Бхубанешвар. Храм Парасурамешвара
Выдающиеся памятники Ориссы сосредоточены в Бхубанешваре - столице государства Калинчи (VIII - XI вв.), в Гури (XI - XII вв.) и в Конараке (XIII в.). В Бхубанешваре, одном из древнейших религиозных центров Индии, насчитывалось около 7000 храмов, расположенных вокруг священного озера, из которых уцелело не более 500. Из них в хорошей сохранности - около 30. К лучшим ранним образцам орисской храмовой архитектуры принадлежат храм Парасурамешвара, построенного около 700 г. (длина 14,4 м, высота 19,2 м), и храм Муктешвара, построенный около 975 г. Оба храма состоят из примыкающих друг к другу деула и джагамохана. Продолговатый в плане джагамохан в храме Парасурамешвара с довольно плоским покрытием ассоциируется с обычной жилой или хозяйственной постройкой. Вход на территорию храма оформляет арка - торана. Композиция орисского храма строится по одной оси из примыкающих друг к другу глухих архитектурных объемов, завершенных каждый своим покрытием.
Мамаллапурам. Ратха Бхимы
Ратха Бхимы и Ганеша воспроизводят чайтьи со сводчатым перекрытием, образующим на торцовом фасаде подковообразную арку. Оконный проем, устроенный в торце здания, получил то же самое название - чайтья. Перекрывающий эти ратхи свод с обоих концов завершается арочными фронтонами. Ратха Бхимы, по-видимому, предназначалась не для храма, а для приюта паломников, так как на ее внешних стенах отсутствуют скульптурные изображения. Многоэтажные здания подобного типа, судя по письменным источникам, были широко распространены в древности. В архитектурном трактате «Мансара», созданном между VI - XI вв. на основе более древних текстов, приводится несколько видов многоэтажных зданий, чаще всего квадратных в плане.
Арга. Мавзолей Тадж-Махал
В 1630 - 1652 гг. в столичной резиденции Агре, по заказу шах-джахана была воздвигнута усыпальницаего жены Мумтад Махал, названная Тадж-Махал. Это величественный памятник архитектуры XVII в. называют «Жемчужиной Индии». Оперируя найденной гармонией пропорций архитектурно-пластических объемов, зодчие создали эмоционально насыщенный художественный образ. Центрально-осевая композиция всего ансамбля предельно ясна, контуры зданий четки. Главное здание с могилой Мумтад Махал, увенчанное легким куполом, приподнято на высокую квадратную платформу, размером 104 х 104 х 7 м, по краям которой стоят тонкие минареты высотой 45 м.Белизна полированного мрамора гробницы подчеркивает величавую торжественность сооружения (общая высота 81 м). Только при приближении вплотную к стенам Тадж-Махала обнаруживается тонкий изысканный орнамент из агата, малахита, янтаря, изумруда, кораллов, яхонтов и других драгоценных пород камня, искусно инкрустированных в мрамор.Тадж-Махал - последнее истинно художественное произведение могольской архитектуры, в котором нашел опыт многих поколений зодчих Индии, средней Азии и Ирана.
Лекция 10
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
(продолжение)
ПЛАН ФА САДЯ ОЙ "ЧАСТИ
Рабат. Мечеть Хасана
Мечеть строилась халифом ал-Мансуром одновременно с Мединой, по видимому, в течение всего периода его правления (1184 - 1199 гг.). Ал-Мансур стремился затмить постройкой все мечети Магриба и даже Востока. Огромный прямоугольник здания (139,32 х 83,12 м) по размерам уступает лишь Мутаваккилии в Самарре. Перекрытие опирается на круглые мраморные колонны. Стены здания укреплены с трех сторон системой арок-ниш, со стороны киблы - контрфорсами. Декор стен состоял из резного стука.
Марракеш. Мечеть Кутубийя
Мечеть Кутубийя в Марракешах - это одна из крупнейших мечетей Магриба: ее 17 нефов занимают в ширину до 92 м.Более толстые крестовидные пилоны выделяют соответствующую дворовому фасаду среднюю часть зала. Главное украшение мечети - ее купола. В трансептальном нефе пять сталактитовых куполов перемежаются потолками артесонадо, в осевом нефе пять шатров артесонадо. Трансептальный неф и пространство михраба выделены сталактитовыми арками; над крестовыми пилонами перекинуты многолопастные арки. Строгая перспектива аркад, чистота линий, собранность декора и непревзойденная красота минарета делают Кутубийю одной из вершин архитектуры Магриба.
