Часть третья. Акварель в архитектурном чертеже.
Глава первая. План.
План участка
Выбор того или иного приема акварельной техники в исполнении архитектурного чертежа тесно связан с характером и содержанием самого чертежа. Прежде чем решать вопросы его графики и цветовой обработки, следует отдать себе ясный отчет в том, что составляет наиболее существенную сторону изображаемого, какие его элементы должны быть наиболее полно и ярко выявлены средствами графики. Для этого перед графической обработкой чертежа необходимо проделать эскизную работу. Чтобы получить простой и ясный чертеж, необходимо предварительно выполнить несколько эскизов. Время и труд, потраченные на это, всегда с лихвой окупаются. Работа, сделанная по хорошему эскизу, будет свежа и выразительна, а сделанная без эскиза сама превратится в эскиз со следами многочисленных переделок и неуверенных поисков графического приема.
Начиная изучение вопросов исполнения архитектурного чертежа с плана участка, рассмотрим его особенности с точки зрения изобразительных задач.
Генеральный план предназначен для того, чтобы показать сооружение в связи с окружающим, показать, в какой мере сооружение выполняет свою задачу преобразования природной среды, в какой мере в сооружении правильно учтены требования окружающей обстановки. Генеральный план показывает правильность композиционного расположения отдельных зданий и т. д.
Многочисленные приемы архитектурной графики в изображении генеральных планов можно разделить на три группы: линейно-графические, светотеневые и многоцветные.
К линейно-графическим способам относятся такие, при которых главное в чертеже выделяется силой тона и толщиной линий, с оставлением на периферии чертежа тонких линий и чистой бумаги (рис. 66). По технике исполнения чертеж может быть выполнен пером и тушью, пером и акварелью, а также карандашом и углем.
Так, для генерального плана промышленной площадки наиболее характерна и существенна технико-экономическая связь смежных территорий или сооружений, что наряду с другими соображениями является ведущим в архитектурной композиции такой площадки. Элементы благоустройства имеют подчиненное значение, хотя и не могут быть в условиях нашего строительства оставлены без внимания.
Графика генерального плана промышленной площадки сообразно характеру архитектуры носит черты лаконичного, делового чертежа с монохромным приемом оформления и минимальным применением цветовых средств акварели. Все графические средства сосредоточиваются на технологической схеме, на экономической связи построек, на производственной стороне архитектурной композиции и так же лаконичны, как и сам архитектурный образ; здесь уместны тушь, монохромная акварель, простая обобщенная светотень, четкие линии и формы, носящие подчас схематический диаграммный характер.
Рис. 66. Схематический прием изображения генерального плана. План промышленной площадки. Чертеж выполнен в линиях с монохромной обработкой тушью или темной акварельной краской.
К светотеневым способам относятся приемы работы тушью или акварелью, когда главное в чертеже выделяется яркой освещенностью с контрастной разработкой однотонной светотени, а второстепенные части чертежа, от центра к периферии, погружаются в полутон, что делает их менее заметными (рис. 67). По технике исполнения здесь следует различать приемы отмывки тушью и немногоцветной обработки акварелью.
В генеральном плане города или его части на первое место выступают архитектурная связь сооружений, составляющих единую систему, единую объемно-пространственную организацию целого и частей. Здесь необходимость рельефно выразить значение того или иного градостроительного комплекса определяет общий светотеневой характер чертежа.
Это в наибольшей степени относится к архитектурному центру больших городов, где сосредоточиваются крупные общественные и государственные здания.
Рис. 67. Светотеневой прием изображения генерального плана. План центрального ансамбля города. Чертеж выполнен акварелью в две — три краски со светотеневой обработкой архитектурных объемов.
Сообразно с подобным характером архитектуры графическое выполнение генерального плана носит черты ясной объемной композиции; архитектурные пропорции площади, улицы, отдельного сооружения и его частей выявляются в чертеже светотенью с достаточной детализацией главных частей в планировке и застройке. Графика здесь способствует концентрации внимания на главном; его акцентировка достигается приемом светотеневого сгона либо более ярким и интенсивным цветом в центре чертежа с размывкой по краям (рис. 67).
