Историческая и художественная ценность памятника архитектуры.

Введение.

ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ.

Под термином памятник подразумевается историческая и художественная ценность архитектурного объекта.

Историческая ценность – выражается исторической информацией, источником которой служит памятник. К памятникам истории могут относиться сооружения, не имеющие архитектурно-художественной ценности и представляющие интерес только как напоминание об определенных исторических событиях.

Историческая ценность памятника в том, что он служит историческим документом об:

  • уровне развития производственных сил (Эйфелева башня);
  • свидетельстве идеологии и духовной культуры;
  • культурной связи определенной эпохи (миграции артелей строителей).

Примеры:

Ø Успенский собор Московского Кремля (арх. Аристотель Фьюораванти) – построен в период становления русского национального государства

Ø Ансамбль Царского Села = А.С.Пушкин и др. деятели

Ø Триумфальные арки, обелиски, храмы-памятники (Спас-на-Крови)

Художественная ценность– эмоционально-эстетическое воздействие памятника, максимальное раскрытие его художественных качеств.

Художественной ценностью обладает как сам памятник (патина, наслоения), так и окружающая его среда.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТ НА ПАМЯТНИКЕ АРХИТЕКТУРЫ

Основная цель любых работ над памятником – продление его жизни как сооружения, обладающего многосторонней ценностью.

Основные виды работ на памятнике архитектуры:

  1. Ремонт – это периодически проводимые работы по поддержанию памятника в надлежащем состоянии, проводимые обычными строительными методами, при этом основная структура памятника затрагивается минимально, а художественные элементы остаются без изменений:

· смена и окраска кровли;

· восполнение утраченной штукатурки;

· обновление окраски стен.

Примечание: работы ведутся под надзором специалиста!

  1. Консервация – совокупность мер, направленных на защиту или укрепление памятника в его существующем виде (основной вид работ, т.к. обеспечивается максимальная подлинность объекта):

1)Мероприятия по временной защите зданий, которым угрожает быстрое разрушение:

· установка подпорок;

· устройство навесов и т.п.

2)Сложные работы по укреплению и защите памятников, разрушаемых под влиянием длительно действующих факторов:

· укрепление оснований и фундаментов;

· усиление основных несущих конструкций;

· установка связей, воспринимающих усилия распора;

· устранение деформаций;

· мероприятия по борьбе с влажностью;

· сохранность температурно-влажностного режима;

· структурное удаление старых материалов памятника;

· обессоливание кладки;

· биологическая защита и т.п.

3)Консервация руин:

· анастилоз – установка на место перемещенных сохранившихся частей;

· использование элементов благоустройства – для выявления плана

  1. Реставрация – сложный комплексный вид работ по продлению жизни памятника.

1)ФРАГМЕНТАРНАЯ реставрация – включает работы:

· раскрытие памятника путем удаления позднейших наслоений

o раскрытие возможно тогда, когда удаляемые части не имеют ни исторической, ни художественной ценности;

o раскрытие не допустимо, когда оно грозит устойчивости здания или ухудшает условия его сохранения.

· восстановление утраченных элементов.

2)ЦЕЛОСТНАЯ реставрация – это комплекс мероприятий на памятнике, включающее переустройство территорий.

  1. Приспособление– активное включение в жизнь современного общества.

Тема: Историко-архивные исследования.

1. Исследование письменных источников:

1) Поиск материалов, хранящихся в различных архивах:

а)документы, связанные с возведением, ремонтом или переделками:

· проекты

· сметы

· подрядные договоры (на работу, поставку материалов)

· ходатайства о финансировании

· отчеты о расходах и т.п.

· переписка и мемуары

б)свидетельства о существовании памятника

· упоминания

· описи (землевладения, имущества)

в)документы, проясняющие обстановку, в которой создавался памятник.

