Периодизация искусства Италии XVI века. Итальянская архитектура эпохи Высокого и Позднего Возрождения: общая характеристика и эволюция.

Называется чинквеченто. Политический и экономический упадок, но художественный всплеск. 1495-1559г итальянские войны (между собой Франция, Испания, Империя, но в Италии). 1527г – Сако. Новый идеал человека – раньше свободный, теперь придворный с ограничениями; Государь Макиавели – политическая аморальность. Классическое наследие начинают изучать (античность – изучение, а не поклонение). Переходная фигура – Альберти (1404-1472г), 1й глубоко понял классику.

Высокое Возрождение – ок1500 – 1520/40г.

· Сначала лидирует Флоренция, затем, благодаря папским заказам (и особенно деятельности предприимчивого Юлия 2, при нем идеи Реноватио) первенство отходит к Риму, где формируется местная школа (но ни 1 из великих мастеров не римлянин), Рим одновременно переламывает мастеров . при этом Юлий последовательный военный, при инициации он выкинул ключи Петра, сказав, что они не помогут, привесил меч Павла и шпагу. Флоренция и Рим развивают форму и конструкцию, то в Венеции доминирует цвет и свет. Венецианская школа тесно связана с северными странами (Голландией и Германией, творчеством Дюрера и развитием масляной живописи, сильно усовершенствованной в Венеции). Художник-придворный, раньше защищен цехом, теперь свободен – понимает свою гениальность, но и неустроенность (появляется и исповедальная проза – автобиография Челлини). На архитектуру влияют Брунеллески 9нежный ,дробный) и Альберти (стена и столб вместо колонны и арки). 16в мыслит пространствами, а в 15в архитектура важна сама по себе. Важны идеи Леонардо (многие не реализованы, но продумал город по горизонтали и по вертикали).
Художники:Леонардо да Винчи, Джованни Больтраффио, Франческо Мельци, Андреа Соларио, Корреджо (Антонио Аллегри), Андреа дель Сарто, Джорджоне, Тициан, Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Паоло Веронезе, Тинторетто (Якопо Робусти), Рафаэль Санти.

· Скульпторы:Микеланджело Буонаротти.

· Архитекторы: Донато Браманте, Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Джакомо да Виньола, Джорджо Вазари, Якопо Сансовино, Андреа Палладио, Антонио да Сангалло, Галеаццо Алесси.

Позднее Возрождение – 1520/40 – 1560/90г.

· Сложное для искусства время. В европейской литературе этот период часто называют эпохой маньеризма (в основном во Флоренции), но появляется и фиксирующий классицизм. Затухают новые веяния. Некоторые исследователи считают, что именно в этот период личность художника наиболее значительна. Это время крушения надежд, потерянности, человек-тростник (трагическое восприятие мира). Рим и центральная Италия – 1520-1560г. Венеция и Венето – 1540 – 1590г. До конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима. Последовательная антиклассичность (ее изучают, но отказываются). Появляется интернациональная литература, расцветает книгопечатание, вместе с этим, в 1559г 1й индекс запрещенных книг. 1517 – Лютер, но 1540 – появляются иезуиты.

· Художники:Доссо Досси, Якопо Пантормо, Аньоло Бронзино, Россо Фиорентино, Парамиджанино, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Джорджо Вазари.

· Скульпторы: Бенвенуто Челлини, Баччо Бандинелли, Джамболонья (Джованни да Болонья).

Браманте.