Наиболее сложным и вместе с тем реалистичным в изображении гениальных планов является третий, многоцветный, способ акварельной обработки чертежа. При правильном, обдуманном применении этот способ дает наиболее ясное и исчерпывающее представление о будущем строительстве. При многоцветной акварельной обработке чертеж генерального плана рассматривают как картину с самолета, с передачей характерных черт местной природной среды, освещения, красок.
Такое изображение генерального плана наиболее доступно и понятно зрителю, так как свободно от всяких условных обозначений или условных графических приемов; оно наиболее наглядно и образно передает общую' композиционную идею сооружения, дает наиболее правильное и полное представление о характере его архитектуры (рис. 68).
Рис. 68. Полихромный прием изображения генерального плана. План санатория или дома отдыха. Чертеж выполнен акварелью как многоцветное живописное изображение территории с самолета.
Генеральный план дома отдыха или санатория должен давать представление об условиях для отдыха и лечения трудящихся. Здесь важно в генеральном плане наиболее выпукло показать связь архитектуры с ее природным окружением: выявить важную роль здоровой, красивой природной среды в лечебном процессе. Архитектурному облику домов отдыха, пионерских лагерей, спортивных площадок и пр. наиболее соответствует в чертеже живой, многоцветный колорит; цветная акварель здесь наиболее уместна. В генеральном плане этих сооружений акварельная обработка позволяет хорошо выявить столь важную здесь композиционную роль зелени и воды в общем архитектурном целом.
Приемы графической обработки генеральных планов могут быть применены и самостоятельно и в различных сочетаниях. Во многом это зависит от сложности генерального плана, от его характеристики и от графического исполнения смежных чертежей, входящих в состав всего проекта. Совместное применение нескольких приемов часто применяется при составлении генеральных планов больших городов или обширных районов. В этом случае промышленные территории, железнодорожные узлы, складские базы и т. п. показывают плоско, условно, схематично, монохромно, а селитебные территории — более объемно, пластично, с нанесением падающих теней, чтобы показать этажность жилой застройки, высоту и объемное построение общественных зданий, выделить общественный центр города и т. п. Цветом выделяют скверы, бульвары, парки, лесопарки, внутриквартальную зелень, спортивные сооружения, территории специальных выставок и т. п. Цветом также выделяют водоемы, реки, озера, которые в планировке населенных мест имеют большое функциональное и композиционное значение.
План сооружения
План сооружения предназначен для того, чтобы показать расположение помещений, их внутреннюю связь между собой, показать общее архитектурное построение здания. По плану здания судят об его удобстве и красоте, о выразительности и общей архитектурной композиции.
При выборе приема графического исполнения плана следует иметь в виду его специфическое назначение. План может быть технологический, конструктивный и общий — архитектурный.
Технологический план служит выявлению внутренней рабочей связи помещений, удобства расположения необходимого оборудования, мебели и пр.; показывает организацию процессов производственной и общественной жизни, которые будут протекать в новых сооружениях. Для изображения таких планов существует схематическая, диаграммная графика. В технологическом плане промышленного сооружения показывается без деталей и частностей расстановка оборудования, указывается технологический поток продукции предприятия, производственная эффективность планировки помещений и т. д. В подобном плане общественного сооружения схематично и общно показываются количество зрительных мест в зале, график движения посетителей, оборудование сцены или оборудование кухни в общественной столовой и т. д. В технологическом плане жилого здания показываются наиболее удобные варианты использования жилой и полезной площади — кухни, ванной; устройство всевозможной механизации и т. д.
Графика технологических чертежей носит всегда характер простого, лаконичного и схематического изображения.
Конструктивный план показывает характер строительных материалов и конструкций, принятых в проекте будущего сооружения. Конструктивный план служит основанием для составления сметы и определения стоимости постройки. В проектной и строительной практике принята определенная линейная графика конструктивных рабочих чертежей со всеми твердо установленными способами обозначения размеров, материалов и т. п., изучаемая в специальных курсах черчения.