Система архивного хранения

Фонд –целостный комплекс документов, охватывающий делопроизводство:

· историческая и художественная ценность памятника архитектуры. - student2.ru историческая и художественная ценность памятника архитектуры. - student2.ru данного учреждения

· лица (личные фонды) фондообразователи

· семейства (фамильные фонды)

Дело (или несколько дел)

 
  историческая и художественная ценность памятника архитектуры. - student2.ru

Пронумерованные листы

2) Прочтение документа:наиболее трудна для прочтения скоропись конца XVII-начала XVIII в. (рукописный текст, требует перевода)

3) Проверка подлинности документа:

Источниковедческая критика: - внешняя (проверка подлинности самого документа)

- внутренняя (проверка подлинности содержания док-та)

4) Оформление исследованийв виде перечня просмотренных описей фондов и единиц хранения, а так же в виде выписок (выписывают все части текста, касающиеся объекта с возможной полнотой). При частичной выписке текста нужно записать его заголовок, указать адресата, подпись и т.п. Выписки нужно делать, отмечая отдельно каждый лист рукописи или его оборот, чтобы можно было цитировать нужные отрывки текста с точным указанием листа

Поиск материала

· чертежи, прилагаемые к переписке о строительстве объекта;

· планы, прилагаемые к описи;

· фото- и чертежи, прилагаемые к текстовому материалу в архивах реставрационных мастерских;

· изображения в музеях (худож. полотна)

· работы с натуры самих авторов памятника (!!!)

2) Атрибуция изображения – определение времени, автора (по возможности), обстоятельств создания памятника.

3) Определение достоверности изображения:

· фото – отыскивают негатив – ретушь снижает подлинность

· чертежи: - древние аксонометрические планы делались без масштаба;

- проектные чертежи – проект м.б. не осуществлен;

- фиксационные чертежи имели погрешности при построении;

- предполагаемый древний вид, реконструкция или проект реставрации м.б. субъективен;

- надписи на чертежах – выписывать;

- графика чертежа – красный цвет линий обозначает изменения

Зондажи с разборкой кладки.

Цель: обнаружить скрытые при перестройках элементы.

Выполняется:

· Ограниченно, т.к. связан с нанесением механических повреждений.

· Можно производить тогда, когда есть уверенность, что не нарушится несущая конструкция.

Вскрытие обшивок.

Цель: -выявить остатки старых форм или следы переделок;

- выявить сохранность сруба;

- выявить степень разрушения грибами и паразитами.

Выполняется при исследовании памятников деревянного зодчества.

Тема: Фиксация зондажей.

Фиксация состоит из:

Словесное описание.

В котором максимально подробно указывается:

· дата производства исследования;

· место исследования;

· исследовательская задача;

· способ производства исследовательских работ;

· кто производил;

· кто описывал.

Затем производится словесная оценка:

· как решена задача;

· значение зондажа для изучения памятника.

Зарисовки.

Выполняются в соответствии с общими требованиями + «археологическая копия»

Обмер.

· Выполняется в соответствии с общими требованиями.

· Не выполняется, если результаты малоинформативны.

Фотофиксация.

Выполняется с учетом общих требований протокольно-документальной фотографии.

ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ

Введение.

ИСТОРИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ.

Под термином памятник подразумевается историческая и художественная ценность архитектурного объекта.

Историческая ценность – выражается исторической информацией, источником которой служит памятник. К памятникам истории могут относиться сооружения, не имеющие архитектурно-художественной ценности и представляющие интерес только как напоминание об определенных исторических событиях.

Историческая ценность памятника в том, что он служит историческим документом об:

  • уровне развития производственных сил (Эйфелева башня);
  • свидетельстве идеологии и духовной культуры;
  • культурной связи определенной эпохи (миграции артелей строителей).

Примеры:

Ø Успенский собор Московского Кремля (арх. Аристотель Фьюораванти) – построен в период становления русского национального государства

Ø Ансамбль Царского Села = А.С.Пушкин и др. деятели

Ø Триумфальные арки, обелиски, храмы-памятники (Спас-на-Крови)

Художественная ценность– эмоционально-эстетическое воздействие памятника, максимальное раскрытие его художественных качеств.

Художественной ценностью обладает как сам памятник (патина, наслоения), так и окружающая его среда.


Наши рекомендации