Донато Браманте, 1444, Ферминьяно-1514г, Рим. Юность провел в Урбино (Пьеро и Лучано Луарано), начинал как живописец. В 1476г в этом качестве был приглашен в Милан к Людовико Моро-Сфорца, там познакомился с Леонардо. Но в 1499г он бежал из Милана из-за французов. Переехал в Рим (ок60л), там стал основоположником высокого возрождения, основателем «большого» стиля (год изучал античные памятники). В Риме уже Микеланджело, Рафаэль, Перуццы, Сансовино, Романо. Последовательно отказывается от декоративизма и мелочности – все масштабно, часто использует дорический ордер. Архитектура 16в формируется в Риме за счет приезжих мастеров (большинство из Урбино или севера), заказчики в основном папы (Юлий 2 и Лев 10, сын Лоренцо Великолепного). В Риме не было собственной яркой местной традиции, именно здесь появляется новая архитектура. Но идея вечного города, масштаб. Альберти: стена с наложенной ордерной декорацией и сводчатые перекрытия. Из Милана: центрально купольная архитектура при большом придворном центре. Тут большой импульс к теории архитектуры (Серлио, Палладио, Виньола, Вазари); градостроительные идеи Леонардо (центрические, ротонда с венцом, 5гл крест-куп), куча идей, но реализованы только мелкие. На Рим идеи не Брунеллески (дробная, нежная), а Альберти: не колонна и арка, а столб и стена, идеи сводчатых перекрытий. Зарождается: новое понимание храмового здания (центрическое, базилика с куполом (Иль Джезу)), городского палаццо (квадрат, двор, 3яр – теперь нет двора, 2яр рустовка и ордер), виллы и садово-паркового ансамбля. В 15в – здание важно самом по себе, 16в – мыслит пространством.

Санта Мария дель Паче, двор, 1500-1504г. Центрическая церковь. Уже были дворы в палаццо Венеция и Канчеллерия, от римских дворов – колонны и арки в нижнем ярусе, а 2эт продолжает 1й: столб и пилястра, между ними колонна (это из Милана), угловой столб от Альберти. Шрифт антиква, все очень тонко прочерчено (не утяжеляет). Но на 1эт вроде тоже столб, декорированный пилястрой, ему отвечает пилястра на стене, но есть аркада (нет архивольтов, подчеркивает роль стены). Двор должен был связать церковь, сакристию, трапезную и кухню, а на 2эт он перенес функцию 1 – уединение монахов. Простая, понятная структура, энергетический ритм, выразительность. Угол – сдавленная пилястра в 1эт (торчат только волюты).

Палаццо Канчеллерия. Это не Браманте!!!

Темпьетто, 1502г. Во дворе Сан Пьетро ин Монторио, по заказу Католических королей, мартириум (на месте смерти святого Петра), в плане круглый – уподобление героону. И Серлио, и Палладио напишут о нем, по гравюре Серлио видно, что планировался круглый двор. Это классический дух, новый язык архитектуры, в истоках храм Весты в Тиволи, в Риме, театр виллы Адриана в Тиволи, Перуджино (передача ключей), Боттичелли (Обручение Марии). Новое понимание стены – ниши внутри и снаружи (чередуются прямоугольные и полукруглые), есть ракушки; колоннада римско-дорического ордера (по Витрувию для храма Марса, Геркулеса – символ силы, духа, стойкости) с триглифно-метопным фризом. Единая структура, балюстрада играет роль перехода, ниши и в барабане и куполе. Это идеи центрического храма, внутри идеальное пространство с куполом. Воспринимается очень масштабно, тк стоит в тесном дворе. На 1эт пилястры (16) чередуются с нишами, отвечают колоннам (пластика напоминает капеллу Сан Сатиро), но стена более насыщенная. Часовня и крипта (есть нижняя церковь). В крипте есть стуковый декор.

Двор Бельведер, 1505г. Задача: связать виллу Бельведер (папская резиденция) с папским дворцом и собором, сделать двор для развлечений, а при вилле построить двор для античных статуй (1й ренессансный музей). Еще при Николае 5 Альберти предлагает проект перестройки, это при Юлии 2. Не осуществилась в полной мере. Проблема: перепады рельефа (террасные дворы), разная ориентация зданий, надо обеспечить оборону Ватикана с Востока, в итоге 300м вытянут с С на Ю, связывать должны продольные коридоры по сторонам, с С стена с экседрой, за ней дворик музея с лоджиями. Хотел оградить стенами, есть идея осевой композиции, ярусы соединены лестницей (1я пологая, 2я двумаршевая). На 1яр хотел открытую аркаду, на 2м закрытую, еще 3й. Есть связь со зрелищной культурой: Башня Борджиа с экседрой, а над ней экседра поменьше (как у святилищ или театров) – это со стороны стоянки; завершает композицию большущая башня с экседрой. Но можно трактовать и как классическую 2х башенную виллу с портиками. Источники: Пренесте (ось, террасы, 2маршевые лестницы, открытые портики), Форум Траяна (открытые дворы, ось, замкнутый в себе ансамбль, общая стена). Полная закрытость дворов, динамичность внутри, изолированность. Он хотел нижний ярус открытым, средний закрытый с окнами и верхний (что там?). Соподчиненность ордеров – облегчение, триумфальная арка – идея величия; идея открытых дворов сейчас искажена. В районе Прато, там место для гуляний и парадный въезд в Ватикан.