Рис. 69. Традиционный прием изображения плана сооружения. Архитектор О. И. Бове. При выполнении архитектурного плана сооружения, показывающего величину, пропорции, композиционную связь помещений, графический прием черного однотонного печатного рисунка наиболее выразителен и уместен.
В конструктивных планах средством изображения является линия. В зависимости от установленных правил линии конструктивного чертежа могут изменяться по толщине, по силе тона, по цвету, по характеру прерывистого пунктира или штриховки.
Архитектурный план, которому здесь будет уделено наибольшее внимание, определяет общее композиционное построение здания, его пропорции и зависит от его назначения. План дает основу для представления об архитектурном образе здания.
В начертании архитектурного плана, изображаемого обычно в масштабах 1 : 400, 1 : 200 или 1 : 100, опускаются многие технологические и конструктивные частности; оставляются лишь наиболее важные для архитектуры элементы здания, которые изображаются тонко и лаконично. Все внимание графики сосредоточивается на общих основных моментах архитектурного построения плана и его композиционных достоинствах. Традиционным материалом архитектурной графики в данном случае служит черная тушь.
Чем мельче масштаб, тем большее значение приобретают в чертеже общие соотношения величин, единство композиции частей и целого. Чем крупнее масштаб, тем больше он привлекает внимание к деталям, к отделке пола, стен, потолка, тем больше должно появиться деталей в чертеже.
Архитектурный план сооружения может исполняться не только в туши, но и иметь различную окраску, если это нужно для графической связи с другими чертежами. При этом расцветка плана производится весьма сдержанно, ибо только общий условный цвет в туши дает наибольшую возможность выявить в плане основные, наиболее существенные черты построения целого.
Техника четкого, черного, печатного плана для архитектурного чертежа наиболее выразительна. В качестве иллюстрации такого приема здесь приводятся чертежи мастеров начала XIX века. Проекты архитекторов О. И. Бове (рис. 69) и Н. А. Львова (рис. 87) показывают, что традиции архитектурной графики в исполнении планов сооружений установились уже давно. Такая графика плана сосредоточивает внимание зрителя на основных чертах архитектуры здания, на его композиционном построении, на форме и пропорциях помещений, на соотношении тектонических частей здания, на выделении главного и второстепенного, выявляет характер архитектуры здания, его значительность или интимность, величественность или простоту и т. д. Чем проще графика плана, тем яснее его тектоническое построение, тем более правильное представление создается об архитектурном строе всего сооружения.
План помещения
План отдельного помещения представляет собой фрагмент общего плана, его деталь, которая показывает во всех подробностях характер архитектурной обработки этого помещения. Такой детальный план исполняется обычно в крупном масштабе — 1 : 50, 1 : 20, 1 : 10 и крупнее.
Крупный масштаб плана отдельного помещения требует детальной разработки всех проекций; в состав чертежей по отделке помещения входят план пола, план потолка с отделкой и, если нужно, промежуточные планы — галерей, антресолей, ярусов и пр. Если общий архитектурный план сооружения может и должен исполняться в условной графике однотонной отмывки тушью, то архитектурный план отдельного помещения, выполняемый в крупном масштабе, должен в графике иметь совершенно реалистические, изобразительные черты. План помещения должен служить ясным и точным заданием для отделки помещения, т. е. полностью соответствовать натуре будущего сооружения.
План помещения показывает полный рисунок пола, будь то каменный, деревянный, выложенный керамической плиткой или какой-либо иной. Такой план воспроизводит цвет и фактуру материала; чем крупнее масштаб, тем более ярко и фактурно передается материал и способ его фактурной обработки, чеканки, полировки и т. д. Прилагаемые таблицы показывают графические способы изображения пола деревянного, паркетного и пола из керамических плиток разного размера и разной обработки (рис. 70 и 71).
