Техника исполнения шрифтовой надписи в архитектурном чертеже

Компоновка и разметка шрифтовой надписи.Шрифтовое оформление архи­тектурного чертежа начинается с опре­деления места каждой шрифтовой поло­сы в композиции чертежа. Затем изби­рается размер заглавных и пояснитель­ных надписей, где главным размерным показателем служит высота строки h. Исходя из объема заголовка и поясни­тельного текста рассчитывается количе­ство строк. Затем проводятся две парал­лельные линии, ограничивающие строки но высоте, и, если того требует характер избранного шрифта, проводится средняя горизонтальная линия, на которой рас­полагаются поперечные элементы букв Н, А, Ч и т. д. Затем рассчитывается ко­личество букв в каждом слове, а также величина интервалов между знаками и словами, которые отмечаются верти кальными (если шрифт имеет верти­кальную направленность) или наклон­ными (если шрифт имеет наклонный характер) линиями. В шрифтах с высо­той строки 2,5; 3,5 и 5 мм можно без ущерба соблюдать одинаковые интерва­лы между всеми буквами. В шрифтах с высотой строки в 7, 10, 14, 20 мм и т. д. интервалы между буквами следует де­лать переменными, с расчетом характе­ра начертаний букв разной формы. В полученную сетку линий вписываются отдельные буквы.

Если надписи выполняются с приме­нением летрасета, трафарета или фото­коллажа, то разметка шрифтовых стро­чек ограничивается двумя горизонталь­ными линиями по верху и низу строки. Интервалы между буквами и словами рассчитываются на глаз.

Расположение шрифта в архитектур­ном чертеже может быть или в виде за­полненного текстом прямоугольника (см. рис. 103), или в виде ряда строк, расположенных «флажком» (см. рис. 101). Во втором случае текстовая поло­са ограничена слева вертикальной лини­ей, а справа не имеет четкой границы, так как каждая строка может состоять из разного количества знаков.

Исполнение шрифтовой надписи карандашом, рапидографом, фломасте­ром.С помощью карандаша, рапидогра-фа, фломастера можно изобразить шрифтовые гарнитуры в любой графи­ческой технике, линиях с применением штриховки и заливки (см. рис. 100— 102). Выбор соответствующего стиля шрифта, оформляющего чертеж, зависит от графической техники изображения архитектурных проекций. В карандаш­ном чертеже целесообразно изображе­ние шрифта в толщину линии каранда­ша. Для этого следует выбирать шрифт с характером начертания букв в линию одной толщины. В чертеже, выполнен­ном в технике тушевой линейной гра­фики с заливкой, целесообразно шриф­товое оформление от руки с использова­нием тонкого фломастера или рапидографа. Если масса залитых черной тушью элементов архитектурных проекций до­статочно существенна, то в чертежном оформлении можно использовать шрифт с массивными буквами. Элемен­ты такого шрифта сначала обводятся линией по контуру, а затем простран­ство внутри контурного изображения буквы заливается тушью. Необходимо учесть, что шрифт массивный, с боль­шой долей залитых тушью поверхностей должен органично соотноситься с мас­сой изобразительных элементов архи­тектурных проекций. Как правило, вы­сота строки таких шрифтов избирается несколько меньшей, чем высота строк шрифтов с линейным характером начер­тания знаков. Следует заметить также, что при изображении шрифта каранда­шом и фломастером наклон инструмен­та относительно плоскости бумаги мо­жет быть любым, рапидограф при изоб­ражении шрифта следует держать вер­тикально,

Исполнение шрифтовой надписи с использованием трафарета.Особеннос­ти шрифтового оформления чертежа с помощью трафарета состоят не только в искусстве компоновки шрифта, которая имеет свои трудности, но и в качестве исполнения. В настоящее время шриф­товые трафареты изготавливаются из листов сравнительно толстой (1,5— 2 мм) прозрачной пластмассы и потому при компоновке шрифтовой полосы не­обходимо учитывать эффект преломле­ния светового луча в толще пластмассо­вого листа. Игнорирование этого опти­ческого эффекта может привести к ошибкам в интервалах между знаками, неровной расстановке знаков относи­тельно горизонтальных линий строки. Особую трудность составляет графичес­кое исполнение знаков, так как они вы­черчиваются оголовником рапидографа, соединенного специальной шарнирной вставкой с рукояткой, которая направ­ляется рукой чертежника. Такой про­цесс начертания знаков через ячейки трафарета требует умения перемещения иглы рапидографа строго перпендику­лярно бумаге. Только в этом случае кон­турная линия знаков будет равной по толщине, с четким началом и окончани­ем каждого элемента знака. С трафаре­том можно работать и без специальной угловой приставки, однако в этом слу­чае сильно устает рука, снижается каче­ство изображения. Стиль шрифтовых надписей, выполненных с помощью тра­фарета, хорошо сочетается с характером линейной графики с заливкой.

Исполнение шрифтовой надписи с использованием летрасетаи фото кол­лажа(рис. 17,2). Техника перенесения букв с листа летрасета на бумагу, при­емы выклейки шрифтовых полос из эле­ментов шрифтового фотоколлажа срав­нительно просты, что существенно эко­номит время. Однако шрифтовое офор­мление чертежа в технике летрасета и фотоколлажа отличается ярко выражен­ным «полиграфическим стилем, сочета­ется далеко не с каждым видом чертеж­ной графики. Это объясняется не специ­фикой техники летрасета или фотокол-лажа, а характером шрифтовых гарни­тур, избираемых для промышленного изготовления листов летрасета или пе­чатного изготовления шрифтового фото­коллажа. В обоих случаях технические условия производства диктуют выбор характера шрифта массивного, с преоб­ладанием толстых элементов букв и цифр. Такие шрифтовые гарнитуры можно использовать лишь в случае оформления архитектурного чертежа. эскиза, схемы огрубленной графикой с использованием толстых линий, боль­ших поверхностей с заливкой и интен­сивной штриховкой.

Применение листов летрасета и фо­токоллажа в чертежах с изящной линей­ной графикой, с небольшим количеством заливок элементов плана и разреза зда­ний обычно противопоказано. Применяя леграсет, фотоколлаж для шрифтового оформления чертежа необходимо изби­рать шрифты с высотой строк не более 2,5; 3,5 мм. Крупные заглавные буквы с высотой строки 4, 5, 7, 10, 14 мм реко­мендуются в плакатах, схемах, графиках, характер чертежной графики которых органично сочетается с полиграфически­ми шрифтами, изображенными на листах летрасета и фотоколлажа. Следует реко­мендовать для шрифтового оформления в архитектурной графике листы летрасе­та и фотоколлажа с изображением маши­нописного шрифта, полиграфический стиль которого нейтрален, хорошо соче­тается почти с любой техникой чертеж­ного исполнения. Размер машинописно­го шрифта может колебаться по высоте строки (А) в пределах 2,5; 3,5; 5; 7; 10 мм. Для наклеиванияэлементов фотоколла­жа на чертеж рекомендуется использо­вать клей ПВА.

Наши рекомендации