Вилла Бельведер, лестница. Пандус и ордерная декорация, стремительный рос – винтовая.

Сан Пьетро, 1505-1506г. Центрическое, крестово-купольная система с куполом на барабане (греческий крест). Но все довольно дробно (на храм Мира (Макценция) поставил Пантеон). По углам 4 купольные капеллы, а снаружи 4 колокольни. До его смерти только 4 средних пилона и част южной стены.

Санта Мария дель Пополо. Перестроил хор, 1н базилика, конха, цилиндрический свод с кессонами. Здесь капелла Киджи (Рафаэль).

Палаццо Каприни (дом Рафаэля), 1509-1520г. Надстроен. Отказ от традиций 15в, нет 3яр, нет внутреннего двора, новая организация фасада с севера (?). Мощная тектоника – 1яр руст, структурированность, прорисованность, используется опыт античной архитектуры (римские таберны). На 2яр парные дорические колонны – пластичность и мужественность (каждая на своем цоколе), окна почти на всю высоту этажа. Вводит балюстраду под окнами. Треугольные фронтоны, антаблемент уподоблен триглифно-метопному фризу, усиливает угол (там ¾ колонны), а 1яр поход на аркаду.

Санта Мария Конселлационе в Тоди, 1508-1607г. До 1518г Кола да Капрарола, доделали (?). Влияние Антонио да Сангало Старшего, но идея Браманте (центрическая, может даже был его проект). Традиция постепенного перехода к культуре 16в. Продумана вписанность в пейзаж, ниже города – видим сверху, органика форм и ордерных схем. Купол, с 4х сторон конхи, нет большого ордера (дробная декорация), продуман переход от квадратного плана к кругу и квадрату. Внешний декор отражает внутренний, на барабане спаренные пилястры, чередуются треугольные и полукруглые фронтоны, пилястры на углах и уступах, в барабане ниши и ордерные проемы (единое пронизываемое пространство). Важно выделить подкупольное пространство.

Мадонна ди Сан Бьяджо в Монтепульчано, 1518г. Антолнио да Сангало Старший (Браманте на местную традицию), тоже центрическая церковь, но завершают не конхи, а треугльные фронтоны. Выделяется апсида, полная симметрия, ясный объем. Выделяется башня (колокольня?). Снаружи постепенный рост, внутри пластика ордерных форм нарастает.

Итог: не надо искать резкого перелома, новое было (общеитальянский характер, идеалы гуманизма, мастерство композиций), но это скорее завершение старого этапа (что еще было в 14в?). Объединил разные традиции, создал на их основе свою. Брунеллески: ясная геометричная лаконичность. Франческо ди Джорджо Мартине: функциональность и тектоничность. Альберти в Мантуе: понимание логики античности. Леонардо: стремление к широкой и вольной трактовке архитектурных масс, связь внутреннего и внешнего. Ломбардская школа: сочетание различных материалов, цвет и декор. Плюс изучал римское (своды и купола).

Рафаэль-архитектор.

Рафаэль Санцио, 1483, Урбино – 1520, Рим. Начинает работать как архитектор довольно поздно, но идеи архитектуры, тектоники и композиции волновали его давно. Это уже не отдельный мастер, у него сформировалась огромная мастерская, он руководитель большого художественного коллектива – может решать разные сложные задачи. После 1514г он становится главным архитектором собора Святого Петра (и города Рима вообще), составил базиликальный план. Работает по заказу папы, ведет дворцовое строительство, просто частные заказы. Он – связующее звено между Браманте и Палладио. Но от Браманте (оба из Урбино) берет не пуризм и строгость, а декоративное начало (живописные эффекты, «арнато» манера), он увлечен археологическими изысканиями. К архитектуре пришел как живописец – архитектура живописна. Начинает мыслить архитектурными формами в ранних живописных работах. Например, в Афинской школе, в арках, прослеживается идея центрической постройки, меняется масштаб архитектуры, ее декорация. А в Обручении Марии, архитектура становится ведущей темой наравне с людьми (центрический, архитекторы обожали, а вот священники не любили – не удобен для литургии). В гражданской архитектуре строит не для папы, все палаццо уникальны.