Цветовая обработка таких планов сводится к трем стадиям работы (рис. 70, 71). В первой стадии, после того как нанесен контур, производится общая цветовая подготовка. Она по своему колориту должна характеризовать строительный материал покрытия. Чем крупнее масштаб плана, тем локальнее или натуральнее подбирается собственный цвет материала. Во второй стадии наносятся полутона с оставлением световых кромок для будущих бликов. Цвет полутонов обычно подбирается нейтральный, чтобы собственный цвет был заметнее на бликах, как это всегда бывает в интерьерах. В третьей стадии наносятся тени в углублениях рельефа в швах, в крупнозернистой фактуре, и если это дерево, то наносится его текстура.
Рис. 70. План помещения с рисунком паркетного пола. Чертеж показывает по стадиям работы приемы акварельной обработки плана помещения с паркетным полом.
Если к концу работы обнаруживается некоторая пестрота в рисунке пола, то ее можно привести к обобщению светлым полутоном.
В план помещений первых этажей включаются террасы, галереи, подъезды и т. п. Полы этих помещений нередко покрываются естественным камнем, гранитом, известняком, мрамором и кирпичом. Каменный пол может быть выложен плитами геометрической и случайной формы с выкладкой того или иного рисунка. Технические приемы акварельной обработки такого плана применяются такие же, как при обработке чертежей фасадов каменной и кирпичной кладки. Ниже приводятся методические таблицы, иллюстрирующие приемы акварельной обработки фасадов каменных сооружений (рис. 88, 89, 92, 94, 95).
Наиболее важной стороной в исполнении архитектурного плана помещения является изображение потолка. Потолок завершает помещение и имеет определяющее композиционное значение в облике интерьера. В архитектурной графике изображение потолка занимает значительное место.
В больших залах общественных зданий иногда бывает нужно композицию потолка художественно завершить определенным изобразительным содержанием. В таком случае чертеж потолка становится проектным заданием для художника монументальной живописи или скульптуры. Такой чертеж должен ясно показать тематику и схему композиции плафона, связанные со всей архитектурой интерьера, технику и последовательность исполнения. На основании такого задания художники делают рабочий эскиз в большом масштабе. Исполняемый затем на месте плафон может получить большое самостоятельное художественное значение.
В практике монументальной живописи установилось два типа композиционного построения плафонов. Первый характеризуется преобладанием пластических, рельефных и монохромных элементов, второй — преобладанием элементов живописных, плоских и цветных.
Для показа штукатурного и лепного потолка применяется простейшая однотонная светотеневая обработка чертежа (рис. 73). Она складывается из мягкой цветовой подготовки, мягкой моделировки формы, серебристых полутонов и теплых сдержанных рефлексов.
В плафонах такого типа часто применяется гризайль. Она близка по колориту к белым рельефным потолкам, изображая светлые одноцветные рельефы. Графика архитектурных чертежей по колориту и манере также близко подходит к гризайли. В первой стадии наносят серебристые полутона с пропусками бликов, затем более темные собственные и падающие тени и, наконец, теплые серо-золотистые рефлексы.
Более сложны в архитектурной графике потолки с фресками или плафонами масляной живописи, с деревянными балками или кронштейнами с металлической арматурой, большими люстрами, входящими в архитектурную композицию потолка, и т. д.
Исполнение плана такого потолка требует высокой художественной подготовки и совершенного владения акварельной техникой, ибо зачастую композиция потолка включает большое количество скульптур и барельефов, многофигурных живописных изображений; подобный чертеж потолка сам по себе может служить эскизом художественного произведения монументального искусства (рис. 72).
