей добываемой информации.
5.Фиксация результатов.
Требования к исследователям зондажей:
1.Должны соблюдать все положения.
2.Должны обладать хорошей профессиональной подготовкой
Тема: Основные виды зондажей.
В зависимости от способа производства и степени внедрения в структуру памятника различают:
Зондирование красочных слоев.
Цель:получить сведения об отделке, цвете и фактуре поверхностей.
Выполняется:
· Путем послойной расчистки с тем, чтобы выявить все красочные слои (от начальных к последующим).
· В малозаметных местах, которые меньше пострадали (под карнизами).
· Следует проводить в разных местах, чтобы уточнить искаженность информации.
· Стратиграфия – сравнение различных слоев зондирования, выявление каждого слоя по цветовому решению и выполнение каждого слоя зондажа в колоритной тетради.
· НЕЛЬЗЯпроизводить зондажи, когда наличие живописи не доказано!
Инструменты: острый скальпель, иногда – компрессы (для размягчения красочного слоя).
Примечание: дома XVIII – XIX в. – обои (методы те же).