Сан Элиджо дельи Орефичи (церковь ювелира), с 1509г: не всегда согласны, что это Рафаэль, завершает ее Бальтасаро Перуцы. Связывает Тибр и виа Джулия (она отражает поиски регулярного плана Рима, ее недавно проложили). В плане греческий крест (Браманте), миниатюрная, но поверхности разработаны. Постройка вписывается в пространственное решение (архитектура уже не самостоятельна (15в), а мыслит большими пространствами). Постройка вписывается в тот его язык, который вписывается Станции делла Синьятура, все спокойно, плоскостная декорация внутри, выявленная, но плоская снаружи – тк очень маленький переулок. Но контраст материалов (базы, цоколь, еще что то – травертин; а везде римская плинфа). Это центрическая крестово-купольная постройка, но выделяются вертикальные оси. Он вводит термальное окно (изучает классическую архитектуру). Но оно сужено; купол – идея пологого купола (хотя у Брунеллески в Санта Мария дель Фьоре был еще готический – поднимался). Интерьер: большой ордер, почти полное отсутствие декорации, архитектура спокойная, выделяет идею, нет экспрессии. Беленая стена и серый камень – скромная полихромия.

Санта Мария дель Пополо, капелла Киджи, 1512-1520 (1554г закончена, 17в Бернини), на виа Фламиния. Именно от этой площади и будет развиваться главных трех лучник, который будет создан при Сиксте 5. Церковь Августинцев. Типологическое единство с Сан Элиджио. Заказчик Огастино Киджи, папский банкир, друг Рафаэля. Квадратное в плане решение, но это квадрат со скошенными углами – то есть 8уг решение, но это потенция – квадрат становится восьмиугольником. То есть появляется развитие. Полусферческий купол, барабан (чтобы увеличить вертикаль). Он развивает идеи и как декоратор – орнаментальная, декоративная архитектура. Рафаэль спроектировал гробницу Огастино (умирает в 1520г). По рисункам Рафаэля сделана мозаика, он проецирует и две гробницы (делает пирамидальными – это очень редко), форма динамичная. Есть тондо Огастино и Сиджизмондо (его брат), бронзовые, Бернини потом их бронзами заменит. По замыслу в 4х ниша фигуры пророков – Иона, Илья, Аввакум и Даниил. Лоренцетто, ученик, успел сделать только Иону и Илью, две другие сделал Бернини и мастерская. Капелла небольшая, но обильная декорация, пластически стена артикулируется, пространство втягивается. Рафаэль хотел написать образ Вознесение Марии (вертикальная динамика), но поменяли идею и написали рождество Марии (Себастьян дель Пьомбо). Мрамор весь разноцветный, бронза позолочена и тд – то есть насыщенное цветовое и пластическое решение. Больше впечатления роскоши и тяжести. Церковь Сан Элиджо идет к первым Станцам, а эта роспись – ко вторым (Д’Эллиодоро). Явно преобладает вертикализм, то есть привычная сбалансированность несущего и несомого. То есть Рафаэль эволюционировал в своих религиозных постройках.

В гражданской архитектуре работал для знати, нобелей, банкиров и тд, но не для папы. Тоже отталкивается от Браманте (палаццо Каприни – революция): 2яр, руст (пластичность), ордерная декорация и карниз. Каждое палаццо уникально. Много есть проектов (потом кто то достраивал).