В качестве примера живописного решения потолка и приемов его изображения здесь приводится обмерный чертеж архитектора Н. Я. Тамонькина (рис. 72). На нем изображается плафон дома № 14 по Кадашевскому переулку в Москве с оригинальной композицией. Композиция плафона представляет большой интерес как по рисунку, так и по цвету. В цветовом отношении она имеет гармоническое сочетание красок. В этом четырехчастном сочетании принимают участие: группа светло-желтых, золотистых и светло-коричневых красок с одной стороны, с другой серо-сиреневые, затем доминирующий темно-розовый цвет с зелеными букетами и светло-розовыми цветами. Такое гармоническое сочетание красок оставляет хорошее впечатление как в натуре, так и в чертеже. В рассматриваемой композиции интересно задуман рисунок плафона. Он состоит из пышно орнаментованной рамы и ажурной решетки с уменьшающимися к центру потолка клетками. Это дает интересный перспективный эффект поднимающегося прозрачного купола, что придает всему потолку необычайную легкость и воздушность. Контур чертежа исполнен комбинированной техникой, в которой сочетается простой и цветной карандаш светло-коричневого тона, тушь, перо и акварель.
Примером наиболее сложной композиции плафона служит акварель А. П. Брюллова (рис. 106) с перспективой интерьера «Сикстинской капеллы». Многофигурная композиция плафона, исполненная Микеланджело, сама по себе представляет одно из значительнейших произведений монументальной живописи итальянского Возрождения.
Рис. 71. План помещения с рисунком керамического пола. Чертеж показывает по стадиям работы приемы акварельной обработки плана помещения с керамическим полом.
Рис. 72. Монохромный прием обработки плафона. Плафон бывш. дома Найденовых в Москве. Рисунок архитектора Н. Я. Тамонькина. Плафон написан гризайлью и имеет общий с рельефным карнизом скульптурный светотеневой характер.
Рис. 73. Полихромный прием обработки плафона. Плафон дома № 14 по Кадашевскому переулку в Москве. Акварель архитектора Н. Я. Тамонькина. Плафон написан многокрасочной палитрой неизвестным мастером монументальной живописи.
Глава вторая. Разрез.
Конструктивный разрез
Разрез — очень важный чертеж среди всей проектной документации, которую архитектор готовит для строительства. Разрез показывает, как и из каких строительных материалов будет строиться сооружение от фундамента до кровли, какие конструкции будут применяться, какую архитектурную систему представляет собой сооружение. По разрезу видно, как будет протекать жизнь внутри сооружения и как она свяжется с внешним миром, как соединяется вся сложная совокупность конструктивных, утилитарных и художественных требований в единое архитектурное целое. И, наконец, разрез дает возможность показать характер и масштаб архитектурного пространства интерьеров, их архитектурную, скульптурную и живописную обработку.
В практике проектирования в зависимости от назначения чертежи разрезов делятся на конструктивные и архитектурные.
Конструктивные разрезы предназначаются для того, чтобы показать строительную сторону дела, подсчитать стоимость постройки, обеспечить стройку рабочими чертежами, по которым непосредственно возводится сооружение, заготовляются на заводе детали для последующего монтажа на строительной площадке. Графика конструктивных, или рабочих, чертежей, как уже говорилось, имеет свои законченные формы и методы изображения, основанные на приемах линейного рисунка, с различной толщиной линий для выделения главных элементов, с условной штриховкой и т. д.
Казалось бы, что конструктивный, рабочий, чертеж разреза, исполненный посредством чертежных принадлежностей, не нуждается в особой разработке приемами художественной графики. Однако строительная практика убеждает, что конструктивный чертеж, исполненный со знанием технической стороны и вместе с тем с художественным вкусом и высоким изобразительным мастерством, оказывает большую помощь в улучшении строительства и получает от строителей высокую оценку; он лаконичен и полон, понятен и четок, красив и убедителен.
Линейный чертеж без использования художественных графических приемов превращается в мало понятное скопление однообразных линий и цифр, что затрудняет его чтение и не способствует производительной работе на постройке.
Графические приемы линейного чертежа направлены на то, чтобы дифференцировать, сгруппировать линии, выделить очертания или сечения наиболее важных конструкций, разной толщиной и характером линий передать степень важности конструктивного элемента, его материал, способ изготовления и т. д.