Пекин. Храм Неба
Среди алтарных храмов типа «Тань» наиболее выдающимся по своей архитектуре был храм Неба (1417 - 1421 гг.), расположенный в двух километрах к югу от главных ворот Чженьянмынь с восточной стороны от императорской дороги Лидао. В XIV в. в нем раз в год в день зимнего солнцестояния император возносил молитву небу о богатом урожае и совершал обряд жертвоприношения. В 1420 г. храм Неба состоял из ряда сооружений, поставленных на одной оси север-юг, группы второстепенных построек, предназначавшихся для подготовки жертвоприношений и отдыха императора, обнесенных высокими кирпичными стенами и расположенных с западной и восточной сторон от главных сооружений и парка. По конфигурации территория храма Неба, обнесенная оградой, близка к квадрату.
Пекин. Запретный город
Запретный город в самом центре Пекина был отрезан от остального города рвами и пурпурно-красными стенами. Только император и его приближенные имели право здесь находиться, а простых смертных в эту часть Пекина не допускали. Пекин очень древний город, но Запретный город был выстроен только 1420 г. Именно тогда император Чжу Ди из династии Мин перенес свою столицу из города Наньцзин в Пекин. Территория Запретного города лежит на так называемой пекинской оси (север - юг) и окружена широкими рвами и стенами. На входе в комплекс императорского дворца находятся ворота Тяньаньмынь. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, возвышается самое значительное здание Запретного города - дворец высшей гармонии.
Идзумо. Храм Синто
Синтвистское святилище в Идзумо, так называемый Великий холм в Идзумо, находящийся на морском побережье юго-западной части острова Хонсю в префектуре Симане, первоначально был сооружен в 550 г., но в течение веков подвергался реставрации и в 1744 г. был реконструирован. Структура здания основана на местных самобытных приемах, применявшихся в то время при постройке обычных жилищ. Святилище в Идзумо сооружено из хиноки. Эта простая, почти квадратная в плане постройка, пол которой поднят на высоту около четырех метров,разделена внутри перегородкой на два помещения. Высокая двускатная, слегка изогнутая, крыша покоится на стропилах, которые поддерживаются протонами на восьми массивных столбах. Крыша с выступающими тити покрыта дранкой из коры хиноки.
Удзи. Храм Феникса
Придворная культура Хэйан нашла свое отражение и в архитектуре X - XI вв. Блестящим примером пышной светской постройки этого времени может служить сохранившийся до наших дней загородный увеселительный дворец, выстроенный в Удзи, около столицы Хэйан, вблизи буддийского храма Бедоин в 1053 г. В 1074 г. дворец был превращен в одно из зданий храма и получил название Хоодо (зах птицы Хоо), так как в плане здание имеет форму фантастической птицы Хоо (Феникс) с двумя флигелями «крыльями» и «хвостовой» галереей, здесь уже виден значительный отход от китайских традиций.
Лекция 11
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
(продолжение)
Деталь среднего - |
Вормс. Собор
Новый собор в Вормсе был третьим и последним из «имперских» соборов. При всей консервативности общей композиции, навеянной собором в Шпейере, форма, слагавшаяся здесь в процессе строительства, шаг за шагом отражала отход от строгости зрелых форм германской романики в сторону растущей декоративности. Тем не менее собор в Вормсе оставляет целостное впечатление. Строительство началось с восточного конца, и к 1181 г. хор, трансепт и восточный пролет нефа были закончены. Все, включая западные башни и западную апсиду, было готово к 1234г. В дальнейшем здание не перестраивалось до 1900 г., когда продолжавшаяся осадка западного конца, вызвавшая еще в 1429 г. обрушение северо-западной башни, потребовала усиления фундаментов. Эти работы были завершены в 1937 г.
Шпейер. Собор
Строительство собора начато в XI в. В процессе достройки в XII в. собор получает крестовые своды на нервюрах не только в боковых, но также и в среднем нефе. Здесь был применен так называемый прием «связанной системы». Смысл его состоит в том, что каждому звену крестового свода среднего нефа соответствуют два звена боковых сводов. Храм имеет несколько увеличенную длину (до 120 м) и более мощные, чем ранее, башни (особенно над средокрестием). Смягчилась суровость художественного образа здания по сравнению с более ранними романскими постройками.
; |
Клюни. Монастырская церковь
Во время господства в Бургундии ордена бенедиктинцев, старейший и главный их монастырь находился в Клюни. Филиалы его были учреждены в разных странах Западной Европы, в которых, таким образом, получили широкое распространение архитектурные приемы, обусловленные потребностями ордена. В Клюни разрабатывали тип базилики, наилучшим образом соответствовавшей католическоймессе. На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (Клюни III), завершенная в 1107 г. Это была пятинефная базилика с двумя трансептами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами. Хор имел обход и был обрамлен венком капелл. В 1120 г. с западной стороны было пристроено низкое трехнефное здание. В 1125 г. своды обрушились и храм был восстановлен вновь лишь в 1130 г. В 1807 г. церковь в Клюни была разрушена и от нее сохранилась лишь часть южного рукава трансепта.
Поперечный разрез |