Палаццо Видоне Кафарелли, начат в 1515г. Третий этаж достроен, нижний фасад рустован. Меняется характер руста – здесь горизонтальный (более декоративный), палаццо протяженное (Каприни компактное, там выделялись квадры). Горизонтальные прямоугольные окна, чередование полукруга и прямоугольника. На 2м этаже балюстрады, все не очень пластично. На цоколе, спаренный ордер, а балюстрады отодвинуты от цоколя пилястр (это на 2м этаже). Разная пластика, разная фактура. Обилие прорисовок в стене – то есть плоскость разрушается, важен декоративный эффект. Н столько карниз, сколько тень от карниза завершает объем. Сандрики, нет фронтонов.

Палаццо Брешиа (не сохранилось). Для папского врача. Дальнейшее развитие идей Браманте, но нарушается его композиционный принцип – выделяется центральная ось, вводит разные завершения оконных проемов, вводит пилястры на 2яр, горизонтальный руст, есть балкон. Большая декоративность и напряженность искусство. Здесь пилястры (3 наложенных, там колонны), нет балюстрады.

Палаццо Бранкони дель Аквило, 1520 окончен. Для папского камергера. Здесь самая важная революция, но он разрушен. Нарушает идеи Браманте, возвращается к 15в – 3 этажа. В нижнем ярусе сохраняется система открытых арочных проемов (идея римской таберны). На 1эт вводит не руст, а ордер – нижний ярус артикулирован. Также выделяется центральная ось. Самые важные изменения во 2м ярусе – вообще нет ордера, много сложной стуковой декорации (идея фестонов), сочетается обычное и горизонтальное окно. Возникает образная тектоника: низ тяжелый, но 2яр еще тяжелее. Важно теперь контрастное, напряженное и драматичное понимание. На 3яр есть оконные проемы, они почти не украшены, появляется балюстрада, а не карниз (принадлежит и зданию, и воздуху – здание продолжается в окружающем пространстве). То есть нарастает принцип декоративности, легкости, возникает подчеркнуто декоративная система, усиливается снизу вверх. По источникам, палаццо было декорировано фресками на фасаде.

Рисунок Пантеона: нижняя зона – ниша, прикрытая ордером, зарисовывает рисунки эдикул, ордерное решение.

Палаццо Пандальфини с 1520г. Его проект. Строит Джан Франческо Сангало (двоюродный брат Антонио Младшего). Во Флоренцию привносит римские идеи – вновь 2яр, штукатурка и Пьетро Серено (плохой камень, слоистый, его хрупкость и обыгрывалась декораторами). Опять же используется идея балюстрады (хоть и не до конца). Руст не везде – это отличительный знак Сангало. Возникает прихотливое, декоративное понимание фасада, нет ордера, черезуются фронтоны.

Вилла Мадама, ок1517-1525г, 1530-1536г. Незакончена, вместе с Джулио Романо, да Сангало Младший. Джовани да Кудино (?) делал стуковую декорацию, Романо живописную. Вилла на Монте Марио, доже на берегу, тоже на месте въезда в Рима. Для Джулио де Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи), стал папой Клементом 7. В 1537г она досталась Маргарите Пармской (у нее титул Мадама). Когда ее проектировал Рафаэль за образец взяли Лаврентийскую виллу по описаниям Плиния Младшего. Отсюда огромные размеры, хотя восстановили всего маленькую часть, должны были построить намного больше. Террасное строение – динамичная структура, разные уровни, ансамбль вторгается в окружающее пространство. Имела систему дворов, террас, парков, сложных лестниц. Вводится круглый двор – он был в тексте у Плиния, но в оригинальном тексте, он должен был быть D-образным, О- это ошибка переписчика, которая реализована архитектурно. Этот двор должен был замыкать амфитеатр. То есть это развитие античной архитектуры. Напрямую воспроизводилась декорация Золотого дома Нерона. Даже эта вилла сохраняла отчасти идеи крепостного характера. Из виллы открывается вид на окружающий масштаб. Здесь обилие скульптурной декорации, римляне шли за античными текстами (Плиний купил виллу и украсил ее за 1 день, так как в запасниках у него было много скульптуры). Именно сейчас получается, что классика имеет много смыслов, трактовать можно по разному (и пуританство, и более пластичное начало). Рафаэль, Бальтасаро Перуццо (в начале) – представители пуританского классического направления.

Наши рекомендации