Графические приемы заключаются в установлении различной толщины линий и характера их нанесения. Наиболее толстыми линиями обычно наносятся стены, опоры, колонны, металлические конструкции или арматура; более тонкими наносятся очертания второстепенных— деревянных, стеклянных и других конструкций; еще более тонкими линиями намечаются оси, размеры; когда линиям хотят придать еще более незаметный вид, тогда меняют их характер, придавая им различный вид пунктиров; наименьшую толщину линий применяют в штриховках, тушевках и т. д.
Графика линейного чертежа должна служить быстроте чтения чертежа, ясности представления осуществляемой конструкции, должна помогать производительной работе на постройке.
Архитектурный разрез
Архитектурный разрез показывает внутренний и внешний облик здания, дает возможность увидеть его удобство и красоту.
В архитектурном разрезе различают три основные части: во-первых, картину внешнего окружения здания; во-вторых, плоскость сечения по сооружению и земле, в-третьих, внутренние помещения с их архитектурой, отделкой и деталями. В графической разработке архитектурного разреза эти три части чертежа должны быть очень четко разграничены и выделены; от выразительной характеристики каждой части зависит ясность и графическое качество архитектурного разреза.
Наименее реальна, условна в изображении разреза сама плоскость сечения стен или других элементов здания, которая в силу этого в архитектурных разрезах либо оставляется белой, либо заливается черной тушью или такой краской, которая лучше всего отделяет сечение от остальных частей разреза. Плоскость сечения сильнее всего выделяется тогда, когда она оставлена белой или залита черной тушью; покраска сечения сразу же ставит его в цветовую взаимосвязь с обработкой остальных частей чертежа, что затемняет построение всего изображения и затрудняет его чтение.
В чертежах старых мастеров бывают разрезы с полным показом конструкций разрезанных мест и с такой покраской сечения, которая соответствовала натуральным цветам строительных материалов; такие разрезы восполняли отсутствие конструктивных разрезов.
В советской практике архитектурного проектирования прием белого сечения применяется чаще всего; он наиболее прост, красив и имеет специфику архитектурного чертежа. Белое сечение оставляет чертеж свежим, светлым и очень выразительным в акварельной обработке. Его дополняет конструктивный разрез, расшифровывающий белые места архитектурного разреза.
Переходя к последующей окраске архитектурного разреза, необходимо установить, где, в какой части чертежа будет сосредоточен наибольший свет, насыщенность цвета или наиболее выразительная светотень. Это решается по-разному, в зависимости от того, в какой мере тот или иной изобразительный прием соответствует образному содержанию архитектурной темы чертежа. Так, подход к графике разреза будет различным для театра с его богатой по цвету архитектурой интерьера, для залитого светом и раскрытого к природе интерьера санатория, для скромного интерьера школы и т. д.
В разрезе театра все внимание сосредоточивается на интерьере зала, который доминирует в разрезе. Зрительный зал в композиции разреза является колористическим центром, наиболее насыщенным по цвету.
Для помещений второстепенных дается менее интенсивная расцветка, гармонически оттеняющая колорит главного зала. Интерьеру театра, в целом исполненному в цвете, противопоставляется спокойный, серебристый, воздушный фон внешнего окружения, который оттеняет цветовую композицию зала и выделяет его как главное в чертеже. Такой графически осмысленный чертеж делает правильный акцент на основном помещении, сосредоточивает на нем внимание зрителя, правильно отражает специфику сооружения.
Иначе может быть, например, построен колорит архитектурного разреза санатория. Здесь важно в архитектуре интерьера показать ее общий светлый, солнечный облик, обращенность интерьера к природе. Здесь основным изобразительным приемом служит его наибольшая сила освещенности, солнечный свет, чистый воздух. Соответственно этому архитектура интерьера, архитектурные детали и пр. выявляются легкой, нюансной светотенью, выдержанной в светлых, тепло-серебристых тонах. Главное помещение интерьера приобретает наиболее светлый, богатый по светотени архитектурный облик. Окружающий здание пейзаж, в противоположность примеру с театром, выполняется в полную силу красок, как бы образуя богатую по цвету оправу для светлых форм архитектуры, передавая непосредственную связь архитектуры с природой, с зеленью, водой, солнцем, воздухом.
В практике проектирования существует два приема светотеневой обработки разрезов. Первый способ характеризуется прямым солнечным светом, второй — рассеянным светом пасмурного неба. При хорошем освоении этих приемов их можно эффективно совмещать для выделения центральных помещений интерьера, для более тонкой и образной трактовки чертежа.
Способ прямого солнечного света целесообразен в том случае, когда интерьер характеризуется рельефной архитектурой, скульптурной трактовкой стен, одноцветной и светлой фактурой строительных материалов, крупными выступающими архитектурными деталями и т. д. Тогда прямой свет даст богатую светотень, красивый узор падающих, обратных, теней и рефлексов, выявит крупные выступающие детали, хорошо оттенит пластику криволинейных стен как в свету, так и в тени. Этот прием придаст архитектурному облику интерьера оживленный, светлый, праздничный характер.
Мастера русского классицизма часто пользовались этим приемом (рис. 75). Особенно часто они это делали тогда, когда интерьер здания проектировался одноцветным, с рельефной обработкой стен, со скульптурными деталями. В их разрезах прямой солнечный свет хорошо выявляет пластические и монументальные черты архитектуры интерьера. В качестве примера здесь приводится разрез конкурсного проекта Пантеона Отечественной войны 1812 года архитектора Д. Кваренги. Этот разрез выполнен тушью в сочетании с акварельными красками.
Способ выявления архитектуры интерьера при помощи светотени от прямого света применялся мастерами архитектуры не только при проектировании общественных зданий, где удельный вес пластической обработки интерьера был велик, но и при проектировании жилых зданий для городских резиденций состоятельных заказчиков. Эти здания также носили парадный характер. В качестве примера здесь может быть рассмотрен проект архитектора Н. А. Львова (рис. 87).
Этот проект интересен во многих отношениях: во-первых, в нем хорошо показана техника изображения четкого черного, как бы печатного архитектурного плана; во-вторых, хорошо показаны приемы передачи трехмерной архитектурной формы интерьеров и фасадов при помощи светотени от прямого света с применением туши и акварели; в-третьих, этот чертеж интересен совмещением трех основных проекций, определяющих архитектурный облик здания. На одном небольшом листе помещается весь архитектурный проект.
Рис. 74. Разрез дворца. Архитектор М. Ф. Казаков. Фрагмент чертежа показывает приемы обработки архитектурного чертежа тушью в сочетании с многоцветной акварелью.
Способ рассеянного света целесообразен в том случае, когда интерьер характеризуется плоскостной архитектурой, живописной трактовкой стен, многоцветной фактурой строительных материалов, с деталями, выделяющимися не столько рельефом, сколько цветом. Тогда рассеянный свет даст мягкую светотень; собственные цвета строительных материалов и живописная разработка стен, потолков, ниш и филенок получат первостепенное значение, весь интерьер в целом приобретет колористический облик в противоположность пластическому, который создается ярким прямым светом. Этот прием придает архитектурному облику интерьера выражение покоя, значительности, а при определенной светлоте всего чертежа — оттенок лиричности.
В этом смысле хорошим примером может служить чертеж архитектора М. Ф. Казакова из его альбома «партикулярных» строений — проект дворца с богатой цветной отделкой интерьера (рис. 74). В контраст к тонко и детально разработанным комнатам здесь введен резкий, условный цвет плоскости сечения стен. Красный цвет в плоскости сечения старыми мастерами применялся редко. В этом примере он контрастно противопоставлялся светлым тонам внутренней отделки стен.
При сопоставлении приведенных архитектурных разрезов (рис. 74 и 75) обращает на себя внимание то, что светотень от прямого света (рис. 75) хорошо выявляет пластику архитектуры общественного здания, его спокойные и монументальные формы. Светотень от рассеянного света (рис. 74) хорошо выявляет цветовой облик жилого здания, черты его декоративной, жизнерадостной, интимной архитектуры.
Рис. 75. Проект Пантеона 1812 года. Архитектор Д. Кваренги. Разрез показывает приемы графического исполнения чертежа с ограниченным применением цвета.
Совмещение приемов прямого и рассеянного света целесообразно и в том случае, когда на большом разрезе необходимо особо выделить наиболее важное помещение. Тогда периферийные помещения погружаются в полумрак рассеянного света, а центральные освещаются прямым светом, который заставляет зрителя сосредоточить на них внимание, выявляет архитектурную разработку интерьера, придает хорошо освещенным помещениям значение композиционного центра и т. д.
Важно помнить, что при исполнении наиболее освещенных мест, которые выделяются и на которых сосредоточивается внимание, светотень наносится точно, с четкими очертаниями границ, как можно светлее и ни в коем случае не контрастно и не черно; такую ошибку очень часто делают неопытные акварелисты, ошибочно полагая, что более сильный контраст передает более яркое освещение.
В цветовой обработке разрезов очень важно учитывать масштаб чертежа, так как окраска изображения имеет свою масштабность. Разрезы мелкого масштаба выполняются в колорите отдаленных планов, т. е. менее интенсивными и яркими по цвету, более мягкими по очертаниям, нюансными по светотеневым контрастам, более обусловленными воздушной средой, серебристыми цветами. Такой чертеж всегда масштабен, здание кажется отдаленным и большим, несмотря на мелкий масштаб изображения. Напротив, в чертежах крупного масштаба отчетливы локальные цвета, интенсивен цвет, контрастна светотень. При крупном масштабе чертежу свойственны черты колорита переднего плана, при мелком масштабе — черты колорита дальних планов.
Серьезной частью архитектурного разреза являются развертки стен. Развертки стен имеют большое практическое значение в строительстве и реставрационных работах. В развертках дается точная расколеровка стен, делается подбор рисунка и материала, детально разрабатываются лепные детали, роспись стен, делается окончательный эскиз живописных вставок; на развертках изображаются двери, печи, камины, световая арматура, драпировки, мебель. Развертка дает возможность на постройке поставить пробы колеров, сделать образцы росписи, пробные фрагменты живописных филенок, выбрать необходимые отделочные материалы.
Глава третья. Фасад.
Колорит фасада
Проекция фасада — портрет будущего сооружения, его лицо. Чертеж фасада точно передает построение архитектуры сооружения, выявляет художественные особенности облика и его красоту. Однако сам по себе линейный чертеж фасада не дает ясного представления о форме здания и понятен лишь профессионально подготовленному зрителю. Но при помощи акварельной обработки чертежа полностью раскрываются архитектурные качества фасада, воспроизводится живой и реальный архитектурный образ.
Архитектурные чертежи имеют свою специфику. Они должны дать представление об удобстве, экономичности, прочности и красоте будущего сооружения. Чтобы отвечать этому назначению, чертеж должен отличаться от станковой живописи, хотя и неотступно следовать ее законам. Архитектурный чертеж должен быть прост, лаконичен, ясен, убедителен. По архитектурным традициям установился определенный характер чертежа. Он всегда сдержан по краскам, точен по рисунку и тщательно моделирован. Примером такого чертежа может служить архитектурный эскиз городской площади итальянского художника XVIII века Тьеполо (рис. 76).
Традиции архитектурной графики поддерживались и русскими зодчими XVIII и XIX веков. В качестве иллюстраций здесь приводится ряд чертежей: фасад М. Ф. Казакова (рис. 77, чертежи, на которых совмещены план и фасад, архитекторов О. И. Бове (рис. 69) и Н. А. Львова (рис. 87), а также фасады А. Г. Григорьева (рис. 85 и 86).
В современной графике нашли место более многоцветные приемы изображения фасадов. Однако лишь те из них отвечают высоким профессиональным требованиям, в которых в меру применен цвет, с соблюдени